Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

15 июня первой части нолановской трилогии про бесстрашного рыцаря Готэма исполняется 20 лет. За это время фильм не просто стал культовым и обзавелся двумя продолжениями, но в корне изменил зрительское представление о том, какой может быть экранизация комикса. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о создании фильма, его масштабе и влиянии на массовую культуру.
Елена Зархина
Елена Зархина
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной
Alamy/Legion Media

«Бэтмен. Начало» всего лишь четвертый проект в фильмографии Кристофера Нолана — теперь постановщика с приставкой «сэр» как обладателя рыцарского ордена Британской империи, которым его наградили в 2019 году, а тогда, в далеком 2003-м, всего лишь подающего большие надежды кинематографиста. За плечами Нолана был дебютный черно-белый триллер «Преследование» — эстетское кино, в котором через много лет поклонники режиссера рассмотрят отсылку к будущему супергерою DC: на одной из дверей будет красоваться наклейка с Бэтменом. А еще фильм-головоломка «Мементо» (с этим инди-проектом он получил сразу две оскаровские номинации: за лучший сценарий и монтаж) и детектив «Бессонница» — ремейк одноименного норвежского неонуара со Стелланом Скарсгардом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К «Бэтмену» Нолан подступался аккуратно, но решительно: в 2003 году Warner Bros. захантили постановщика, доверив ему разработку будущей адаптации культового комикса. Компанию ему составил сценарист Дэвид С. Гойер. Вместе они сразу сошлись в главном — кардинально переосмыслить знакомую историю Брюса Уэйна (Кристиан Бэйл), рыцаря Готэма, которого порочный город не заслуживает. Нолан и Гойер увидели в комиксе большой драматический потенциал, сместив экшен на второй план и пропустив вперед историю личной драмы Уэйна — сироты и богатого наследника, однажды обернувшего свой страх перед летучими мышами в образ сопротивления любому злу. Концепция понравился студийным боссам, попросившим Нолана лишь об одном — не превращать картину в проект с рейтингом R (релизы, на которые лица младше 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых). В остальном ему предоставили полную свободу, которой британец распорядился сполна.

Alamy/Legion Media

Для начала Нолан расширил диапазон проходящих кастинг артистов: наравне с мощным и набравшим внушительную мышечную массу Кристианом Бэйлом на роль пробовался более субтильный Киллиан Мерфи. Последний в итоге сыграет роль злодея Пугало, покорив Нолана настолько, что их творческий союз продолжился в других проектах режиссера. С Бэйлом тоже сперва вышла накладка: к «Бэтмену» он присоединился после съемок в драме «Машинист», для которой довел свое тело до состояния критического истощения. Утверждая актера на роль, Нолан строго обязал его успеть к старту съемок восстановить нужную физическую форму, не особо на это рассчитывая. Но актер его удивил — к нужному моменту Бэйл так «раскачался», что поразил режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо Пугала (в миру доктор-психиатр Джонатан Крейн), пертурбации коснулись и другого персонажа — прокурора Харви Дента. Нолан отказался от появления прокурора Готэма в первом фильме (но он станет важной составляющей второй части, где его сыграл Аарон Экхарт), потому что ему не хватало времени для достаточного раскрытия персонажа. Так в картине появилась оригинальная героиня — помощница прокурора Рэйчел Доуз. В «Бэтмен. Начало» ее сыграла Кэти Холмс, в «Темном рыцаре» — Мэгги Джилленхол. Доуз же стала главным любовным интересом Уэйна — его близкой подругой детства, с которой во взрослом возрасте он будет пытаться разрешить сложную моральную дилемму: может ли супергерой рассчитывать на тихую жизнь обычного человека или одно всегда исключает другое?

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По итогу вопрос разрешится в пользу одиночества: Брюс с его обостренным чувством справедливости не сможет отказаться от своего альтер эго Человек — летучая мышь. Зато личным примером оспорит заявление своего главного конкурента за сердце Рэйчел, Харви Дента, заявившего, что «ты либо умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не станешь негодяем». Уэйну удалось сохранить в себе человеческое до самого финала, вопреки всем встреченным на его пути препятствиям и злодеям. А их было немало: от коварного Ра’с аль Гула (Лиам Нисон) до слетевшего с катушек Джокера (Хит Леджер).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Было в первом «Бэтмене» и много референсов. История с акцентом на внутреннюю, а не на внешнюю жизнь супергероя была заимствована Ноланом из «Супермена» 1978 года. Общий дизайн картины родился из восхищения «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Сюжетная линия с продажной полицейской системой, которой противился один-единственный лейтенант Гордон (Гари Олдман), перекликается с «Серпико» Сидни Люмета. А в основе трюков, связанных с хореографией драк в фильме, лежит испанский метод «грязного бокса» КФМ (Keysi Fighting Method) — впоследствии прославленная трилогией Нолана система самозащиты, в основе которой врожденные человеческие рефлексы и интуитивные движения во время боя, в которых в ход идут локти, колени, голова и ладони.

