Брюс всемогущий: как Брюс Уиллис стал «своим парнем» с экрана и постепенно исчез с него

В марте 2022 года Брюсу Уиллису диагностировали афазию (расстройство речи, возникающее при органических повреждениях коры головного мозга) и актер объявил о завершении карьеры. В марте 2023 года Уиллису поставили лобно-височную деменцию. 19 марта «крепкому Орешку» исполняется 69 лет. Вспоминаем его яркую карьеру и рассказываем, как Джон Макклейн сдал пост.
Брюс всемогущий: как Брюс Уиллис стал «своим парнем» с экрана и постепенно исчез с него
Legion-Media

Первый удивительный факт в биографии Брюса Уиллиса — это то, что актер родился в Западной Германии. И сразу второй: его мать — немка. Стоит, впрочем, немного призадуматься над этим, как приходит еще более удивительное осознание: в ряду крупных героев жанровой классики потомственные американцы оказываются в неожиданном меньшинстве. Судите сами: Сильвестр Сталлоне — сын сицилийского эмигранта, Арнольд Шварценеггер — австриец, Жан Клод Ван-Дамм — бельгиец, что уж говорить про шведа Дольфа Лундгрена, выходца из Гонконга Джеки Чана, австралийца ирландского происхождения Мела Гибсона и многих, многих других. Загвоздка только в том, что Брюс Уиллис даже среди них чужой. Хотя артист и был звездой видеосалонов, все же типичным персонажем эпохи он не стал. Крамольная мысль для затравки: прославился он вообще не как герой боевика. Героем-то он был, но не совсем боевика. Вернее даже так: не-совсем-героем не-совсем-боевика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Школьный драматический кружок для будущего актера оказался лекарством: в детстве Брюс Уиллис сильно заикался, и только на сцене недуг отступал. От заикания Уиллис вылечился, но любовь к сцене осталась. После школы он решил пойти учиться на драматическое отделение, но учебу забросил и переехал в Нью-Йорк, где долгое время безуспешно ходил на пробы и подрабатывал статистом на съемках. Первое заметное появление актера было на телевидении — в «Полиции Майами», но настоящая популярность к нему пришла после премьеры сериала «Детективное агентство "Лунный свет"» (1985-1989), где Уиллис сыграл одну из главных ролей в дуэте с уже известной на тот момент актрисой Сибилл Шеперд. Для Шеперд сериал был триумфальным возвращением к актерскому ремеслу, для Уиллиса, новичка на телевидении, — возможностью заявить о своем таланте. И ему это удалось: в 1987 году вышел первый полнометражный фильм с Уиллисом в главной роли («Свидание вслепую»), а годом позже был «Крепкий орешек».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Крепкий орешек» (1988)
«Крепкий орешек» (1988)
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понять исключительное значение «Крепкого орешка» как для фильмографии самого актера, так и для истории мейнстримного кино сложно без краткого обзора «Детективного агентства "Лунный свет"». Во-первых, это комедийный сериал, и Брюса Уиллиса в 1980-е знали в первую очередь как комедийного актера. Во-вторых, «Лунный свет» — это буквально словарное определение постмодернизма в кино, которое появилось задолго до того, как термин «постмодернизм» вошел в регулярный обиход у критиков. Для телевидения этот сериал сделал примерно то же, что, например, Тарантино для кино, а именно — дал остроумный (мета)комментарий к поп-культуре вообще. Герои постоянно проламывают четвертую стену, то и дело обнаруживают сделанность сериала (персонажи могли вдруг оказаться на студии. где снимался сериал) или даже обсуждают сценарий, в действие иногда вмешиваются продюсеры, а сериал часто пародировал массовые жанры — от вестерна до мюзикла. Иными словами, для зрителя 1980-х Уиллис был по-настоящему «своим» парнем в телевизоре, презревшим условности малых экранов. Он как будто жил по нашу сторону реальности.

