Мой мармеладный: как Катя Лель попала в топ чарта Spotify и покорила зарубежную публику?

Песня Кати Лель «Мой мармеладный», выпущенная 20 лет назад, 22 ноября 2023 года заняла третью строчку списка 50 вирусных треков во всем мире по версии Spotify. Также трек завирусился в англоязычном TikTok. По просьбе «Правил жизни» музыкальный журналист Олег Кармунин разбирается в феномене.
Мой мармеладный: как Катя Лель попала в топ чарта Spotify и покорила зарубежную публику?
«Правила жизни»

Катя Лель с песней про «джага-джага» впервые попала в мировые чарты. И это не новость из 2003 года. Это происходит прямо сейчас, в 2023 году, и смотрится как настоящая музыкальная сенсация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще раз — русская музыка в мировых чартах Америки, Австралии и Нидерландов. В год, когда культурный железный занавес между нами и Западом беспросветно опустился, когда гастроли наших музыкантов отменяют в Европе на основании темно-красного паспорта, когда в российских стримингах нет Майкла Джексона, — в это время тысячи девушек по всему миру косплеят «русский стиль» под самую легкомысленную песенку в истории русской попсы.

Смотреть

Песня попала в тренды тиктока, что неудивительно: она и звучит, как современный молодежный хит — со всеми этими новомодными липсинками «муа-муа», чтобы под них кривляться и посылать воздушные поцелуи. И только благодаря коротким видео стала вновь популярной.

Вопрос только один: почему этого не случилось раньше? Почему только сейчас?

Катя Лель в 2004 году
Катя Лель в 2004 году
Дмитрий Коробейников/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле еще в 2004 году продюсер Максим Фадеев, автор хита, сделал англоязычную версию «Моего мармеладного», чтобы запустить Катю Лель на Запад. Тогда в нашей стране было время надежд: все думали, что за рубежом нас обязательно оценят, если очень постараться. Ведь, по идее, для того чтобы понравиться иностранной аудитории, надо просто красиво спеть по-английски, без акцента, чтобы слиться с обычной иностранной музыкой.

Певица Катя Лель на праздничном концерте, организованном Домом моды Валентина Юдашкина в Государственном концертном зале «Россия»
Певица Катя Лель на праздничном концерте, организованном Домом моды Валентина Юдашкина в Государственном концертном зале «Россия»
Алексей Куденко/Коммерсантъ

А почему нет? Тогда был еще свеж пример группы «Тату» — феноменальный мировой успех «школьного лесбо-дуэта». Под шумок можно было и Катю Лель запустить. И не только! Еще Сергея Лазарева, Валерию и даже группу «ВИА Гра». Все эти русскоязычные поп-деятели пытались в свои лучшие годы петь по-английски: выпускали целые альбомы, сочиненные и спродюсированные иностранцами, для чего наши звезды месяцами жили в Европе, арендуя целые студийные комплексы. Результат был катастрофическим: ничего не получилось почти ни у кого. И, видимо, дело не в языке.

Однако новый тренд тиктока доказал, что хит «Мой мармеладный» слушают за границей даже в оригинальной версии. По-русски. Сейчас уже больше 10 млн стримов на Spotify. И людей совершенно не смущает, что они не понимают смысл словечек «джага-джага». Так даже интереснее. Возможно, именно в этом словосочетании кроется загадочная русская душа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, судьба Кати Лель полна самых немыслимых приключений. Она, кажется, пережила все перипетии судьбы типичной певицы русской попсы эпохи полукриминального шоу-бизнеса. Именно она могла бы плясать в лисьей шапке в новом тренде, изображая суровую русскую женщину, потому что именно ей этот образ подходит больше всего.

Судьба была к ней и благосколнна, и жестока. Сначала она пела на бэк-вокале у Льва Лещенко — именно там ее заметил бизнесмен Александр Волков, на долгие годы ставший для Кати Лель спонсором и сердечным другом. Так часто бывало с певицами бэк-вокала, которые, исполняя чужую песенку, периодически стреляли взглядом в зал, выискивая себе вариант поинтереснее.

