Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах

«Ночной дозор» (2004)
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Гоша Куценко, Жанна Фриске

На момент выхода «Ночного дозора» российская массовая культура еще не успела прийти в себя после девяностых. Фильм Бекмамбетова, снятый по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко, открыл новую страницу в кино, стал настоящим событием и символом новой эпохи MTV и видеоигр. С «Ночного дозора», по сути, началась история российского коммерческого кино: неслучайно картину часто называют первым российским блокбастером. Визуальный стиль, работа со светом и ритмом, монтаж и спецэффекты оказались неожиданно убедительными для того времени. При бюджете около $4 млн фильм собрал в прокате более $50 млн во всем мире. Подробнее о том, как «Ночной дозор» изменил российское кино, читайте в нашем материале.
«Дневной дозор» (2006)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Галина Тюнина, Жанна Фриске

Вторая часть дилогии о противостоянии Света и Тьмы продолжает историю героя Антона Городецкого — патрульного из «Ночного дозора», балансирующего между личной драмой и судьбой мира. На этот раз в центре сюжета не только вечный конфликт между магическими силами, но и поиски древнего артефакта, «мела судьбы», способного переписать прошлое. Городецкий оказывается втянут в цепочку событий, где ставки выше, чем прежде: речь идет уже не просто о балансе, а о самой реальности. Бекмамбетов сделал продолжение гораздо более масштабным, однако из-за этого сиквел уходит в сторону сложной и перегруженной мифологии. История становится менее личной, а герои — будто заложниками концепции. Тем не менее «Дневной дозор» остается знаковым произведением своего времени: на момент выхода это был один из самых дорогостоящих и визуально амбициозных российских проектов.
«Особо опасен» / Wanted (2008)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс Макэвой, Анджелина Джоли, Морган Фриман, Теренс Стэмп

Американский боевик с Джеймсом Макэвоем, Анджелиной Джоли и Морганом Фриманом — дебют Бекмамбетова в голивудском кино. Сюжет построен вокруг клерка, который узнает, что принадлежит к тайной организации убийц, обладающих сверхъестественными способностями. Бекмамбетов привносит в фильм собственный визуальный стиль, отличительные черты которого — динамичная операторская работа и довольно-таки агрессивный монтаж. «Особо опасен» собрал более $340 млн в мировом прокате и закрепил за режиссером репутацию автора визуально выразительных экшенов, способного управлять большими бюджетами. При этом сюжет самого фильма во многом вторичен, а персонажи зачастую существуют в жанровой условности.
«Он — дракон» (2015)
Режиссер: Индар Джендубаев
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Игорь Цай
В ролях: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте

Романтическая сказка о девушке, похищенной драконом, который оказывается человеком, — неожиданно нежный и визуально выверенный проект. Снятый в России, но с явным прицелом на международную аудиторию, фильм провалился в отечественном прокате, зато неожиданно хорошо выступил в Китае (причем сначала в стране его смотрели нелегально: копия фильма оказалась в интернете). Бекмамбетов здесь выступает продюсером, делая ставку не на сюжет, а на визуальную атмосферу. Фильм воспринимается скорее как стилизованная аллегория, нежели как фэнтези в духе Голливуда. Возможно, он оказался чересчур эстетским и замедленным для массового зрителя, но как пример продюсерского риска — вполне честный и последовательный.
«Убрать из друзей» / Unfriended (2015)
Режиссер: Леван Габриадзе
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Нельсон Гривз
В ролях: Шелли Хенниг, Моусес Сторм, Рени Олстэд, Уилл Пельтц

Имя Бекмамбетова ассоциируется среди прочего с технологией скринлайф — это формат фильма, действие которого целиком разворачивается на экране смартфона или компьютера. Развивать его Бекмамбетов начал с проекта «Убрать из друзей» (он выступил продюсером фильма). Подростковый хоррор рассказывает о компании друзей, которых после самоубийства одноклассницы начинает преследовать загадочный онлайн-призрак. Все действие при этом разворачивается в пределах рабочего стола. Со временем формат скринлайф Бекмамбетов превратил из визуального трюка в самостоятельную форму киноповествования.
«Поиск» / Searching (2018)
Режиссер: Аниш Чаганти
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Адам Сидман
В ролях: Джон Чо, Сара Сон, Алекс Джейн Гоу, Меган Лю

