15 фильмов-победителей «Оскара», которые нужно посмотреть хотя бы раз в жизни

В продолжение нашей статьи про фильмы, проигравшие «Оскар», но ставшие, тем не менее, классикой мирового кино, теперь вспомним самых великих триумфаторов за всю историю кинопремии. Оговоримся для начала, что не всегда «Оскар» за лучший фильм гарантирует той или иной картине вечную славу. Не раз выигрывали откровенно проходные ленты, ныне забытые временем. Цель нашей статьи— собрать 15 выдающихся фильмов, которые поражали тогда и всё ещё восхищают сейчас.
15 фильмов-победителей «Оскара», которые нужно посмотреть хотя бы раз в жизни
Legion-Media

«В порту» / On the Waterfront (1954)

Жанр: драма, мелодрама, криминал

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Элиа Казан

В ролях: Марлон Брандо, Карл Молден, Ли Дж. Кобб, Род Стайгер

Legion-Media

«В порту» Элиа Казана, как говорят, классика на все времена. Во многом потому что это история простого грузчика, который пытается жить по совести, но совесть на хлеб не намажешь. Фильм настолько точно угодил в нерв времени, что умудрился победить в то десятилетие, когда на «Оскаре» награждали лишь мюзиклы, исторические пеплумы и щепетильные мелодрамы — но никак не соцреалистичные драмы о рабочем классе. А ещё именно в этом фильме легендарный Марлон Брандо сыграл свою лучшую роль.

«Квартира» / The Apartment (1960)

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Режиссер: Билли Уайлдер

В ролях: Джек Леммон, Ширли Маклейн, Фред Макмюррей, Рэй Уолстон

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Билли Уайлдеру на протяжении практически 30 лет (с 1940-х по середину 1960-х) не было равных в Голливуде. Как одарённый сценарист с потрясающим чувством юмора, Уайлдер выиграл свой главный «Оскар» именно за комедию «Квартира» про то, как клерк сдавал свою холостяцкую берлогу коллегам по работе, а те его всячески рекомендовали к повышению. Это, естественно, лишь только завязка.

«Полуночный ковбой» / Midnight Cowboy (1969)

Жанр: драма

Режиссер: Джон Шлезингер

В ролях: Дастин Хоффман, Джон Войт, Сильвия Майлз, Джон МакГайвер

Legion-Media

С приходом «Нового Голливуда» изменилась вся Америка — в частности её облик на экране. Нью-Йорк растерял весь свой гламур и блеск, он наконец-то стал выглядеть так, каким являлся на самом деле: грязным, развратным, враждебным. Удивительно, что один из самых честных на то время фильмов об Америке снял британец Шлезингер, причём выбрав таких главных героев, про которых никто бы раньше даже не осмелился снимать кино — глуповатого жигало (Джон Войт) и бомжа-туберкулёзника (Дастин Хоффман). «Полуночный ковбой» стал предвестником новой славной эры настоящего, реалистичного кинематографа с высочайшей художественной ценностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Французский связной» / The French Connection (1971)

Жанр: криминал, боевик, триллер

Режиссер: Уильям Фридкин

В ролях: Джин Хэкмен, Фернандо Рей, Рой Шайдер, Тони Ло Бьянко

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Перед тем как напугать весь мир «Изгоняющим дьявола», Уильям Фридкин мощно заявил о себе бескомпромиссно жестокой полицейской драмой «Французский связной». Главный герой в исполнении Джина Хэкмена – отличный коп, но при этом худший человек на свете. Он пьёт, матерится, ненавидит меньшинства, бьёт женщин, стреляет в своих и прохожих, если они стоят у него на пути при выполнении рабочих задач. Фильм представил радикальный взгляд на поимку преступников, но куда любопытнее его другая особенность: где-то на середине «Французский связной» превращается в одну нескончаемую сцену погони — то пешком, то в метро, то на машине — и снято это настолько захватывающе, что теперь, кажется, ясно, откуда Том Круз черпает вдохновение для новых частей «Миссии невыполнима».

«Крестный отец» / The Godfather (1972)

Жанр: драма, криминал

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл

Legion-Media

Да простит нас Мартин Скорсезе, но лучше саги про семейство Колеоне на тему мафии так никто и не снял. Коппола вместе с Марио Пьюзо создали поистине монументальное произведение, у которого попросту нет слабых сторон. Если и была ещё более безоговорочная победа за всю историю «Оскара», то она случалась двумя годами позже, когда Коппола вернулся за новой порцией золотых статуэток с «Крестным отцом 2».

«Пролетая над гнездом кукушки» / One Flew Over the Cuckoo’s Nest (1975)

Жанр: драма

Режиссер: Милош Форман

В ролях: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дурифолях:

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бессмертный гимн всех бунтарей, ода свободе и фильм, вытащивший из забвения такого выдающегося режиссёра, как Милош Форман. Кроме того, одна из лучших голливудских экранизаций и, без сомнений, великая роль Джека Николсона как хрестоматийного экранного нонконформиста.