Alamy/Legion Media

«Зачем люди падают?» — спросит уже взрослого Брюса его верный дворецкий Альфред (Майкл Кейн). И сам же ответит: «Чтобы научиться подниматься, сэр». «Бэтмен» Кристофера Нолана не просто воспрял, а по-настоящему взлетел. Фильм стоимостью $150 млн заработал в мировом прокате почти $400 млн. Это не самый большой финансовый результат в фильмографии режиссера, но весомый успех его первого по-настоящему большого и дорогого студийного проекта. Этого результата хватило, и чтобы оправдать надежды продюсеров, и чтобы продолжить расширять новую киновселенную Бэтмена, которая с каждым последующим фильмом становилась все беспросветнее, драматичнее и сложнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложнее во всех смыслах: «Бэтмен» Нолана позволил иначе взглянуть на экранную супергероику, выйдя на экраны ровно между провалами прошлых кинокомиксов (в частности, «Бэтмена и Робина», который критики и зрители разнесли в пух и прах) и успехами будущих хитов Marvel с их «Железным человеком», «Мстителями» и прочим. «Бэтмен» же шагнул на новую ступень того, как может выглядеть адаптация комикса. Во-первых, фильм не следовал четкому канону: Нолан пересобрал классический сюжет про Брюса Уэйна под собственные нужды, оставив в нем только самое главное, но снабдив новыми авторскими прочтениями. Благодаря этому просмотр фильма казался увлекательным и непредсказуемым даже для фанатов комикса, знающих его наизусть.

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, Нолан сразу выбрал серьезную интонацию: его «Бэтмен» — современная трагедия человека, разрываемого общественным долгом и жаждой личного счастья. Позже, когда Marvel и DC будут соревноваться на общей дистанции, стилистика Нолана станет фирменным стилем всего DC: депрессивного, безрадостного, обращенного вглубь, а не вширь. Marvel на их фоне, напротив, выберет более развлекательный формат и веселый стиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В-третьих, Нолан в числе первых сумел превратить зрелищную киногероику едва ли не в авторское кино, отыскав между ними идеальный баланс. «Бэтмен», несомненно, увлекал и развлекал, но также приглашал зрителей к серьезному разговору о природе геройства и природе зла, цене торжества добра и о том, что превращает человека в супергероя. А в версии Нолана им мог стать каждый: Бэтмен не подвергался никакому сверхвоздействию, не наделен никакой суперсилой, кроме той, которой обучил себя сам.

Alamy/Legion Media

История Брюса Уэйна не просто вдохновляла, но стала универсальной: необязательно быть наследником богатых родителей, жить в замке и иметь личного дворецкого. В основе успеха Бэтмена лежал лишь его внутренний импульс быть стражником сил добра. А для этого не требуется ничего, кроме личного желания. Этому же Брюса учил его наставник Ра’с аль Гул: «Приемы — ничто. Воля решает все. Сила воли».

Достоинства фильма отметили зрители и критики: последние высоко оценили авторскую работу Нолана, предложившего сложного и комплексного супергероя с глубоким внутренним миром. Многие сошлись во мнении, что наконец-то вышел «Бэтмен», о котором все мечтали. К числу поклонников ленты присоединился и Тим Бертон, снявший двух своих «Бэтменов» еще в 1980-х: «Когда я снимал "Бэтмена" 20 или сколько-то там лет назад, это было совершенно иное время. Тогда было невозможно пойти в сторону более мрачного повествования в отношении комиксов. Но сейчас все изменилось, и Нолан определенно сумел ухватить и передать, о чем же комиксы про Бэтмена на самом деле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Alamy/Legion Media

«Бэтмен. Начало» был признан и рядом престижных премий. Если «Оскар» все еще отмечал исключительно техническую сторону картины (фильм получил номинацию в категории «Лучшая работа оператора»), то американская премия «Сатурн» и британская Empire, учрежденная одноименным индустриальным изданием, номинировали ленту в самых главных категориях. И это тоже стало прорывом для киногероики нового тысячелетия.

За прошедшие 20 лет с момента выхода фильма значимость картины для жанра и киноиндустрии в целом стала только ощутимее. Ее величие признает даже прямой конкурент DC Кевин Файги — президент Marvel Studios. В 2012 году он сказал буквально следующее: «Бэтмен. Начало» Нолана — лучшее, что случилось с кинокомиксом, потому что он изменил вообще все». И эта похвала дорогого стоит.

Следом фильм прочно вошел в массовую культуру и послужил источником вдохновения для множества других проектов: от «Железного человека» Джона Фавро и «Логана» Джеймса Мэнголда до «007: Координаты "Скайфолл"» Сэма Мендеса и «Джокера» Тодда Филлипса, также увидевшего в киногероике большую человеческую катастрофу. И конечно, с нами навсегда останутся наставления фильма, угрюмого, но обнадеживающего: «Зло должно быть наказано. Преступность процветает, когда общество исповедует терпимость». Неизменная вера Бэтмена aka Брюса Уэйна в торжество добра кажется важным напутствием на все времена.