«Знаю, люди обычно так не говорят, но я стремлюсь к величию», — произнес Шаламе со сцены премии Гильдии актеров США в феврале 2025 года, держа в руках награду за роль в байопике про Боба Дилана. В этой же речи актер перечислил свои ролевые модели в карьере и добавил, что непременно однажды окажется в их числе. Более того, артист нацелился на «Оскар» и признался, что огорчен упущенной наградой за драму «Боб Дилан: Абсолютно неизвестный». Откровенность Шаламе понравилась не всем: артиста принялись «распекать» в соцсетях за излишнюю самонадеянность. Но так ли плохо верить в себя и четко проговаривать свои цели в профессии? Да и вообще, надо ли стесняться?
От любви до ненависти: как Тимоти Шаламе покорил, а затем разозлил Голливуд

Красивый мальчик
За характер актера отвечает его жгучая кровь, в которой смешаны французские корни по отцу и еврейские по матери. Эта межкультурная идентичность отчасти определила его дальнейший путь в жизни: юному Тимоти было не просто интересно играть на сцене, но привлекала сама возможность быть разным. Отучившись в нью-йоркской Старшей школе музыки, искусства и исполнительского мастерства Фьорелло Ла Гуардии, будущий артист отправился осваивать культурную антропологию в Колумбийском университете. Позже, увлекшись актерством, перевелся на индивидуальное обучение в университете Нью-Йорка.
Большим источником вдохновения для него тогда стала роль Джокера в исполнении Хита Леджера в «Темном рыцаре». Прокладывая путь на большие и малые экраны, Шаламе уже крутился в артистических кругах и обзаводился полезными знакомствами: в старшей школе учился и встречался с дочерью Мадонны Лурдес, в колумбийском университете подружился с будущей звездой «Малыша на драйве» Энселом Элгортом.
Но не знакомства гарантировали ему внимание со стороны педагогов, а талант и упорство. Преподаватель актерского мастерства в Ла Гуардии обратил на него особое внимание еще на вступительных экзаменах: «Я поставил ему наивысший балл среди всех детей, поступавших когда-либо в наше заведение». Выданный кредит Тимоти сразу оправдал: активно и успешно проявлял себя в театральных постановках школы (выступал в спектакле «Кабаре») и стал лауреатом награды «Молодое искусство».
Дорога в облака
Телевизионный дебют актера, как и у многих, случился в долгоиграющем детективном процедурале «Закон и порядок», где он появился в одном из эпизодов, сыграв жертву убийства. Дальше были роли в «Дорогом докторе», «Родине» и... «Интерстелларе» Кристофера Нолана. Космическая драма британского режиссера проложила путь молодого актера прямиком к звездам, хотя прорывом в карьере не стала — ключевое внимание было приковано к «ветеранам»: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй и другим старшим артистам, а не к молодому касту. Тем не менее присутствие в портфолио проекта такого масштаба — это всегда золотой билет.
Спустя три года и несколько малозаметных проектов в карьере Шаламе случился перелом — вышла красивая и чувственная драма coming of age Луки Гуаданьино «Назови меня своим именем».

Это история про одно лето любви в локациях летней Италии, навсегда изменившее жизнь главного героя. Интересно, что сперва картина готовилась скромным релизом — после премьеры на фестивале «Сандэнс» для нее планировали ограниченный прокат. Но сработал успешный «сарафан»: зрители были в таком восторге от фильма, что студии оперативно пришлось менять план продвижения. Исполнители главных ролей Тимоти Шаламе и Арми Хаммер оказались в центре внимания. И если последнего зрители уже знали, Шаламе стал настоящим открытием. Подкупала и манера поведения молодого артиста, оказавшегося неготовым к обрушившемуся на него вниманию: Тимоти был скромен, по-юношески неуклюж и страшно обаятелен. Казалось, что все происходящее он воспринимает как сказочный сон, вмиг ставший явью.
Отчасти так и было: выход картины, ее успех у зрителей по всему миру и оскаровские номинации мгновенно сделали Тимоти звездой. Тем более что первый успех тут же подкрепили «Леди Берд», «Недруги» и «Жаркие летние ночи». Эти работы не то чтобы эксплуатировали миловидную внешность актера, но не стеснялись пускать ее в ход. И казалось, что для усиления позиций не хватает серьезного перформанса на износ, чтобы доказать не просто врожденное обаяние и талант, но и профессионализм уверенного в себе актера. Такой работой для Шаламе стала драма «Красивый мальчик», где он сыграл страдающего от наркозависимости подростка, за исцеление которого сражался его измученный отец в исполнении Стива Карелла. Лента также принесла Шаламе охапку престижных номинаций.
За этой ролью последовали исторический байопик «Король Англии», мелодрама «Дождливый день в Нью-Йорке», костюмированная экранизация «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт и ироничный «Французский вестник».

