«Бедные-несчастные», «Аркейн», «Карнивал Роу»: 12 фильмов и сериалов в стиле стимпанк
«Бедные-несчастные» / Poor Things (2023)
Жанр: драма, комедия, фантастика
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф
Новая творческая коллаборация греческого постановщика Йоргоса Лантимоса и американки Эммы Стоун основана на одноименном романе шотландского писателя и художника Аласдера Грея. Картина в вольной форме переосмысливает такой родной для Лантимоса античный миф о скульпторе Пигмалионе, создавшем настолько идеальную скульптуру, что сам же в нее влюбился. В картине греческого постановщика сюжет переносится в домысленную викторианскую Англию. Главная героиня Белла возвращается к жизни усилиями ученого Годвина Бакстера (Уиллем Дефо). Для воскрешения Беллы Бакстер пересаживает ей мозг ее же нерожденного ребенка, и героиня с сознанием младенца оказывается в теле взрослой женщины. Но однажды творение восстает против своего творца — в компании развратного адвоката Дункана Веддерберна (Марк Руффало) героиня Стоун сбегает прочь, чтобы начать свое путешествие по странам и континентам. Новые географические открытия помогают ей познать себя, и вчерашняя ожившая кукла требует теперь не только справедливого отношения, но и равенства в правах.
Создавая причудливый стимпанк-мир «Бедных-несчастных», режиссер Йоргос Лантимос и оператор Робби Райан визуально ориентировались на «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы, «Черный нарцисс» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, «И корабль плывет» Федерико Феллини, а также на уникальный авторский стиль прославленного шведа Роя Андерссона.
«Метрополис» / Metropolis (1927)
Жанр: фантастика, триллер, драма
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Кляйн-Рогге, Фриц Расп
Одним из первых кинематографических экспериментов в жанре стимпанк по праву считается классическая лента Фрица Ланга 1927 года. История про классовое неравенство в городе будущего Метрополисе разделила не только его жителей, но и мир кино на до и после. Картина предложила совершенно иной взгляд на визуальный ряд, оживив на экране альтернативную реальность, равной которой не было. А в основе сценария роман Теа фон Харбоу, значительно переосмысленный Лангом.
Мир Метрополиса представляет собой утопические образы верхней зоны города, в которой царит райская идиллия, и нижней зоны, жители которой без устали трудятся в паровых котельных, обеспечивающих комфорт высшей элиты. Визуально картина Ланга представляет собой сплав металла, подземельной пыли и волшебной красоты природы, недоступной бедным. В 2001 году «Метрополис» стал первым фильмом, который был внесен ЮНЕСКО в реестр программы по защите всемирного документального наследия «Память мира».
«Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (1958)
Жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези
Режиссер: Карел Земан
В ролях: Лубор Токош, Арношт Навратил, Мирослав Голуб, Франтишек Шлегр
Если «Метрополис» по праву входит в негласный список лучших фильмов всех времен, черно-белая картина чешского постановщика Карела Земана практически неизвестна широкому зрителю. Сюжет основан на романе Жюля Верна «Флаг родины» 1896 года, в центре которого особый эликсир, способный погубить целый мир, окажись он в руках злодеев. За последних отвечают коварные пираты, а противостоит им добродушный профессор Том Рок.
При создании фильма было найдено уникальное для 1958 года стилистическое решение: живые съемки совмещены с перекладной анимацией. А итоговый результат стилизован под книжные гравюры конца XIX — начала XX века, использованные в оригинальных изданиях произведений Жюля Верна.
«Бразилия» / Brazil (1985)
Жанр: фантастика, драма, комедия
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм
Фактически культовая антиутопия Терри Гиллиама относится к поджанру дизельпанк, то есть совмещает в себе технологии и визуальную атрибутику периода Первой и Второй мировых войн. Но при этом фильм сильно повлиял на киностановление стимпанка. Сюжетно же «Бразилия» вдохновлена беспросветностью романа «1984» Джорджа Оруэлла и фантасмагоричностью произведений Франца Кафки.
Картина Гиллиама рассказывает про добродушного рядового клерка Сэма Лаури (Джонатан Прайс), являющегося винтиком огромной системы, во главе которой в том числе находится его влиятельная мать Ида (Кэтрин Хелмонд). Герой отказывается от подаренного матерью повышения и довольствуется малым, пока не знакомится с загадочной девушкой, до этого регулярно появлявшейся в его снах. Эта встреча в корне меняет его судьбу и лишает порядка привычную жизнь.
