Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему

Порой кажется, что нет иностранного режиссера, более почитаемого на постсоветском пространстве, чем Гай Ричи. Наш зритель смотрит фильмы британца влюбленными глазами, и неважно, очередная это криминальная комедия с Джейсоном Стейтемом или студийный блокбастер с россыпью звезд. К выходу в мае на «Кинопоиске» 15-го полнометражного фильма Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» с Генри Кавиллом в главной роли мы решили обновить наш рейтинг работ плодовитого режиссера.
Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему
Legion-Media

15. «Унесенные» / Swept Away (2002)

Жанр: мелодрама, комедия

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Брюс Гринвуд, Мадонна, Элизабет Бэнкс, Майкл Битти, Джинн Трипплхорн

Кадр из фильма «Унесенные»
Кадр из фильма «Унесенные»
Legion-Media

«Унесенный» стал оглушительным провалом. Фильм прокляли, кажется, все: как фанаты Мадонны, так и Ричи, которому по сей день припоминают то давнее помутнение рассудка.

14. «Револьвер» / Revolver (2005)

Жанр: боевик, триллер, драма, криминал, детектив

В ролях: Джейсон Стэйтем, Рэй Лиотта, Винсент Пасторе, Андре Бенджамин, Теренс Мэйнард

Кадр из фильма «Револьвер»
Кадр из фильма «Револьвер»
Legion-Media

Кино начинается с четырех мудрых цитат подряд. Потом появляется усатый патлатый Джейсон Стейтем в роли откинувшегося из тюрьмы шулера и продолжает разговаривать сомнительной глубины афоризмами. Набор несвязных псевдофилософских умозаключений, которые утяжеляются режущим глаза монтажом и лихорадочным, скачущим повествованием. Даже если смотреть «Револьвер», не моргая и записывая все сюжетные ходы, в конце так и напрашивается вопрос: «А о чем, собственно, этот фильм?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

13. «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» / Operation Fortune: Ruse de Guerre (2023)

Жанр: боевик, комедия

В ролях: Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт, Кэри Элвес, Багзи Мэлоун

Кадр из фильма «Операция "Фортуна": Искусство побеждать»
Кадр из фильма «Операция "Фортуна": Искусство побеждать»
Legion-Media

Джейсон Стейтем играет элитного мирового шпиона Орсона, которому поручают собрать команду агентов и сорвать продажу супероружия. На выходе получилась двухчасовая реклама винных напитков в форме откровенной «бэшки» с несмешными шутками, плохо поставленным экшеном и карикатурными персонажами.

12. «Меч короля Артура» / King Arthur: Legend of the Sword (2017)

Жанр: фэнтези, боевик, драма, приключения

В ролях: Чарли Ханнэм, Астрид Берже-Фрисби, Джуд Лоу, Джимон Хонсу, Эрик Бана

Кадр из фильма «Меч короля Артура»
Кадр из фильма «Меч короля Артура»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История молодого Артура, который узнает о своем королевском происхождении, взяв в руки Экскалибур, стала первым фэнтези для Гая Ричи. На бумаге все выглядело здорово: главный герой — простой уличный хулиган (любимый ричевский типаж в кино), решивший со своей бандой ограбить злого волшебника (буквально переиначенный сюжет «Большого куша»). Но концепт подвело исполнение. Детский рейтинг не позволил режиссеру разгуляться ни в смачных ругательствах, ни в красочном насилии (все это для Средневековья подошло бы как родное). Кино получилось нагроможденным, сумбурным, чрезвычайно темным. Клиповый монтаж испортил боевые сражения, черствый сценарий не спешил раскрывать мир фильма и хоть какого-нибудь второстепенного героя. Зато Чарли Ханнэм сказочно харизматичен в роли Артура, а саундтрек Дэниела Пембертона до сих пор звучит мощно.

11. «Аладдин» / Aladdin (2019)

Жанр: мюзикл, фэнтези, мелодрама, комедия, приключения, семейный

В ролях: Мена Массуд, Наоми Скотт, Уилл Смит, Марван Кензари, Навид Негабан

Кадр из фильма «Аладдин»
Кадр из фильма «Аладдин»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любой способный режиссер в конечном счете снимает игровые ремейки для Disney. С Гаем Ричи это произошло в 2019-м — после череды кассовых провалов его назначили на пост режиссера нового «Аладдина». Возможно, аргументировали опять тем, что главный герой — разбойник с улицы, вынужденный воровать на рынке, чтобы выжить. Это, в принципе, единственное, что роднит фильм с ранним творчеством британца. Во всем остальном «Аладдин» — это типичный «диснеевский» блокбастер с кучей графики. Не самый лучший игровой ремейк в их коллекции, но и не самый худший. По крайней мере, от Жасмин в исполнении Наоми Скотт было глаз не оторвать, да и Уилл Смит в роли Джинна был неплох. В планах Гая Ричи еще два проекта для Disney: ремейк «Геркулеса» и сиквел «Аладдина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. «Гнев человеческий» / Wrath of Man (2021)

