Экранизации

Александр Сергеевич до сих пор остается одним из самых экранизируемых классиков эпохи золотого века поэзии. Существует порядка 200 экранизаций произведений Пушкина. Одного только «Евгения Онегина» переносили на большой экран 17 раз. Адаптацией романа в разные годы занимались кинематографисты со всего мира: из России, Германии, Финляндии, США, Франции, Чехословакии, Великобритании, Италии и Австрии.

Но даже этот роман не является самым экранизируемым произведением поэта, хотя и входит в тройку наиболее востребованных в рядах кинематографистов. Лидером остается мистическая повесть «Пиковая дама» с 26-ю кинотрактовками из России, Германии, Франции, США, Великобритании, к которым добавились Польша и Бразилия. На втором месте — роман в стихах «Онегин», а замыкает тройку историческая трагедия «Борис Годунов» с 14-ю экранизациями (к вышеперечисленным странам добавляется Испания). Далее идут «Капитанская дочка» (13 киноадаптаций) и экранизированные по 12 раз «Выстрел» и «Станционный смотритель». Последний получал свое киновоплощение в самых разных трактовках: от чешского «Эротикона» и немецкого «Почтмейстера» до австрийской «Дуни» и финской «Сэнсуэллы».

Вести отсчет экранизаций произведений Александра Пушкина стоит с 1907 года, когда один из пионеров российского кинематографа оператор и фотограф Александр Дранков перенес на пленку эпизод трагедии «Борис Годунов». И это при том, что официальной датой рождения российского кино считается октябрь 1908-го. Тогда же он представил его публике в летнем театре «Эдем» в дореволюционном Санкт-Петербурге. А вот довести начатое до конца не получилось, но не из-за технических сложностей, а по причине человеческих конфликтов. Исполнитель роли Годунова не сошелся во взглядах с Дранковым и, как бы сказали сейчас, выбыл из проекта. Спустя время режиссер все же постарался расширить изначальный фрагмент «Бориса Годунова», но до наших дней этот фильм не сохранился.

В 1909-м были выпущены сразу две экранизации произведений Пушкина в формате короткого метра: немая черно-белая лента «Бахчисарайский фонтан» Якова Протазанова (по техническим причинам картина также «не дожила» до сегодняшнего дня) и «Мазепа» Василия Гончарова по либретто одноименной оперы и поэмы «Полтава».

Но экранизировали творчество Александра Пушкина не только в формате короткого и полного метра. Его сюжеты, особенно сказочные, оказались очень востребованы в анимации. В числе самых известных — мультфильмы по мотивам произведений поэта «Сказка о царе и работнике его Балде» (четыре экранизации за почти 40 лет), «Сказка о рыбаке и рыбке» (две экранизации: 1937 и 1950 годов), «Капитанская дочка» (одноименная анимационная лента Екатерины Михайловой 2005-го), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (одноименная экранизация Ивана Иванова-Вано 1951 года) и «Сказка о царе Салтане» (три экранизации, включая серию «Князь и лебедь» из цикла российско-американского мультсериала «Истории из моего детства», к которому приложил руку легендарный артист балета Михаил Барышников).

Случаются и более экспериментальные экранизации творчества Александра Сергеевича: сюжеты прошлого переплетаются с нашим временем. Например, картина «Дубровский» с Данилой Козловским в роли благородного разбойника переносит события романа в современную Россию.

Аналогичным образом поступил и сериал Михаила Зыгаря (признан иноагентом) 2021 года «Сказки Пушкина. Для взрослых». В основе проекта — шесть сказок, каждую из которых экранизировал отдельный режиссер. Всего постановщиков пять: Ксения Зуева, Оксана Карас, Наталья Кудряшова, Слава Синица и Павел Бардин. А в числе сценаристов, адаптировавших оригинальный текст Пушкина, — Женя Беркович, Андрей Золотарев, Денис Уточкин и Евгения Хрипкова.

В современность перенесен и исторический сюжет «Бориса Годунова» в экранизации Владимира Мирзоева 2011 года с Максимом Сухановым в главной роли.

