Лед и пламя: как Сандре Хюллер удалось стать одной из самых важных актрис своего поколения

19 октября компания «Про: взгляд» выпускает в российский прокат фильм — победитель Каннского фестиваля этого года «Анатомия падения» французского режиссера Жюстин Трие. Главную роль исполнила немка Сандра Хюллер. На примере этого фильма, а также других ярких работ актрисы рассказываем, как она стала незаменимой в международном кино и вдохновила режиссеров на создание главных фильмов этого года.
Лед и пламя: как Сандре Хюллер удалось стать одной из самых важных актрис своего поколения
imago/Legion Media

Мировое кино в этом году отмечено звездой Сандрой Хюллер. Актриса снялась сразу в двух картинах, которые оставили под впечатлением публику как в Европе, так и в Северной Америке. Фильм француженки Жюстин Трие «Анатомия падения» взял «Золотую ветвь» Каннского фестиваля, а на втором месте с Гран-при жюри оказался еще один проект с участием Хюллер — драма про холокост Джонатана Глейзера «Зона интересов». Оба фильма с успехом прошли и на смотрах в Теллерайде и Торонто. Сняться сразу в двух значительных для мирового кино картинах за один год удается не каждому актеру. Впрочем, Хюллер не раз доказывала свою уникальность. Однако, несмотря на столь большое внимание к своей персоне, немка не теряет голову и к перспективам карьеры в Америке и номинации на премию «Оскар» относится как минимум с иронией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хюллер выросла в небольшом городе Фридрихрода в ГДР. Правда, прожила будущая актриса при коммунизме совсем недолго. Как и многие восточные немцы, она вспоминает о том времени с ностальгией. Серьезная для своего юного возраста Сандра знала, что ее будущее определено, и в социалистическом государстве ее больше всего привлекало отсутствие выбора: «У нас был один сорт молока, один сорт масла, один сорт хлеба, и ты ходил в магазин, чтобы просто купить все необходимое. Такой вещи, как шопинг, не существовало — ходить и выбирать то, что тебе нравится. Было не так много стресса. Было больше места для отдыха, скуки, создания вещей из ничего».

Когда Сандре было 11 лет, пала Берлинская стена и пришло время выбирать. Увлечение актерским мастерством в любительских кружках быстро перешло в страсть, и в 1996 году Хюллер переехала в Берлин и поступила в престижную Академию драматических искусств Эрнста Буша. Правда, за Берлин Хюллер не держалась, так же как впоследствии не будет держаться за карьеру в Голливуде. Она играла в театрах в Йене, Ганновере, Мюнхене, Фрайбурге, Лейпциге и Цюрихе.

«Реквием» / Requiem (2005)

Режиссер: Ханс-Кристиан Шмид

Жанр: драма

SWR
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хюллер всегда видела себя как театральную актрису и не стремилась построить карьеру в кино. Ее первая большая кинороль случилась после семи лет в театре. В фильме «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида 28-летняя Хюллер сыграла Микаэлу Кинглер, эпилептика, которую в ее церкви считали одержимой демонами. История основана на реальной жизни Анны-Элизабет Михель, страдавшей от тяжелой формы эпилепсии. Родители, убежденные, что девушкой овладели бесы, уговорили ее обратиться к католическому священнику. Над ней провели несколько обрядом экзорцизма, и девушка умерла от истощения и обезвоживания.

Самое жуткое в фильме — сцены тяжелых припадков героини, в которых Хюллер как будто полностью отдается во власть момента и забывает о своей личности. Игра актрисы впечатлила и испугала не только зрителей Берлинале, где прошла премьера «Реквиема», но и жюри во главе с актрисой Шарлоттой Рэмплинг. Первая большая роль сразу же принесла Хюллер «Серебряного медведя» Берлинале, а сама актриса стала главной надеждой немецкого кино, к чему она была абсолютно не готова. До победы на Берлинале она даже не знала о существовании этого фестиваля.

