«Бегущий по лезвию» (1982)

Рик Декард

Личность Рика Декарда десятилетиями подвергается сомнению. Даже режиссер «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт не раз спорил с исполнителем главной роли Харрисоном Фордом о том, является Декард репликантом или человеком. И, так как фильм прямо не указывает на происхождение Декарда, мы тоже не можем быть уверены в его идентичности: если Декард — репликант, то это означает, что он охотится на собратьев. Но многие критики отмечают: судя по игре Харрисона Форда, он уверен, что его герой — человек, а не андроид.

"Черный лебедь" (2010)

Нина Сейерс

«Черный лебедь» Даррена Аронофски — типичный психологический триллер, в котором для зрителя природа реальности становится такой же зыбкой, как и для главной героини Нины Сейерс. Окруженная лабиринтами зеркал, в которых теряется объективная правда, Нина пытается справиться не только с нарастающим прессингом балетной индустрии, но и с неустойчивостью своего параноидального разума.

«Форрест Гамп» (1994)

Форрест Гамп

Хотя фильм «Форрест Гамп» широко известен благодаря цитате о коробке конфет, довольно редко упоминается сомнительное повествование главного героя. По мере того как воспоминания Форреста становятся все более фантастичными, с упоминаниями Элвиса Пресли, Джона Леннона и Уотергейта, зрители не могут не задаться вопросом, не является ли все это вымыслом. Но совершенно не следует считать Форреста Гампа полностью ненадежным рассказчиком — он настолько прост и наивен, что это лишь добавляет обаяния его историям.

«Остров проклятых» (2009)

Тедди Дэниелс

Детективный нуар Мартина Скорсезе «Остров проклятых» следует за маршалом Тедди Дэниелсом в изолированную психиатрическую лечебницу, где он расследует исчезновение пропавшей пациентки. В стенах зловещей больницы Тедди, и так тяжело переживающий смерть жены, сталкивается с множеством интриг и неожиданностей, которые заставляют зрителей сомневаться в нем как в повествователе.

«Моменто» / Memento (2000)

Леонард Шелби

Кристофер Нолан блестяще справляется с созданием нелинейных и запутанных историй, которые требуют большого внимания к деталям. В «Помни» зрители буквально плутают в лабиринте сюжета — но вместе с ними оказывается и рассказчик Леонард Шелби: он расследует убийство жены, при этом страдая от потери краткосрочной памяти. С помощью этого сценарного приема фильм не только нарушает привычную хронологию событий, но и с ног на голову переворачивает ожидаемую детективную интригу «кто убийца?».

«Исчезнувшая» / Gone Girl (2014)

Ник Данн и Эми Данн

В детективе Дэвида Финчера преподаватель Ник Данн оказывается в затруднительном положении, когда обнаруживает, что его жена Эми исчезла. Расследование открывает странные детали дела — например, пятна крови в доме и беременность Эми, о которой Ник ничего не знал. Но когда оказывается, что найденный дневник Эми — фальшивка, фильм меняет направление повествования. «Исчезнувшая» — произведение о двух ненадежных рассказчиках, и зрительское отношение к героям кардинально меняется по мере развития сюжета.

"Последняя дуэль" / The Last Duel (2021)

Жан де Карруж и Жак Ле Гри

Еще один фильм Ридли Скотта в нашей подборке рассказывает о последнем официально одобренном судебном поединке во Франции. В 1386 году рыцарь Жан де Карруж и его друг и соперник Жак Ле Гри сошлись в смертельном поединке после того, как жена Карружа, Маргарита, обвинила Ле Гри в изнасиловании. Сценарий из трех частей сначала показывает историю со стороны двух ненадежных рассказчиков-мужчин, а затем раскрывает истину глазами Маргариты — героини, чья субъектность изначально игнорировалась и отрицалась.

«Расёмон» / Rashomon (1950)

Все рассказчики

«Расёмон» — рассказанная с четырех противоречащих точек зрения история преступления, поднимающая вечные вопросы правды, правосудия и человеческой природы. С помощью нелинейного повествования, ненадежных рассказчиков и изобретательного визуального ряда Акира Куросава создал напряженный психологический триллер, в котором смешались притчевый символизм, традиционная японская культура и эстетика немого кино. Операторская работа легендарного Кадзуо Миягавы выстроена на игре света и тени, геометрических формах, экспрессивных крупных планах и абстракциях, мастерски иллюстрируя центральную идею фильма. Существует ли объективная правда? Может ли человек быть до конца честен даже с самим собой? Как в нашей памяти отражается реальность? И реально ли осуществить справедливое правосудие? Куросава одновременно безжалостен в своей морали и предельно гуманистичен: люди и окружающий их мир неидеальны, а дождь и солнце неизбежно сменяют друг друга, как смерть и жизнь.