«Город потерянных детей» / La cité des enfants perdus (1995)
Жанр: фантастика, фэнтези, драма
Режиссер: Марк Каро, Жан-Пьер Жене
В ролях: Рон Перлман, Жюдит Витте, Доминик Пинон, Даниэль Эмильфорк
Сюрреалистический фильм от создателя «Амели» Жан-Пьера Жене. «Город потерянных детей» французский постановщик написал и снял вместе с соавтором Марком Каро. Главный герой истории — ученый-отшельник Кранк, проживающий в Городе похищенных детей. Из-за невозможности нормально спать он давно состарился раньше времени, а промышляет тем, что похищает детей, сны которых хочет присвоить себе. Но из-за того, что дети его боятся, видит он преимущественно кошмары. Противостоять ученому решает силач Уан (Рон Перлман, знакомый по роли Хеллбоя), отправившийся на поиски своего пропавшего брата-близнеца.
Лента отличается самобытным визуальным стилем, а костюмы для нее создал любимец французских режиссеров модельер Жан-Поль Готье. «Город потерянных детей» претендовал на топовые кинонаграды, включая приз Каннского кинофестиваля, американскую премию «Сатурн», французский «Сезар» и испанскую «Гойю».
«Дикий, дикий Запад» / Wild Wild West (1999)
Жанр: фантастика, боевик, комедия
Режиссер: Барри Зонненфельд
В ролях: Уилл Смит, Кевин Клайн, Кеннет Брана, Сальма Хайек
Фильм, ради съемок в котором Уилл Смит отказался от роли Нео в «Матрице». Сам актер впоследствии рассказывал, что отдал предпочтение научно-фантастическому вестерну Барри Зонненфельда, потому что был большим поклонником одноименного сериала 1960-х, а в сценарии «Матрицы» ничего не понял. Получается, что Смит выбрал стимпанк против киберпанка. И хотя «Дикий, дикий Запад» поставил разве что антирекорды (шесть наград антипремии «Золотая малина» и провальные прокатные сборы), фильм внес свой вклад в развитие жанра стимпанк на экране.
Картина рассказывает о двух суперагентах (Уилл Смит и Кевин Клайн) конца XIX века, состоящих на службе у 18-го президента США Улисса Гранта, которому строит козни злодей Лавлэйс (Кеннет Брана). Заручившись поддержкой обворожительной и бесстрашной Риты (Сальма Хайек), они стараются помешать вражеским планам. «Дикий, дикий Запад» переосмысливает ключевые элементы традиционных вестернов, снабжая их технологическими диковинками и непривычной для жанра эклектикой.
«Лига выдающихся джентльменов» / The League of Extraordinary Gentlemen (2003)
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик
Режиссер: Стивен Норрингтон
В ролях: Шон Коннери, Насируддин Шах, Пета Уилсон, Тони Керран
Мрачный кинокомикс Стивена Норрингтона, вдохновленный одноименной серией графических романов Алана Мура и Вевина О’Нила, созданных на заре кинотриумфа DC. Экранизацию заселили герои из абсолютно разных миров: здесь встречаются вампирша-аристократка из «Дракулы», капитан Немо, Том Сойер, делящие одно тело доктор Джекил и мистер Хайд, а также профессор Мориарти, Дориан Грей и многие другие. Возглавляет эту банду путешественник и авантюрист Аллан Квотермэйн в исполнении Шона Коннери.
Из-за смешения разных известных сюжетов «Лига выдающихся джентльменов» превращается в новаторское прочтение классических произведений, герои которых объединяются под эгидой фильма. Исторический сюжет обрастает художественными домыслами, а мир истории теряет всякую привычную логику. Например, посреди шумного мегаполиса может возникнуть подводная лодка «Наутилус», а вампиры, маги и охотники за нечистью объединяют усилия ради общего противника.
«Ходячий замок» / Howl no Ugoku Shiro (2004)
Жанр: аниме, фэнтези, мелодрама
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Тиэко Байсе, Такуя Кимура, Акихиро Мива, Тацуя Гасюин
Культовая анимация Хаяо Миядзаки по мотивам одноименного сказочного романа писательницы Дианы Уинн Джонс. Хотя сам автор признавался, что прообразом замка Хаула является избушка на курьих ножках из русского народного фольклора. По сюжету из-за проклятия злой ведьмы 18-летняя Софи мгновенно стареет. В ужасе героиня покидает родной город и в дороге знакомится с могущественным волшебником Хаулом и демоном Кальцифером, домом которых становится удивительный ходячий замок. Примкнув к ним, Софи узнает, что Кальцифер должен служить Хаулу по договору, подробности которого он не раскрывает. Тогда Софи и демон решают помочь друг другу избавиться от наложенных на них злых чар.