Жанр: боевик, триллер

В ролях: Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джеффри Донован, Джош Хартнетт, Лас Алонсо

Кадр из фильма «Гнев человеческий»
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
Legion-Media

Сразу после развеселых «Джентльменов» Ричи резко убрал улыбку со своего лица и снял брутальный, холодный и невыносимо серьезный боевик «Гнев человеческий». Джейсон Стейтем в нем играет немногословного хмурого бандита, который устраивается инкассатором ради исполнения многоступенчатого плана мести. Попытка режиссера попробовать себя в чем-то новом засчитана, хотя это «новое» — всего лишь имитация кинематографа Крейга Заллера, Майкла Манна и Джона Карпентера, чье «Нападение на 13-й участок» явно вдохновило весь третий акт «Гнева человеческого». Во многом из-за навязчивых ассоциаций с более компетентными представителями жанра данное кино ощущается вторичным. Не помогают картине ни диалоги с сальными шутками, ни дуболомный пафос, ни раздутый для такого сюжета хронометраж. Но перестрелки поставлены грамотно — с этим не поспоришь!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. «Министерство неджентльменских дел» / The Ministry of Ungentlemanly Warfare (2024)

Жанр: боевик, драма, военный, история

В ролях: Генри Кавилл, Алан Ричсон, Рори Киннер, Генри Голдинг, Фредди Фокс

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После затянувшегося штиля, вызванного своими недавними релизами, Гай Ричи возвращается в родную бухту комедийных боевиков, где его фанаты уже давно томятся в ожидании развесёлого непринужденного зрелища в фирменном режиссёрском стиле Гая Ричи. И «Министерство неджентльменских дел» — как раз такой вариант: простенькое, но обаятельное морское путешествие на разовый заплыв.

В 1942-м году по личной инициативе Черчилля британцы тайно собирают элитный отряд из лучших профессионалов своего дела (шпионы, тактики, лоцманы и т.д.), во главе которого ставят неуправляемого сумасброда Гаса Марч-Филлипса (Генри Кавилл). В компании шести человек они должны обогнуть пол-Африки и скрытно подплыть к нацистской базе в Гвинейском заливе. Всё это как бы основано на реальных событиях (прототипов персонажей нам любезно покажут на титрах), но при этом очевидно, что исторический контекст адаптирован под быстро перевариваемый, комиксный экшен-блокбастер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из минусов: кино всё-таки садится на мель во второй половине и кренится в сторону корявого подхалимажа американцам, без которых якобы Вторую мировую было невозможно выиграть (выглядит как неуместный комплимент Джерри Брукхаймеру, согласившемуся стать продюсером фильма). А из плюсов: кастинг человека-эсминца Алана Ричсона на роль скандинавской машины для убийств Андерса Лассена, укравшего в итоге весь фильм.

8. «Шерлок Холмс: Игра теней» / Sherlock Holmes: A Game of Shadows (2011)

Жанр: боевик, приключения, триллер, криминал, детектив

В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Нуми Рапас, Джаред Харрис, Пол Андерсон

«Шерлок Холмс: Игра теней»
«Шерлок Холмс: Игра теней»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сиквел «Шерлока Холмса» мрачнее и сконцентрирован больше на изощренных экшен-сценах, нежели на детективной составляющей. Тем не менее «Игра теней» оставляет приятное впечатление незамысловатого приключенческого блокбастера. В этот раз Шерлок Холмс (Роберт Дауни — младший) и доктор Ватсон (Джуд Лоу) вступают в смертельную схватку со своим заклятым врагом профессором Мориарти (Джаред Харрис). К видам викторианского Лондона добавилось путешествие по Европе конца XIX века, из-за чего сиквел, вне всяких сомнений, визуально лишь обогатился. Обидно за Рэйчел Макадамс, чью Ирен Адлер оставили за бортом буквально в самом начале фильма, однако за цветущим на экране бромансом Дауни и Лоу можно наблюдать все так же бесконечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. «Переводчик» / The Covenant (2023)