Кате Лель повезло. Статный мужчина, бизнесмен и ресторатор, словно герой романтических песен, бросал к ногам певицы все что мог. Катя Лель выпускала по альбому в год, а клипы ей снимали самые лучшие режиссеры своего времени: Федор Бондарчук, Юрий Грымов и Сергей Кальварский. Ее имя стало звучать на радио, но славы было недостаточно, чтобы вырваться в первый эшелон нашей эстрады.

Смотреть

Поначалу она пела чистосердечную, но очень простую музыку для не очень притязательных народных масс. Немодную, несовременную, про любовь и тяжесть расставания. Например, «Я по тебе скучаю» — душераздирающее признание в любви. По сюжету песни, все природные явления, от грозы до листопада, — это признак того, что Катя Лель скучает по своему мужчине. Под песню предполагается наливать и плакать. А песня «Горошины» — лауреат, между прочим, «Песни года». Но все эти хиты не смогли вывести Катю Лель в ранг главной певицы страны. Потому что весь ее репертуар был совершенно незаводным. Извините за резкую критику.

Смотреть

Назревшую проблему должен был решить продюсер Макс Фадеев. Помочь Кате Лель с репертуаром и имиджем — выпустить один альбом в рамках кризис-менеджмента и дать певице свежий импульс. Омолодить ее. Перепридумать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Максим Фадеев не смог отказаться от щедрого творческого предложения. Задача стояла амбициозная. Если раньше продюсер практически с нуля сам создавал проекты, то теперь он должен был переделать имидж Кати таким образом, чтобы о ней заговорили как о модной и стильной певице. Это примерно как из шансона сделать кей-поп. Практически нереально.

Но он смог. Из страдающей женщины он сделал Катю Лель молодой кокеткой, чьи песни могут теперь принять на свой счет и подростки. Легкомысленные фразочки-мемы. Нахальные, но очень запоминающиеся. Так и должны звучать припевы хитов. Услышал один раз — и не можешь выкинуть из головы никогда. «Попробуй муа-муа, попробуй джага-джага. Муси-муси-муси-пуси, миленький мой».

Смотреть

Но за всей этой красотой стояло пекло страданий. По воспоминаниям работавших в то время с Катей Лель фадеевских сотрудников, характер певицы был не похож на настроение исполняемых ею песен. Звезда была довольно вспыльчивой, а к своим прямым обязанностям — подготовиться к интервью или даже выучить текст песни — относилась не слишком серьезно. Из-за чего возникали постоянные конфликты, скандалы и крики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, выпустив один шедевральный, но единственный альбом «Джага-джага», Максим Фадеев занялся собственным творчеством, оставив Катю Лель.

Legion-Media

К сожалению, как это часто бывает, ничего более выдающегося в творчестве певицы с тех пор не появилось. Спустя пару лет после большого успеха продюсер Александр Волков по личным причинам прекратил финансирование своей подопечной. Тут-то певица, видимо, поняла, чего стоила ее головокружительная карьера. Новые песни больше не брали на радио, а саму певицу перестали звать на телевидение. С тех пор — и до сегодняшнего дня про Катю Лель обычный слушатель ничего не слышал. Она вошла в историю как певица «джаги-джаги» — такой ее и запомнили.

И это хорошо, потому что в жизни большинства певцов не бывает и такого успеха.

И теперь классические песни подарили Кате Лель вторую волну популярности. Наверное, ее несколько раз позовут на ток-шоу обсудить, каково быть героем молодежного тренда. Наверное, Катя Лель попытается ответить, но вряд ли она до конца поймет смысл происходящего. Да мы и сами все реже понимаем, откуда возникают новые тренды, мемы и какая невидимая рука их запускает.

Очевидно одно: за «джагу-джагу» стоит поблагодарить гениального продюсера и композитора Макса Фадеева, который задолго до коротких видео, в 2003 году, предугадал все тренды на 20 лет вперед. Как всегда, историю музыки двигают визионеры.

И это далеко не Катя Лель.