Лисан аль-Гаиб жанрового кино. 11 фильмов Дени Вильнева — от худшего к лучшему
11. «Водоворот» / Maelstrom (2000)
Жанр: драма
В ролях: Мари-Жозе Кроз, Жан-Николя Верро, Стефани Моргенстерн, Пьер Лебо
В начале карьеры Дени Вильнев снимал довольно необычный артхаус, который запросто может шокировать или по меньшей мере привести в недоумение новых фанатов канадского режиссера. В то время он поглядывал в сторону европейского кино, экспериментировал с ручной камерой и смешивал в небольших пропорциях реализм с элементами сказки. В «Водовороте», пустившись во все тяжкие после аборта, девушка Бибиан (Мари-Жозе Кроз) случайно сбивает прохожего, скрывается с места преступления, а потом страдает от чувства вины. Страдает настолько, что решает покончить жизнь самоубийством. К счастью, у нее ничего не получается: ее спасает красивый широкоплечий норвежец, в которого она, конечно же, влюбляется. Во всей этой истории самое примечательное то, что рассказ ведется от лица доисторической рыбы.
10. «32-е августа на Земле» / August 32nd on Earth (1998)
Жанр: драма, мелодрама
В ролях: Паскаль Бюссьер, Серж Терио, Иван Смит, Алексис Мартен
Если не знаешь, с чего начать карьеру в большом кино, то начни с признания в любви французской «новой волне». Вероятно, так подумал Дени Вильнев, когда снимал «32-е августа на Земле», сочетая в нем всевозможные оммажи на Годара (через художественные приемы или банально с помощью расклеенных в спальне героини постеров с Джин Сиберг) и сюжет с элементами магического реализма (смотри название фильма). Фотомодель Симон (Паскаль Бюссьер) выживает в автомобильной аварии, не получив ни единой царапины. Это событие заставляет ее переосмыслить свою жизнь, и она решает забеременеть. Чтобы зачать ребенка, Симон обращается к своему лучшему другу, который соглашается с одним условием: само зачатие должно произойти в пустыне. Да, выходит, что Дени Вильнев неравнодушен к дюнам еще со времен своего режиссерского дебюта.
9. «Политех» / Polytechnique (2009)
Жанр: драма, криминал, история
В ролях: Максим Годетт, Себастьен Юбердо, Карин Ванасс, Мартен Ватье
Взяв перерыв в восемь долгих лет после слабой, по его мнению, реакции публики на свои первые работы, Дени Вильнев вернулся в режиссуру с фильмом, который уже никого не оставил равнодушным. «Политех» бьет больно и оставляет после себя тяжелую рану на сердце. Это кино — драматизация скулшутинга в Политехнической школе Монреаля, произошедшего 6 декабря 1989 года. Тогда один из учащихся на почве мизогинии перестрелял 14 женщин. Вильнев подошел к съемке фильма с максимальным отстранением: выбрал черно-белый фильтр, чтобы не шокировать публику лишний раз цветом крови (а ее в фильме много), и показал две точки зрения на происходящее — от лица ничего не понимающих жертв и с позиции самого убийцы. В итоге «Политех» не делает выводов, он эффектно погружает в состояние хаоса и первобытного страха, заставляя пережить кошмар от первого лица. Но финал у картины на удивление жизнеутверждающий, что в целом нечасто бывает в кинематографе Дени Вильнева.
8. «Дюна» / Dune (2021)
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин
С момента, как у Вильнева стали брать интервью, режиссер на регулярной основе рассказывал собеседникам о заветной мечте экранизировать любимую книгу детства — «Дюну» Фрэнка Герберта. И он это право заслужил сам – тем, что добился признания критиков после премьеры «Убийцы» в Каннах, добился уважения академиков после премьеры «Прибытия», добился доверия студийных боссов после проделанной работы над «Бегущем по лезвию 2049». И вот в разгар пандемии вышла «Дюна» — снятый с большим благоговением перед первоисточником эпический сай-фай с потенциалом стать нашей новой главной фантастической сагой момента. Первая «Дюна» оказалась технически безупречным блокбастером с заметным авторским налетом, но фильму не хватило эмоций, души и постоянного ритма — в итоге первые полтора часа (прибытие Атрейдесов + нападение Харконненов) и последний час (сомнамбулические блуждания Пола по пустыне) ощущаются как два разных фильма. Благо в сиквеле все недочеты будут исправлены.
7. «Пожары» / Incendies (2010)
Жанр: драма, детектив, военный
В ролях: Лубна Азабаль, Мелисса Дезормо-Полен, Максим Годетт, Реми Жирар
Имя Вильнева впервые громко прозвучало с международным прорывом «Пожары», принесшим режиссеру вдобавок и первую номинацию на «Оскар». Близнецы Жанна и Симон приезжают к нотариусу, чтобы прослушать завещание их недавно скончавшейся мамы, у которой была тяжелая судьба из-за разверзшейся на ее родине в Ливане гражданской войны. Но скончалась мама уже в мирной Канаде, оставив после себя одно последнее пожелание: чтобы ее дети отыскали своего отца и брата, о существовании которого они даже не догадывались. «Пожары» — это своеобразный детектив по горячим следам военного времени. За просмотром можно запросто опалить себе нервы, ибо Вильнев показывает ужас ближневосточных конфликтов на религиозной почве без фильтров, болезненно и реалистично. А финал и вовсе удар под дых.