Иногда экранизации отказываются дословно следовать тексту Пушкина и являются авторскими фантазиями или вольными трактовками самих авторов. Например, «Маленькая трагедия» Ирины Евтеевой включает в себя сразу несколько произведений поэта: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». В 2011 году лента выиграла две награды премии «Золотой орел». А картина 1993 года «Мне скучно, бес» Юрия Борисова использует текст Пушкина лишь частично, переплетая фрагмент о Фаусте и Мефистофеле с произведениями Гете, Томаса Манна и других.

Вольной адаптацией «Пиковой дамы» Пушкина стала картина Павла Лунгина «Дама Пик» с Ксенией Раппопорт и Иваном Янковским. События повести перенесены в современность и отчасти перекликаются с «Черным лебедем» Даррена Аронофски. Иван Янковский за роль Андрея был удостоен премии «Золотой орел» в 2017 году.

И маленький интересный факт про экранизации произведений Александра Пушкина. Бард и актер Владимир Высоцкий снялся сразу в двух из них: в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты и в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера.

Образ Пушкина на экране

Первым экранным Александром Пушкиным стал актер Владимир Кривцов, изобразивший поэта в короткометражной картине 1910 года «Жизнь и смерть Пушкина» Василия Гончарова. И хотя сейчас лента хранится в Госфильмофонде, в год своего выхода она произвела обратный фурор: критики и зрители разгромили ее, обозвав Кривцова «толстым актером с большим носом и приклеенными бакенбардами».

Не более успешным оказался и экранный образ Пушкина в исполнении Евгения Червякова в немой ленте «Поэт и царь» 1927 года, которую он сам же и снял. Критики назвали его «вульгарным и бестактным», обвинив автора в том, что он показал пышную внешнюю жизнь литератора с балами и торжествами, а не глубокую внутреннюю — с муками творчества и хрупкой душевной организацией.

Памятным появлением Пушкина на экране стал выход звуковой картины «Глинка» 1946 года с Петром Алейниковым в главной роли. Сюжет фильма вращался вокруг дружбы поэта и композитора Михаила Глинки, но все внимание к себе приковал не сценарий, а каст. И хоть «Глинку» по итогу удостоили Сталинской премии, чиновников отчитали за то, что трагическую роль Пушкина сыграл комедийный актер Алейников.

Не в формате исторического байопика роль поэта исполнил Сергей Шакуров в подростковой драме перестроечного периода «Наследница по прямой». Героиня фильма влюблена в творчество драматурга, но сам он появляется в картине лишь в небольшом эпизоде, чтобы прочитать реальное любовное письмо Пушкина к неизвестной. Спустя несколько лет вышел музыкальный фильм по мотивам поэтического цикла «Дорога к Пушкину» — «Романс о поэте». Фильм состоит из отдельных видеоклипов, посвященных разным эпизодам из жизни Пушкина, которого сыграл Николай Караченцов.

В образе героя-романтика Пушкин раскрывался в исполнении дебютанта Александра Пономарева в проекте «И с вами снова я…». Таким же юным и наивным Пушкин предстал в приключенческой картине «18−14», где его сыграл Станислав Белозеров. А в байопике «Грибоедовский вальс» поэт в исполнении Юрия Беркуна обретал почти мистическое свойство. Обреченным и уставшим Пушкин выглядел в сериале «Смерть Вазир-Мухтара. Любовь и жизнь Грибоедова». Его в проекте сыграл Сергей Алимпиев.

В 1998 году на экраны вышла картина-притча «День полнолуния», в которой роль великого поэта неожиданно исполнил Евгений Стычкин. Но уже через восемь лет вышла драма «Пушкин. Последняя дуэль», и самым популярным исполнителем роли поэта и прозаика стал Сергей Безруков.

В современной трактовке Пушкин появлялся в картине «Спасти Пушкина», где его сыграл Константин Крюков, и в сериале «Сказки Пушкина. Для взрослых», где в него перевоплотился актер Жан-Мишель Щербак. В комедийном шоу «Пушкин» 2016 года поэта на экране изобразил Александр Молочников. Его герой-карманник, подрабатывающий двойником литератора, примерял на себя образ Пушкина, чтобы скрыться от наказания.

Самым свежим и ожидаемым экранным появлением Александра Сергеевича является лента «Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова. Главную роль в фильме сыграл Юра Борисов. Правда, каким поэтом и гражданином окажется Пушкин в исполнении Борисова, мы узнаем только через год: в прокат драма выйдет лишь в феврале 2025-го.