В отличие от экспериментального «Убрать из друзей», «Поиск» — полноценное драматическое высказывание. Главный герой, отец, разыскивает пропавшую дочь, исследуя ее цифровую жизнь — переписки, соцсети, поисковые запросы. Все, что он видит, видит и зритель: экран компьютера превращается в пространство расследования, а заодно в зеркало современной культуры. Фильм снял дебютант Анеш Чаганти. Бекмамбетов же выступил главным продюсером картины и идеологом скринлайфа как технологического направления. В «Поиске» ставка сделана на драматургию и актерскую игру. Неслучайно картина получила приз зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс».
«Девятаев» (2021)
Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов
В ролях: Павел Прилучный, Павел Чинарев, Евгений Серзин, Дарья Златопольская

Военная драма о советском летчике Михаиле Девятаеве, сбежавшем из концлагеря на немецком самолете, могла бы стать классической биографической лентой. Однако авторы выбрали иной путь: масштабные воздушные сцены, компьютерная графика и много экшена — в итоге фильм оказался ближе к историческому аттракциону, чем к драме. Для Бекмамбетова это, похоже, была попытка сделать военное кино не мемориальным, а коммерческим.
«Президент Линкольн: Охотник на вампиров» / Abraham Lincoln: Vampire Hunter (2012)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Бенджамин Уокер, Доминик Купер, Энтони Маки, Мэри Элизабет Уинстэд

Фильм, сюжет которого состоит в том, что 16-й президент США сражается с вампирами, сам по себе звучит как шутка. Однако постановка здесь абсолютно серьезная: исторические костюмы, трагическая интонация и визуальный размах. Атмосфера готического комикса здесь соседствует с попытками воссоздать исторические реалии, и именно на этом столкновении фильм начинает распадаться. Коммерчески проект выступил тоже умеренно — около $116 млн в прокате при бюджете $69 млн. И хотя такие показатели нельзя назвать провальными, настоящего культурного следа фильм не оставил. Тем не менее это важная точка в карьере Бекмамбетова: голливудский проект с глобальным релизом, в котором он продолжал развивать свое видение «жанрового аттракциона» как универсального языка массового кино.
«Елки» (2010–2025)
Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Александр Войтинский, Александр Андрющенко и др.
В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Сергей Походаев, Мария Порошина

Первая часть «Елок» вышла в 2010 году и сразу попала в нерв времени. Конструкция была проста и эффективна: несколько параллельных историй, происходящих в разных городах России в канун Нового года. Их объединяла теория шести рукопожатий и желание зрителя верить в то, что добро действительно заразительно. Бекмамбетов выступил идеологом и продюсером проекта и попытался сделать из него культурную традицию — и некоторое время это работало. Но вскоре сама модель начала давать сбои. Уже ко второй-третьей части фабулы стали повторяться, персонажи — терять развитие, а хороший юмор почти исчез. К последним частям (по крайней мере, вышедшим на данный момент) «Елки» стали все больше напоминать производственный конвейер. Франшиза тем не менее важна для понимания Бекмамбетова как продюсера: его стремление создать формулу массового кино, выстроенную по правилам контент-индустрии, проявилось здесь в самой чистой форме.
«Взломать блогеров» (2016)
Режиссер: Максим Свешников
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Мария Затуловская
В ролях: Саша Спилберг, Ивангай, Марьяна Ро

Проект с участием популярных YouTube-блогеров стал, мягко говоря, не самой удачной попыткой покорить новую цифровую аудиторию. Фильм провалился в прокате, получил резко негативные отзывы и стал, пожалуй, самым слабым проектом, спродюсированным Бекмамбетовым. Признаться честно, «Взломать блогеров» — это просто тот фильм, который хочется навсегда забыть.