Жанр: боевик, триллер, военный, история, драма

В ролях: Джейк Джилленхол, Дар Салим, Джонни Ли Миллер, Александр Людвиг, Энтони Старр

Кадр из фильма «Переводчик»
Кадр из фильма «Переводчик»
Legion-Media

За просмотром «Переводчика» не покидает сомнение: а точно ли фильм Гая Ричи мы смотрим, а не какого-нибудь Питера Берга? Для британца вторая картина за 2023 год сильно отличается от первой и вообще от всего, что режиссер снимал раньше. Это полноценный военный боевик про американского солдата Джона Кинли (Джейк Джилленхол) в Афганистане, жизнь которого после стычки с противником спас местный переводчик Ахмед (Дар Салим). Ричи сделал работу над ошибками после «Гнева человеческого» и снял брутальное мужское кино без сбивающих настрой шуток и сомнительных сюжетных поворотов. «Переводчик» — это прямолинейный военный экшен со зрелищными перестрелками, основанный на реальных событиях. Идея фильма заключается не в романтизации войны или американской армии, а в рассказе мужской истории про то, что настоящий друг в беде никогда не бросит. Нетипично для Ричи, но как кино очень даже хорошо. Дар Салим — открытие фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. «Рок-н-ролльщик» / RocknRolla (2008)

Жанр: криминал, боевик, триллер

В ролях: Джерард Батлер, Том Уилкинсон, Тандиве Ньютон, Марк Стронг, Идрис Эльба

Кадр из фильма «Рок-н-ролльщик»
Кадр из фильма «Рок-н-ролльщик»
Legion-Media

«Настоящему рок-н-ролльщику нужно все!» — этой фразой открывается один из самых недооцененных фильмов Ричи. И в «Рок-н-ролльщике» действительно есть все: актерский состав из самых популярных британцев на момент премьеры (Батлер, Эльба, Стронг, Харди, Кеббелл), фирменный черный юмор, много музыки и брани, увлекательный сюжет. Гангстерская мозаика Ричи, по форме напоминающая современный городской вестерн, разбита на несколько взаимосвязанных сюжетных линий про мелких бандитов, каждый из которых пытается договориться с главным лондонским мафиози (неотразимый Том Уилкинсон). Здесь мы снова наблюдаем драйв криминальных будней «Большого куша», где один персонаж красноречивее другого.

5. «Шерлок Холмс» / Sherlock Holmes (2009)

Жанр: боевик, приключения, триллер, драма, комедия, криминал, детектив

В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Рэйчел Макадамс, Марк Стронг, Эдди Марсан

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Шерлок Холмс»
Кадр из фильма «Шерлок Холмс»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путь Гая Ричи в большом студийном кино начался с «Шерлока Холмса». Фильм буквально на полгода опередил британское переосмысление истории величайшего сыщика с Камбербэтчем, и эта проворность, безусловно, американцам сыграла на руку. В своем «Шерлоке» Ричи хорошенько похулиганил и с образом главного героя (если надо, его Холмс запросто пропишет кулаком в челюсть), и с каноническими сюжетами Конан Дойля. Много фирменной «грязной» эстетики британских улиц, хлесткий юмор, безудержный клиповый монтаж, рифмующийся с молниеносными дедуктивными способностями Холмса. Сюжет про воскресшего из мертвых чернокнижника до самого конца играет со зрителем в кошки-мышки: это мистика или хитрые манипуляции преступного гения? Дауни-младший в образе Железного человека, застрявшего в викторианском Лондоне, и Джуд Лоу, в кои-то веки не переигрывающий, стали той еще экранной парочкой и чуть ли не главной причиной успеха фильма.

4. «Агенты А.Н.К.Л.» / The Man from U.N.C.L.E. (2015)

Жанр: боевик, комедия, приключения

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Генри Кавилл, Арми Хаммер, Алисия Викандер, Элизабет Дебики, Хью Грант

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.»
Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.»
Legion-Media

Шпионская ретро-комедия «Агенты А.Н.К.Л.» — жемчужина в фильмографии Гая Ричи. Кино со своим невероятным стилем, грацией и гипнотической актерской химией. Кавилл буквально сияет от лоска в роли элегантного афериста из ЦРУ, Арми Хаммер блестяще отыгрывает неуравновешенного русского шпиона из КГБ, Алисия Викандер – бойкая и сумасбродная британка, не дающая этим двум бугаям перетянуть все внимание на свои уморительные перепалки. Тот случай, когда у Ричи все актеры на своих местах, знают, что делать, и наслаждаются каждой проговариваемой строчкой диалога. Экшен-сцены не повторяются и не утомляют, иронично поданный сеттинг холодной войны и мелодичный саундтрек Пембертона превращают «Агентов» в приключенческое кино высшего порядка. Как жаль, что финальные сборы и перестраховка студийных боссов лишили нас сиквела одного из лучших фильмов Гая Ричи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. «Джентльмены» / The Gentlemen (2020)