6. «Враг» / Enemy (2013)
Жанр: триллер, драма, детектив
В ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон, Изабелла Росселлини
«Враг» — запутанный, искусный, лихо сконструированный фильм-лабиринт Дени Вильнева, с которого начались первые шаги режиссера в англоязычном кино с известными актерами. Джейк Джилленхол играет сразу две роли: мямлящего преподавателя истории Адама, которому как-то посоветовал коллега кино на вечер, и самоуверенного актера Энтони, снявшегося в этом самом фильме в эпизодической роли. Теперь Адам пытается найти Энтони в реальной жизни и понять, почему они выглядят как один и тот же человек. Вильнев виртуозно сбивает зрителя с толку зеркалами и гигантскими пауками, превращая психологический триллер про дуализм и бессилие человека перед своими пороками в завораживающий кафкианский ночной кошмар. Редкое кино, требующее от зрителя стопроцентного внимания и в конце концов вознаграждающее за это сполна.
5. «Пленницы» / Prisoners (2013)
Жанр: триллер, драма, криминал
В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Виола Дэвис, Мария Белло
Кто те prisoners из названия фильма? Две девочки, угодившие в лапы маньяка? Или отец пропавшей Келлер Довер (одна из лучших ролей в карьере Хью Джекмана), из-за отчаяния оказавшийся в плену собственного неконтролируемого гнева? Или, может быть, детектив Локи (одна из лучших ролей в карьере Джейка Джилленхола), которого запутанное расследование окутало крепкими узами? Ответ прост: это все они, да и зритель тоже, который, боясь пошевелиться, два с половиной часа завороженно наблюдает за столь плотно срежиссированным, напряженным триллером, находящим благодаря виртуозной камере Роджера Дикинса красоту в кромешной тьме и утешение в проливном дожде.
4. «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two (2024)
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем
В мире бесконечных франшиз и доминации супергеройского кино авторский подход к студийным блокбастерам всегда на вес золота. Вторая глава истории Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе) — это расширение первой части по всем параметрам: «Дюна» стала больше, глубже и шире. Лишившийся семьи герцог дома Атрейдесов становится мессией фременского народа, с помощью которого намеревается отомстить злым Харконненам. В пророчестве говорится, что он спасет Арракис, но умалчивается, что он также погубит миллиарды людей. Вторая «Дюна» — это живописная философская трагедия про неизбежный фатализм, гибель морали и, конечно же, праведную, подкрепленную религией вендетту. Грандиозный блокбастер, который выглядит и звучит достаточно инопланетно, чтобы претендовать на абсолютную оригинальность в эпоху репликантов и звание главной сай-фай-саги поколения.
3. «Убийца» / Sicario (2015)
Жанр: боевик, триллер, драма
В ролях: Эмили Блант, Бенисио Дель Торо, Джош Бролин, Виктор Гарбер
Важной особенностью кинематографа Дени Вильнева с самого начала его карьеры был мотив сильной женщины. Ровно такой мы видим главную героиню «Убийцы» Кейт в исполнении Эмили Блант, безукоризненного агента ФБР с выправкой солдата и нервами автомата. Именно посредством взгляда женщины (внешне сильной, но все же хрупкой внутри) мы погружаемся в суровый, жестокий мужской мир картелей, наркотиков, нелегального трафика и сомнительных спецопераций, курируемых особым агентом Гравером (Джош Бролин) и мутным типом по имени Алехандро (Бенисио Дель Торо). Трио пугающе убедительных актеров, сценарист Шеридан, оператор Дикинс, композитор Йоханнссон, монтажер Уокер: «Убийца» — это уникальный случай, когда каждый сделал свою работу настолько безупречно, что на выходе получился идеальный продукт. Эталон остросюжетного триллера. Кроме того, сцена проезда по Хуаресу — это все еще лучшее, что когда-либо режиссировал Дени Вильнев.
2. «Бегущий по лезвию 2049» / Blade Runner 2049 (2017)
Жанр: фантастика, боевик, триллер
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас, Сильвия Хукс
Снимать продолжение любого культового фильма спустя три десятилетия — дельце, мягко говоря, рискованное. Но Дени Вильнев даже с такой сложной задачей, обремененной многочисленными сомнениями, справился великолепно. «Бегущий по лезвию 2049» — это неонуар, киберпанк и детектив в одном флаконе, а еще просто один из самых красивых фильмов последнего десятилетия. Офицер полиции Кей (Райан Гослинг) выслеживает репликантов — похожих на людей как две капли воды андроидов, которые нарушили закон. Однажды он узнает, что на самом деле бесплодные роботы все-таки могут зачать ребенка естественным путем. Это знание может привести к непоправимым последствиям и окончательно стереть тонкую грань, отличающую человека от репликанта. Миллион причин, за что можно полюбить «Бегущего по лезвию 2049», но, наверное, в первую очередь за то, что это фильм, который дарит неподдельное эстетическое удовольствие.
1. «Прибытие» / Arrival (2016)
Жанр: фантастика, драма, детектив
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг
Умная фантастика никогда не выйдет из моды. В 2016 году Вильнев доказал, что сай-фай — это его жанр, экранизировав повесть Теда Чана о том, как лингвистка (сокрушительный перформанс Эми Адамс) спасает планету от конца света, изучая язык пришельцев. Имея в распоряжении сюжет для блокбастера, канадец создает авторское созерцательное кино, медитирующее на темы принятия утраты и поиска взаимопонимания в политически раздробленном мире. Пока лидеры стран сжигают мосты и отказываются находить общий язык, лаконичный миротворческий посыл «Прибытия» остается актуальным донельзя.