Устройство мира

Война никогда не меняется: в Fallout случился ядерный апокалипсис, стерший с лица земли целые государства. Те, кто не погиб в войне и пережил Великую ночь, превратились в мутантов-гулей. Они практически утратили человеческий облик, многие лишились разума и стали зомби, но из-за огромных доз радиации все они стали практически бессмертными. Не каждый гуль безумен — есть среди них и те, кто сохранил рассудок, но обычных, немутировавших людей они по понятным причинам недолюбливают.

Редкие выжившие, которые не подверглись воздействию радиации, сбились в банды, которые то и дело воюют друг с другом. Но самый интересный подвид тех, кто остался в живых после атомной войны, — это обитатели великих Убежищ. В мире Fallout человечество заранее подготовилось к ядерному апокалипсису — как выяснилось, не зря — и создало сеть исполинских бомбоубежищ, способных не только уберечь спрятавшихся там людей от ядерных взрывов, но и обеспечить их выживание на протяжении многих лет — до тех пор, когда уровень радиации на поверхности понизится до приемлемых значений и выжившим можно будет выйти наружу. Свирепые гули, рейдеры и даже обыкновенные поселенцы, привыкшие бороться за жизнь, воспринимают жителей Убежищ как блаженных с оторванными от реальности представлениями о мире.

Кровожадные чудовища и дружелюбные животные

В мире Fallout живут всевозможные монстры. Например, супермутанты — выращенные с помощью искусственного вируса великаны, которые не стареют, не размножаются и готовы биться с людьми до последней капли крови. Самым опасным монстром в Fallout традиционно считается Коготь Смерти, мутировавший рогатый хамелеон Джексона, превратившийся в трехметровую машину для убийств. Интересно, что вывели Когтей смерти еще до апокалипсиса — из них планировали собирать штурмовые отряды для военных операций. После ядерной войны они неконтролируемо расплодились и заполонили пустоши.

Но не все мутанты агрессивны. Важнейшее животное, источник корма для мирных поселений выживших — двуглавая корова, которую с легкой руки какого-то безымянного путешественника с востока начали называть брамином (индийская каста жрецов; в Индии корова священна). Двуглавость считается нормой для этих животных, а рожденный с одной головой теленок, напротив, кажется неполноценным.

Группировки

Единого государства в мире Fallout нет. Бумажная валюта тоже исчезла, доллар обесценился. Главная денежная единица — крышки от напитка «Ядер-кола». Поскольку заводы давно перестали работать, подделать крышки очень сложно, что спасает валюту от обесценивания.

За власть борются несколько фракций. Например, Новая Калифорнийская Республика (ее флаг точно такой же, как у реального штата Калифорния, только у изображенного на нем медведя не одна голова, а две). Новокалифорнийцы мечтают о восстановлении Соединенных Штатов в прежнем виде, у них есть парламент и президент, провозглашено главенство закона и соблюдение прав человека. Естественно, в мире, разрушенном ядерной войной, непросто проводить такую политику и у НКР немало конкурентов. Главный из них — военизированная группировка «Братство стали», собранная из остатков армии США. Численностью «Братство» уступает НКР, но у него есть доступ к современному оружию, летательным аппаратам винтокрылам и, главное, фирменной силовой броне. Облаченные в доспехи бойцы «Братства» с самой первой части Fallout красуются на обложках игр; это самый узнаваемый образ Fallout, не считая Волтбоя (о нем ниже).

Одна из целей «Братства стали» — сбор, сохранение и изоляция технологий. Прогресс однажды довел человечество до самоуничтожения, и солдаты «Братства» не хотят, чтобы это повторилось.

Моральный выбор

Все вышеописанное — не просто декорация для игры, а подспорье для принятия непростых решений. Пресловутых «хороших парней» в мире Fallout нет — вам всегда приходится принимать чью-то сторону и портить отношения с теми, кто не разделяет вашего мнения. Так, например, в Fallout 3 прямо посреди пустоши стоит высотное здание Тенпенни-тауэр — там живут богачи, и они наотрез отказываются пускать кого бы то ни было внутрь, особенно упомянутых выше гулей. Если оставите все как есть, то богачи вам заплатят. Если же уговорите их потесниться и помочь бедным гулям, то те действительно заселятся в башню, а потом ограбят и убьют всех ее прежних обитателей. Неоднозначные решения — фирменная особенность всех игр Fallout, и героям сериала тоже предстоит сделать сложный выбор.

Волтбой

Проходя игру, вы так или иначе будете чувствовать себя мерзавцем, и в этом контексте особенно издевательски выглядит талисман серии, жизнерадостный малец по прозвищу Волтбой («парень из бомбоубежища»). Он все время улыбается и бодро показывает большой палец. По легенде, если вы можете полностью заслонить гриб ядерного взрыва пальцем, то он достаточно далеко, а вы в безопасности; оттого и паренек доволен, что не видит взрыв. На самом деле Волтбоя просто срисовали с маскота игры «Монополия» (присмотритесь, у них практически одно лицо, разве что дядя Пеннибэгс старше и с усами). Его неуместно оптимистичный настрой — аллюзия на пропагандистские мультики холодной войны, в которых бодрым голосом детей учили нырять и прятаться под парты, закрыв голову руками, на тот случай, если выбитые ударной волной стекла полетят в класс.