«Охотник на оленей» / The Deer Hunter (1978)

Жанр: драма, военный

Режиссер: Майкл Чимино

В ролях: Роберт Де Ниро, Джон Казале, Джон Сэвэдж, Кристофер Уокен

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масштабная по размаху хроника дружбы трёх американцев русского происхождения, оказавшихся в самой гуще Вьетнамской войны. Антивоенный шедевр Чимино и попросту один из важнейших фильмов про Вьетнам и про то, как целая страна оправлялась от тяжелейшей трагедии.

«Обыкновенные люди» / Ordinary People (1980)

Жанр: драма

Режиссер: Роберт Редфорд

В ролях: Дональд Сазерленд, Мэри Тайлер Мур, Джадд Хёрш, Тимоти Хаттон

Legion-Media

Режиссерский дебют Роберта Редфорда, пробирающий до мурашек своей проницательностью в изображении среднестатистической американской семьи, которой пришлось справляться с горечью утраты. «Обыкновенные люди» — важнейший фильм, заложивший фундамент в становлении института независимого американского кино. Своеобразный прото-«Сандэнс», что логично, учитывая, кто придумал этот фестиваль десятилетие спустя.

«Молчание ягнят» / The Silence of the Lambs (1991)

Жанр: триллер, детектив, криминал

Режиссер: Джонатан Демме

В ролях: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Брук Смит, Скотт Гленн

Legion-Media

Не являясь чистокровным представителем хорроров, фильм Джонатана Демме, тем не менее, сделал огромную услугу жанру ужасов, выведя его из андеграунда на территорию престижного кино. Триллеры про поимку серийных убийц вошли в моду, студийное жанровое кино получило новый виток развития. Кроме того, «Молчание ягнят» — единственный фильм, победивший на «Оскаре», который вышел в прокат в январе, когда обычно выпускают картины с нулевым наградным потенциалом. Вы только представьте: больше года вся общественность, не имея возможность твитить каждый день, ходила и восторгалась великолепной игрой Энтони Хопкинса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Список Шиндлера» / Schindler’s List (1993)

Жанр: драма, биография, история

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл

Legion-Media

Если и существовал в истории такой режиссёр, кому было бы по силам взяться столь основательно за неподъёмную тему Холокоста, то это только Стивен Спилберг. «Список Шиндлера» — его главное произведение в карьере. История про немецкого промышленника, спасшего почти 1200 евреев во время Второй мировой, в тот год покорила абсолютно всех.

«Титаник» / Titanic (1997)

Жанр: мелодрама, история, триллер

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтсолях:

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласны ли вы с утверждением, что «Титаник» — это величайшее кино о любви из когда-либо снятых? Так или иначе, творение Джеймса Кэмерона до сих пор впечатляет размахом, постановкой, декорациями, но самое главное – трогает зрительские сердца.

«Властелин колец: Возвращение короля» / The Lord of the Rings: The Return of the King (2003)

Жанр: фэнтези, приключения, драма

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Шон Эстин, Иэн Маккеллен

Legion-Media

Год, когда все забыли про деление кино на зрительское, массовое, авторское, независимое, студийное. Все просто сидели с открытым ртом, наблюдая эпический финал первой большой фэнтези-саги XXI века. Питер Джексон доказал, что даже сказочный блокбастер, если он сделан с душой, может собрать все награды мира, которые раньше таким фильмам были не положены.

«Отступники» / The Departed (2006)

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссер: Мартин Скорсезе

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мартин Скорсезе удачно перенес формулу гонконгского боевика на американскую почву и сорвал большой куш на церемонии «Оскар». «Отступники», может быть, не вершина режиссёрской карьеры Скорсезе, но точно его самый остросюжетный, динамичный и попросту безудержный фильм, ставший классикой жанра. А ещё это такое редкое кино, в котором снялись Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон и Джек Николсон, но всех затмил в итоге Марк Уолберг.

«Старикам тут не место» / No Country for Old Men (2007)

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссеры: Итан и Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд:

Legion-Media

Братья Коэн экранизировали роман Кормака МакКарти, а заодно воскресили жанр вестерна в XXI веке. Их фирменная мрачная ирония отлично легла на философскую притчу о круговороте насилия, благодаря чему история о том, как ветеран войны бежит с сумкой найденных денег от безжалостного наёмника, принесла им сразу три «Оскара» за один фильм. Четвёртая статуэтка ушла Хавьеру Бардему за роль немногословного Антона Чигура, вошедшего в пантеон самых каноничных злодеев современного кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Лунный свет» / Moonlight (2016)

Жанр: драма

Режиссер: Барри Дженкинс

В ролях: Алекс Р. Хибберт, Эштон Сандерс, Треванте Роудс, Наоми Харрис

Legion-Media

Чувственный триптих Барри Дженкинса, рассказывающий об этапах взросления чернокожего парня в гетто, сломал целую охапку закостенелых стереотипов, связанных как с расовыми предрассудками, так и с традицией оскаровских лауреатов. Впервые за всю историю премии выиграл снятый за полтора миллиона долларов независимый авторский фильм чернокожего режиссёра. Его посыл был прекрасен в своей простоте: любовь выживает в любых условиях. Так и в случае с «Лунным светом»: настоящее кино всегда побеждает.