Катя Лель с песней про «джага-джага» впервые попала в мировые чарты. И это не новость из 2003 года. Это происходит прямо сейчас, в 2023 году, и смотрится как настоящая музыкальная сенсация.

Еще раз — русская музыка в мировых чартах Америки, Австралии и Нидерландов. В год, когда культурный железный занавес между нами и Западом беспросветно опустился, когда гастроли наших музыкантов отменяют в Европе на основании темно-красного паспорта, когда в российских стримингах нет Майкла Джексона, — в это время тысячи девушек по всему миру косплеят «русский стиль» под самую легкомысленную песенку в истории русской попсы.

Песня попала в тренды тиктока, что неудивительно: она и звучит, как современный молодежный хит — со всеми этими новомодными липсинками «муа-муа», чтобы под них кривляться и посылать воздушные поцелуи. И только благодаря коротким видео стала вновь популярной.

Вопрос только один: почему этого не случилось раньше? Почему только сейчас?

На самом деле еще в 2004 году продюсер Максим Фадеев, автор хита, сделал англоязычную версию «Моего мармеладного», чтобы запустить Катю Лель на Запад. Тогда в нашей стране было время надежд: все думали, что за рубежом нас обязательно оценят, если очень постараться. Ведь, по идее, для того чтобы понравиться иностранной аудитории, надо просто красиво спеть по‑английски, без акцента, чтобы слиться с обычной иностранной музыкой.

А почему нет? Тогда был еще свеж пример группы «Тату» — феноменальный мировой успех «школьного лесбо-дуэта». Под шумок можно было и Катю Лель запустить. И не только! Еще Сергея Лазарева, Валерию и даже группу «ВИА Гра». Все эти русскоязычные поп-деятели пытались в свои лучшие годы петь по‑английски: выпускали целые альбомы, сочиненные и спродюсированные иностранцами, для чего наши звезды месяцами жили в Европе, арендуя целые студийные комплексы. Результат был катастрофическим: ничего не получилось почти ни у кого. И, видимо, дело не в языке.

Однако новый тренд тиктока доказал, что хит «Мой мармеладный» слушают за границей даже в оригинальной версии. По‑русски. Сейчас уже больше 10 млн стримов на Spotify. И людей совершенно не смущает, что они не понимают смысл словечек «джага-джага». Так даже интереснее. Возможно, именно в этом словосочетании кроется загадочная русская душа.

Вообще, судьба Кати Лель полна самых немыслимых приключений. Она, кажется, пережила все перипетии судьбы типичной певицы русской попсы эпохи полукриминального шоу-бизнеса. Именно она могла бы плясать в лисьей шапке в новом тренде, изображая суровую русскую женщину, потому что именно ей этот образ подходит больше всего.

Судьба была к ней и благосколнна, и жестока. Сначала она пела на бэк-вокале у Льва Лещенко — именно там ее заметил бизнесмен Александр Волков, на долгие годы ставший для Кати Лель спонсором и сердечным другом. Так часто бывало с певицами бэк-вокала, которые, исполняя чужую песенку, периодически стреляли взглядом в зал, выискивая себе вариант поинтереснее.

Кате Лель повезло. Статный мужчина, бизнесмен и ресторатор, словно герой романтических песен, бросал к ногам певицы все что мог. Катя Лель выпускала по альбому в год, а клипы ей снимали самые лучшие режиссеры своего времени: Федор Бондарчук, Юрий Грымов и Сергей Кальварский. Ее имя стало звучать на радио, но славы было недостаточно, чтобы вырваться в первый эшелон нашей эстрады.

Поначалу она пела чистосердечную, но очень простую музыку для не очень притязательных народных масс. Немодную, несовременную, про любовь и тяжесть расставания. Например, «Я по тебе скучаю» — душераздирающее признание в любви. По сюжету песни, все природные явления, от грозы до листопада, — это признак того, что Катя Лель скучает по своему мужчине. Под песню предполагается наливать и плакать. А песня «Горошины» — лауреат, между прочим, «Песни года». Но все эти хиты не смогли вывести Катю Лель в ранг главной певицы страны. Потому что весь ее репертуар был совершенно незаводным. Извините за резкую критику.

Назревшую проблему должен был решить продюсер Макс Фадеев. Помочь Кате Лель с репертуаром и имиджем — выпустить один альбом в рамках кризис-менеджмента и дать певице свежий импульс. Омолодить ее. Перепридумать.

Максим Фадеев не смог отказаться от щедрого творческого предложения. Задача стояла амбициозная. Если раньше продюсер практически с нуля сам создавал проекты, то теперь он должен был переделать имидж Кати таким образом, чтобы о ней заговорили как о модной и стильной певице. Это примерно как из шансона сделать кей-поп. Практически нереально.

Но он смог. Из страдающей женщины он сделал Катю Лель молодой кокеткой, чьи песни могут теперь принять на свой счет и подростки. Легкомысленные фразочки-мемы. Нахальные, но очень запоминающиеся. Так и должны звучать припевы хитов. Услышал один раз — и не можешь выкинуть из головы никогда. «Попробуй муа-муа, попробуй джага-джага. Муси-муси-муси-пуси, миленький мой».

Но за всей этой красотой стояло пекло страданий. По воспоминаниям работавших в то время с Катей Лель фадеевских сотрудников, характер певицы был не похож на настроение исполняемых ею песен. Звезда была довольно вспыльчивой, а к своим прямым обязанностям — подготовиться к интервью или даже выучить текст песни — относилась не слишком серьезно. Из-за чего возникали постоянные конфликты, скандалы и крики.

И, выпустив один шедевральный, но единственный альбом «Джага-джага», Максим Фадеев занялся собственным творчеством, оставив Катю Лель.

К сожалению, как это часто бывает, ничего более выдающегося в творчестве певицы с тех пор не появилось. Спустя пару лет после большого успеха продюсер Александр Волков по личным причинам прекратил финансирование своей подопечной. Тут-то певица, видимо, поняла, чего стоила ее головокружительная карьера. Новые песни больше не брали на радио, а саму певицу перестали звать на телевидение. С тех пор — и до сегодняшнего дня про Катю Лель обычный слушатель ничего не слышал. Она вошла в историю как певица «джаги-джаги» — такой ее и запомнили.

И это хорошо, потому что в жизни большинства певцов не бывает и такого успеха.

И теперь классические песни подарили Кате Лель вторую волну популярности. Наверное, ее несколько раз позовут на ток-шоу обсудить, каково быть героем молодежного тренда. Наверное, Катя Лель попытается ответить, но вряд ли она до конца поймет смысл происходящего. Да мы и сами все реже понимаем, откуда возникают новые тренды, мемы и какая невидимая рука их запускает.

Очевидно одно: за «джагу-джагу» стоит поблагодарить гениального продюсера и композитора Макса Фадеева, который задолго до коротких видео, в 2003 году, предугадал все тренды на 20 лет вперед. Как всегда, историю музыки двигают визионеры.

И это далеко не Катя Лель.