Жанр: криминал, комедия, боевик

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Мэттью Макконахи, Чарли Ханнэм, Генри Голдинг, Хью Грант, Мишель Докери

Кадр из фильма «Джентльмены»
Кадр из фильма «Джентльмены»
Legion-Media

«Джентльмены» заслуживают каждую крупицу той зрительской любви, в которой фильм обваляли в год выхода, хотя бы за то, что они вернули нам старого доброго Гая Ричи. Того самого Гая Ричи, который мог элегантно развернуть бережно сложенную сценарную самокрутку в увлекательное гангстерское полотно в духе его же культовых кино-авантюр. Сюжет «Джентльменов» типичен для Ричи: есть один магнат, у которого денег куры не клюют, и есть те, кто хочет прикарманить все его финансы. Цимес отнюдь не в сюжетной завязке, а в гиперактивной подаче, искусном сценарии и галерее выразительных личностей. Будь то броский внешний вид или остроумная реплика, Гай Ричи умеет писать запоминающихся персонажей минимумом художественных средств. И «Джентльмены» — хрестоматийный тому пример. Холеный МакКонахи, нервный Ханнэм, пронырливый Грант или стильный Фаррелл — каждый из них по-своему великолепен.

2. «Большой куш» / Snatch (2000)

Жанр: криминал, комедия, боевик

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Джейсон Стэйтем, Стивен Грэм, Брэд Питт, Алан Форд, Робби Ги

Кадр из фильма «Большой куш»
Кадр из фильма «Большой куш»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы вы ставили на победу «Большого куша» в нашем рейтинге, то проиграли бы. Но ничего, героям визитной карточки Гая Ричи тоже часто не везло. Например, четырехпалый Фрэнки должен был переправить краденый алмаз из Англии в США, но не смог пройти мимо боксерского поединка и ставки, как ему сказали, на заведомого победителя. Тут все как закрутилось: евреи, русские, цыгане, местные головорезы весь колорит английского дна вышел на охоту за алмазом. Собрав звездный актерский состав (Стейтем, Бенисио Дель Торо, Стивен Грэм, Брэд Питт в роли грязного цыгана), Ричи взял безупречно сработавшую формулу своего дебюта и придумал еще одну закрученную криминальную сагу. Фильм разлетелся на цитаты (во многом благодаря переводу Дмитрия Пучкова, ставшего венцом пиратских локализаций эпохи VHS), персонажи ушли в народ, Гай Ричи в одночасье стал главным хулиганом от мира кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. «Карты, деньги, два ствола» / Lock, Stock and Two Smoking Barrels (1998)

Жанр: боевик, комедия, криминал

В ролях: Джейсон Флеминг, Декстер Флетчер, Ник Моран, Джейсон Стэйтем, Стивен Макинтош

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»
Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»
Legion-Media

Без «Карт, денег, двух стволов» не было бы ни «Большого куша», ни в целом Гая Ричи. В этом фильме режиссер изобрел себя, и все фирменные мотивы, художественные приемы и манипуляции с нарративом в последующих работах — лишь вариации того, с чем он взорвал малобюджетный авторский кинематограф в далеком 1998 году. Четверо неудачников задолжали матерому преступнику полмиллиона фунтов. Срок вернуть долг — неделя. Парни начинают думать, где бы по-быстрому срубить куш. В итоге придумали ограбить других преступников, решивших, в свою очередь, ограбить безобидных «ботанов», которые тихо-мирно выращивают марихуану для какого-то там наркобарона. Казалось бы, что тут может пойти не по плану?

Бешеный ритм, нелинейное повествование, убойный черный юмор, броские диалоги тут же надоумили многих окрестить «Карты, деньги...» английским ответом «Криминальному чтиву». Но на самом деле фильмы принципиально разные: Тарантино снял шедевр постмодернизма, в то время как Гай Ричи — абсолютную «пацанскую» классику криминального жанра и звонкую симфонию преступного Лондона под радикально свежий для тех времен клиповый монтаж.