«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (2016)

Режиссер: Марен Аде

Жанр: драма, комедия

Komplizen Film
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трехчасовая немецкая комедия об отношениях отца и дочери... Немецкая комедия — уже само по себе оксюморон. Все-таки немцы явно не знамениты своим чувством юмора. Странный громоздкий фильм режиссера Марен Аде «Тони Эрдманн» не сильно привлекал даже привыкших ко всякому фестивальных критиков. От него ничего не ждали, многие на Каннском фестивале его пропустили, и очень зря. Во время пресс-показа журналисты, увидевшие «Тони Эрдманна» первыми в мире, взрывались овациями, фильм получил самую высокую оценку критиков в истории фестиваля, а Аде и Хюллер стали новыми лицами европейского кино. Как оказалось, немцы могут быть смешными, но их юмор рождается совершенно случайно, из отчаяния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хюллер утверждает, что изначально, когда ей предложили сценарий, никто не рассматривал фильм как комедию. Картина рассказывает о сложных отношениях отца Винфреда (Петр Симонишек) и его отстраненной дочери Инес, которая усиленно строит карьеру в консалтинге. После того как Винфред хоронит любимого пса, он отправляется в Бухарест проведать Инес и, обеспокоившись ее моральным состоянием, решает остаться там подольше в образе бизнесмена Тони Эрдманна. Коллеги Инес принимают Тони за чистую монету, и только она знает, что скрывается за париком и дурацкими фальшивыми зубами отца.

При этом очень тяжело поверить, что «Тони Эрдманн» не задумывался как комедия. В фильме присутствует сцена, где Инес заставляет своего коллегу и по совместительству любовника эякулировать на пирожные, затем она устраивает спонтанную голую вечеринку, а еще исполняет песню Уитни Хьюстон The greatest love of all, прикинувшись сотрудницей немецкого посольства на пасхальной вечеринке одной румынской семьи. Кажется, в Инес гораздо больше Винфреда, чем она думала. Именно в «Тони Эрдманне» закрепился актерский образ Хюллер — она может незаметно перетечь из холодного состояния в горячее, оттолкнуть своей неприступностью и через секунду завлечь дружеской улыбкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как актриса она невероятно неуловима и многолика. Она может вызывать глубокую симпатию и одновременно быть очень холодной. В ней есть честность, прямота, которые никак не вяжутся со стремлением соблазнить. Она может быть невероятно жесткой, а потом как будто растаять», — рассказывает Трие, которая впервые встретилась с Хюллер на съемках своего фильма «Соблазн» (2019) и захотела непременно поработать с ней снова.

«Зона интересов» / The Zone of Interest (2023)

Режиссер: Джонатан Глейзер

Жанр: драма, биография

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После успеха «Тони Эрдманна» и его номинации на «Оскар» Хюллер вдохновила на новые проекты сразу нескольких режиссеров. Британский экспериментатор Джонатан Глейзер разрабатывал проект про холокост в течение нескольких лет. После посещения Освенцима, где режиссера особенно поразил дом коменданта лагеря Рудольфа Хосса, он решил основать свой фильм на книге Мартина Амиса «Зона интересов». Амис описывает будни коменданта и его семьи под вымышленными именами. Глейзер решил вернуть героям их настоящие имена, чтобы подчеркнуть реализм происходящего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще в самом начале карьеры Хюллер зареклась играть нацистов, чего смогли избежать немногие из немецких актеров, в основном попадающие в международный продакшен благодаря подобным ролям. Глейзер так долго вел переговоры с актрисой о роли жены коменданта Хедвиг, что вскоре не мог представить на месте Хюллер никого другого. Поступиться своими принципами актрису заставило то, что проект американца абсолютно не походил на типичный фильм про ужасы Второй мировой. Картина открывается кадрами из жизни обычной семьи: они ходят на речку купаться, жена хлопочет по дому, муж идет на работу. Единственное их отличие от обывателей состоит в том, что они живут через забор от Освенцима, а глава семьи Хосс — один из главных винтиков в механизме холокоста.

Глейзер установил небольшие камеры по всему дому, чтобы добиться максимального реализма. Актеры никогда не знали, снимают их или нет и с какой стороны камера. Здесь снова пригодилось мастерство Хюллер перетекать из легкости в жесткость, из обыденности в ужас. Сначала Хедвиг похожа на типичную наседку, деловитую хранительницу семейного гнезда, но кадр за кадром ее маска сытого благополучия начинает трескаться. Вот она с удовольствием примеряет шубу убитой еврейки, а вот с невероятной гордостью показывает матери свой сад, пока в нескольких метрах за забором расстреливают людей. В какой-то момент начинаешь сомневаться, кто ужаснее: Хосс, пытающийся изобрести более эффективный и быстрый способ сжигать людей, или Хедвиг, готовая сжечь весь мир ради своего мещанского счастья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно Хюллер при подготовке к роли стремится максимально понять своего персонажа, залезть в его шкуру, найти сочувствие к нему и подобрать чувства и эмоции из своей жизни, которые подошли бы ее героине. Однако в случае Хедвиг актриса впервые отказалась от привычного процесса. Она пообещала себе, что Хосс «не получит ни одной ее слезинки».