«Крепкий орешек» (1988)
«Крепкий орешек» (1988)
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в этой смутной знакомости Уиллиса, видимо, и заключается настоящий успех Джона Макклейна у рядовых зрителей. Он не герой, из него плохой коммандо, да и полицейский он, по правде говоря, так себе. То, что ему вообще удается кого-то спасти, это большая удача. Макклейн переживает кризис брака, на нервах постоянно курит и в практически любом диалоге не преминет ввернуть бранное словечко. Герой Алана Рикмана даже иронизирует по этому поводу: мол, этот Макклейн просто воображает себя Джоном Уэйном, то есть типичным персонажем «папиного» кино с квадратной челюстью и драматически сдвинутыми бровями. Но если Джон Уэйн с первого взгляда производит впечатление человека, который может без труда разобраться с бандой преступников, Джон Макклейн кое-как справляется с плюшевым медведем, неуклюже общается с женой и комично остается без обуви в самый ответственный момент. Согласитесь, не очень похоже на героя боевика?

«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» (1994)
Legion-Media

Может показаться, что Макклейну самое место во второстепенном семейном ситкоме, максимум — в полицейском процедурале (с него Уиллис, напомним, и начал), но в действительности создатели «Крепкого орешка» лишь подхватили тренд на неловких главных героев. Самый известный из них, конечно, Индиана Джонс — блестяще эрудированный археолог, но никудышный искатель приключений. По сути, Индиана — пародия на Зорро и других героев классического голливудского кино, а сами фильмы — практически немая буффонада в декорациях древних храмов и заброшенных гробниц. На самом деле «Крепкий орешек», как и «Индиана Джонс», — красноречивый документ эпохи. На 1980-е в Америке пришлось президентство республиканца Рональда Рейгана, первого актера в кресле главы государства (одно это звучит как комедия), а также евангелиста неолиберальной экономики, который в своем консерватизме из президентов может потягаться разве что с Дональдом Трампом. Эра Рейгана — это демонтаж «социального» государства и радикальный индивидуализм (во всяком случае, декларируемый). Иначе говоря, каждый должен был быть сам за себя. Какую историю рассказывает «Крепкий орешек»? Историю о том, как нью-йоркский полицейский фактически в одиночку спасает Рождество (второй по важности после Дня независимости национальный праздник в Америке) от группы европейских террористов (главный злодей, на минуточку, — выходец из Западной Германии, с родины самого Уиллиса). Впрочем, центральной интригой фильма становится не победа над Гансом Грубером, а спасение брака. Восстановить равновесие в семье и походя защитить американскую демократию — если это не триумф рейгановского неоконсерватизма в кино, тогда что?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» (1994)
Legion-Media

Если бегло просмотреть фильмографию Уиллиса, можно найти немало проектов, которые плохо ассоциируются с репутацией звезды жанрового кино, но прежде всего в глаза бросается «Криминальное чтиво». У Тарантино Уиллис сыграл, вопреки обыкновению, не главного героя (его там нет), но, вероятно, единственного положительного мужского персонажа в картине, если не одного из самых однозначных героев в творчестве Тарантино вообще. По сюжету, герою Уиллиса, боксеру Бутчу, предлагается сдать бой, чтобы сыграла ставка крупного наркоторговца Марселласа Уоллеса. Бутч выигрывает поединок и вместе с возлюбленной решает пуститься в бега, но в ходе витиеватых тарантиновских коллизий оказывается вместе с Уоллесом в заложниках у садистов-извращенцев. Те решают изнасиловать Уоллеса, но Бутч его спасает. Три интересных соображения в связи со всем этим. Во-первых, Бутч — единственный носитель «традиционной» сексуальности в фильме. Более того, он оказывается ее благородным защитником и вместе с тем пытается построить здоровые отношения с девушкой. Во-вторых, среди всех тарантиновских инфантилов Бутч — икона инфантилизма. Зная, что его жизни угрожает опасность, он мало того что рискнул забрать перед побегом отцовские часы, так еще и решил не спеша позавтракать тостами. В-третьих, роль Бутча должен был сыграть самый известный боксер в кино — Сильвестр Сталлоне, но досталась она Джону Макклейну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Смерть ей к лицу» (1992)
«Смерть ей к лицу» (1992)
Legion-Media