Живой классик Миядзаки использует все возможности современной анимации, чтобы оживить сказочный мир «Ходячего замка». В нем привычные вещи обретают самое неожиданное воплощение, а тривиальный мир на наших глазах превращается в ожившую фантазию из самых удивительных снов.
«Аркейн» / Arcane: League of Legends (2021)
Жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези
Режиссер: Паскаль Шаррю, Арно Делорд
В ролях: Хейли Стайнфелд, Кевин Алехандро, Джейсон Спайсэк, Токс Олагундойе
Еще одним важным примером использования стиля стимпанк в анимации служит сериал «Аркейн» 2021 года, основанный на вселенной компьютерной игры League of Legends. Место действия — утопический край Пилтовер и страшный подземный мир Заун. Главные героини — сестры Вай и Джинкс, разведенные по разные стороны баррикад.
«Аркейн» получился настолько успешным, что сумел установить рекорд стриминговой платформы Netflix, войдя в топ-10 просмотров в 52 странах. Этот результат позволил продюсерам продлить шоу на второй сезон, продолжив историю столкновения двух миров: внешних — Пилтовера и Зауна, и внутренних — Вай и Джинкс. Проект находит идеальный баланс между техническим прогрессом и абсолютной сказочностью анимационного фэнтези-мира.
«Лемони Сникет: 33 несчастья» / A Series of Unfortunate Events (2004)
Жанр: фэнтези, комедия, приключения
Режиссер: Брэд Силберлинг
В ролях: Джим Керри, Эмили Браунинг, Лиам Эйкен, Кара Хоффман
И полнометражный фильм с Джимом Керри, и снятый по его мотивам сериал с Нилом Патриком Харрисом выжимают из оригинального текста писателя Дэниела Хэндлера (тот самый Лемони Сникет) визуальный максимум. Это история про осиротевших брата и сестер семейства Бодлер, которых берет под опеку алчный и маргинальный граф Орлов. Чужие дети нужны ему лишь для внушительного наследства, а обманывать органы опеки и прочих неравнодушных взрослых он пытается при помощи актерского таланта перевоплощения.
Художественная экранизация оригинальных книг Хэндлера построена по принципу магического реализма: все узнаваемые атрибуты привычного мира здесь наделены новаторским видением, словно придуманные неукротимым воображением ребенка.
«Дом странных детей Мисс Перегрин» / Miss Peregrine's Home for Peculiar Children (2016)
Жанр: фэнтези, драма, приключения
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Ева Грин, Эйса Баттерфилд, Сэмюэл Л. Джексон, Джуди Денч
Еще одна история в жанре стимпанк, рассказывающая о непростой детской доле в суровом мире взрослых. Тим Бертон взял за основу роман Ренсома Риггза «Дом странных детей», рассказывающий о волшебном приюте для сирот со сверхъестественными способностями. Руководит приютом мисс Перегрин (Ева Грин), являющаяся оборотнем. Главный герой Джейкоб вырос под рассказы своего деда о волшебном доме странных детей Мисс Перегрин, расположенном на таинственном острове. После смерти дедушки Джейкоб решает отыскать этот остров и лично познакомиться с его обитателями.
Признанный поклонник готики и вуайерист Тим Бертон наделяет книжный мир истории яркими деталями, оживающими на экране. Этот мир оказывается таким же живым и убедительным, как и населяющие его дети. А само пространство истории напоминает причудливый сон, от которого невозможно оторваться.
«Карнивал Роу» / Carnival Row (2019–2023)
История разворачивается в неовикторианском городе Бург, раздираемом войной. Главные герои сериала — угрюмый инспектор полиции Райкрофт Филострат (Орландо Блум) и его возлюбленная фея Виньет (Кара Делевинь). Вместе они бросают вызов темным силам, которые охотятся на волшебных существ-беженцев. Поимка виновного обернется для героев задачей посложнее — вместе им предстоит не только остановить зло, но и восстановить хрупкий баланс в их полумифическом мире.
«Карнивал Роу» создает на экране самобытный мир, населенный обычными героями и волшебными созданиями, уживающимися рядом. Их вселенная не похожа ни на какую другую, хоть и заимствует исторические элементы разных эпох, которые обретают новое прочтение. С их помощью на экране оживает целая вселенная, в которой хочется задержаться как можно дольше.