«Анатомия падения» / Anatomie d'une chute (2023)

Режиссер: Жюстин Трие

Жанр: триллер, драма

imago/Legion Media

Когда Жюстин Трие писала сценарий криминального триллера, она постоянно думала о Хюллер и даже назвала главную героиню Сандра. По сюжету Сандра Войтер — успешная писательница, которая живет вместе с мужем и слабовидящим сыном во Французских Альпах. Кажется, ее жизнь идеальна, однако однажды ее муж умирает загадочной смертью — выпав или выпрыгнув из окна. Сандра — главная подозреваемая, а ее сын — главный свидетель, который может изменить жизнь матери малейшими деталями в своих показаниях.

По словам режиссера, в главной героине было что-то неуловимое и только Хюллер было под силу запечатлеть эту неуловимость на экране. Роль Сандры — одна из самых сильных ее актерских работ. По примеру знаменитого документального фильма «Лестница» Жана Ксавье де Лестрада, который исследует дело писателя Майкла Питерсона, обвиняемого в убийстве жены, «Анатомия падения» постоянно держит в напряжении и не дает окончательных ответов. С каждой новой подробностью о жизни героини она раскрывается перед нами по-новому, и здесь снова сияет удивительная способность Хюллер менять обличие — от жертвы обстоятельств до расчетливого манипулятора, от заботливой матери до жесткого и холодного партнера, от любящей жены до усталой, раздраженной, разочарованной женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сделать Сандру максимально неуловимой, Трие отказалась рассказать, виновна героиня или нет, даже самой Хюллер. Это сводило актрису, привыкшую в мельчайших деталях прорабатывать свою роль, с ума. В конце концов режиссер сказала ей: «Играй ее так, как будто она невиновна». При этом главная интрига даже не в том, убила Сандра мужа или нет, а в том, кто она есть на самом деле. С героини сходит слой за слоем, маска за маской, и даже после двух часов, проведенных с ней, каждый составит о ней свое уникальное мнение. «Чем старше я становлюсь, тем больше я понимаю, что часто это вопрос перспективы. Когда я была моложе, я всегда старалась занять правильную моральную позицию, но сейчас это так не работает», — отмечает актриса.

imago/Legion Media

В отличие от Хедвиг из «Зоны интересов», Хюллер было несложно понять Сандру и представить себя на ее месте. Актриса играла ее с позиции силы. Для нее Сандра — уверенная в себе женщина, профессионал, которая не привыкла винить в своих неудачах других людей и предпочитает вести самостоятельную жизнь и не жаловаться, когда ей приходится чем-то жертвовать для своей семьи. При этом многие сочли эти качества героини за холодность и бессердечность. «Почему эта женщина холодная? Потому что она говорит о фактах? Потому что она остается сильной ради своего ребенка? Потому что она не улыбается всем подряд?» — спрашивает Хюллер. В современном мире даже такие качества женщины могут восприниматься негативно, и это еще один комментарий, который делает фильм Трие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на успех «Анатомии падения» на фестивалях, Франция решила отправить на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм» «Рецепт любви» Чан Ань Хунга. При этом оскаровский комитет страны сделал этот выбор с явным расчетом на то, что «Анатомия падения» и сама Трие попадут в более престижные категории за лучший сценарий или даже за режиссуру. Хюллер вполне могла бы претендовать на актерскую номинацию, но ее это не особо волнует, и о перспективах карьеры в Америке она отзывается с прохладой:

«Если ты действительно хочешь достичь чего-то в Америке, то нужно изменить многое в твоем лице и фигуре. Я, по крайней мере снаружи, стала бы другим человеком, иначе я не смогу вписаться (в местную индустрию). Так что я должна решить, действительно я хочу этого или нет, — на этом моя карьера в Америке закончится. И почему бы и нет? Я точно от этого не умру. У меня много работы в Германии».

И, может, такое отношение актрисы к международной карьере даже к лучшему. Все-таки Европе очень нужна Сандра, и не хочется ее делить ни с кем.