«Крепкому орешку» неспроста приходится уделять много внимания, потому что это действительно определяющая франшиза для карьеры Уиллиса. Джона Макклейна, обаятельного рубаху-парня, актер нередко играл и в других фильмах — часто комедиях пополам с боевиком («Последний бойскаут», «Пятый элемент», позже — «Двойной КОПец» и другие). Джоном Макклейном Уиллис не был только в жизни. Про тяжелый характер актера ходит немало слухов. Он нередко ссорился с режиссерами, вмешивался в сценарий и, когда получил народное признание, давил авторитетом. Кевин Смит, работавший с Уиллисом в поздний период его творчества, говорил, что актер нехотя учил свои реплики, а за ленивое отношение к работе Уиллиса уволил со «Светской жизни» Вуди Аллен. Сильвестр Сталлоне, коллега Уиллиса по «Неудержимым», рассказывал, что тот запросил несколько миллионов долларов за участие в триквеле, хотя в графике у актера было всего четыре съемочных дня. Злоупотребление авторитетом в определенном смысле тоже наследие рейгановской эпохи, когда частные интересы ставились выше общественных, и в этом отношении Уиллис остался человеком из 1980-х. Проблем у него не было, кажется, только с теми, кого актер воспринимал равными себе — например, с тем же Тарантино, в проект которого Уиллис сам хотел попасть, без двух минут оскаровским лауреатом Робертом Земекисом или Уолтером Хиллом, одним из влиятельнейших киноделов своего времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Крепкий орешек» (2013)
«Крепкий орешек» (2013)
Legion-Media

Если глобально взглянуть на все пять «Крепких орешков», окажется, что борьба с терроризмом там на самом деле лишь пятое колесо к большой личной драме: настоящий конфликт фильма — семейный. В первых трех фильмах Макклейн напряженно выясняет отношения с женой, в четвертом — с дочерью, в пятом — с сыном. В целом вся франшиза рассказывает о том, как Джон Макклейн (безуспешно) пытается стать отцом и порядочным семьянином. И с этой точки зрения интересно посмотреть на роли Уиллиса, которые не развивают Джона Макклейна, а вступают с ним в диалог. У Земекиса в «Смерть ей к лицу» актер играет нёрда пластической хирургии Эрнеста, за которого борются две девушки с плохо контролируемой сексуальностью (Мэрил Стрип и Голди Хоун). Иронично, что, только став ботаником в смешных очках и с уже заметно поредевшей шевелюрой, Уиллису удалось урвать главный приз — хороший финал. Герой умирает, прожив счастливую жизнь в окружении любимых людей. Лысина, к слову, не сразу стала отличительной особенностью образа актера. Вообще, Уиллис долго переживал из-за выпадения волос, поскольку воспринимал это как удар по мужскому достоинству. Его отношения с прической в каком-то смысле совершенно отдельный сюжет в фильмографии, который лишний раз напоминает: обаяние и харизма лучше всего украшают артиста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Неуязвимый» (2000)
«Неуязвимый» (2000)
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже к концу 1990-х актер стал выступать в жанре «one last ride», в которым ветеранам боевиков предлагается тряхнуть стариной. В 1998 году выходит «Армагеддон» Майкла Бэя, и там у Уиллиса ставки выше всего — ни много ни мало человечество. Но важнее не то, что актер спасает Землю, а то, что символически передает жанровую эстафету новому поколению (супер)героев. В финале картины Уиллис по-отечески благословляет персонажа Бена Аффлека. И хотя Аффлеку не удалось, подобно Уиллису, стать главной звездой поколения, жест этот по-своему трогательный, учитывая то, как плохи его герои в отцовстве. Лучше всех это заметил М. Найт Шьямалан: в «Шестом чувстве» Уиллис исполняет роль отца буквально из другого мира. Урожденный немец, выросший американцем, до конца жизни будет казаться немного чужаком — как Джон Макклейн, нью-йоркец до мозга костей, кажется чужаком в Лос-Анджелесе. Уиллис не раз был классово понятным героем для простых зрителей и был своего рода проводником между миром звезд и миром нефтяников, рядовых полицейских, стадионных охранников. Но для пантеона голливудских божеств Уиллис — при множестве небезынтересных драматических ролей — слишком жанровый (у него всего пара крупных наград, да и те за телевизионные проекты), а для посетителей мультиплексов — с определенного момента слишком звездный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Шестое чувство» (1999)
«Шестое чувство» (1999)
Legion-Media