К 25 годам в фильмографии молодого актера собрался внушительный список завидных коллабораций: от Гуданьино и Нолана до Гервиг и Андерсона. В 2021-м к нему добавился Вильнев со своей масштабной «Дюной» и Маккей с сатиричным драмеди «Не смотрите наверх», где Шаламе ничуть не уступал Лоуренс, ДиКаприо, Бланшетт и прочей «старой гвардии» Голливуда.
Тимоти Великолепный
Параллельно успеху в кино развивалось признание артиста в модной индустрии: щуплый, но стройный и симпатичный актер казался идеальной моделью для выгула самых стильных нарядов. Да и сам он был не прочь пощеголять в образах главных модных домов мира. В 2019 году американский Vogue не мелочась провозгласил Шаламе «самым влиятельным мужчиной в модной индустрии». Годом позже британский GQ включил его в топ-50 самых стильных мужчин мира. Наконец, в 2021-м издание Time объявило актера «лидером будущего поколения».
Внимание профильных СМИ и мирового глянца обеспечило актеру приглашения на самые желанные красные дорожки и на самые интересные кастинги. Шаламе старался не упустить своего шанса, чередуя медийные проекты с авторским кино, с помощью последнего явно нацеливаясь на завидный «Оскар». В 2022 году вышла вампирская драма Гуаданьино «Целиком и полностью», далее — сказочный «Вонка», следом — вторая «Дюна» и «Боб Дилан: Никому не известный», отмеченный крупными номинациями и обласканный критиками, но не впечатливший рядового зрителя.

Куда сильнее роли легенды кантри-музыки аудиторию увлекало публичное поведение актера, сменившего курс с прилежного мальчика на молодого мужчину, вознамерившегося оставить яркий след в истории. Словно копируя манеру своего экранного Боба Дилана, человека противоречивого и немного заносчивого, Шаламе тоже стал позволять себе больше, провоцируя публику. Масла в огонь подливала личная жизнь Тимоти: после романов со звездными непо-беби Лурдес Леоне и Лили Роуз Депп, с которой он снимался в «Короле Англии», Шаламе неожиданно для всех закрутил отношения с Кайли Дженнер.

Пара казалась аномальной для поклонников актера: Дженнер — звезда самой известной реалити-семьи, заработавшей состояние на скандалах и многочисленных бизнесах, на них построенных. Интеллектуал Тимоти, владеющий несколькими языками (помимо английского, актер свободно говорит на французском), начитанный и глубокий, не выглядел ровней светской Кайли, чья жизнь всегда выставлена напоказ. Первое время влюбленные скрывались от публичного внимания, избегая появляться вместе на премьерах. Но со временем отказались от скрытности: Кайли стала сопровождать Тимоти на светских мероприятиях, их стали замечать на свиданиях, да и сами они заговорили об отношениях не таясь. На прошедшем «Золотом глобусе», принесшем актеру награду за роль в «Марти великолепном», он со сцены признался Дженнер в любви. Роман, в искренность которого никто не верил, сперва вызывал лишь недоумение, но за пару лет трансформировался в крепкий союз. Кайли и вовсе не скрывает, что считает Тимоти «тем единственным».
От любви до ненависти
Однако пока любовь Дженнер к Шаламе только крепнет, поклонники актера испытывают противоречивые чувства. Еще начиная с промо байопика про Боба Дилана публичное поведение Шаламе изменилось: актер стал манернее и даже немного высокомерен. Дошло до того, что его обвинили в неуважении к коллегам: «Тимоти Шаламе вел себя на съемках как капризная дива», — пестрили заголовки индустриальных СМИ.
«Возможно, еще не вышел из роли», — предположили одни. «А быть может, наш красивый мальчик вырос», — додумали другие. Своего апогея новый образ артиста достиг в разгар рекламной кампании «Марти великолепного» — драйвовой драмы про амбициозного юношу, чья неукротимая жажда славы и признания доводит его до беды. И даже не одной. Роль уже принесла Тимоти «Золотой глобус» и, вероятно, доведет до очередной оскаровской номинации. А если звезды сложатся удачно, принесет заветную золотую статуэтку, на которую Шаламе давно нацелился: «Думаю, к лету я точно получу "Оскар".

Промоутируя «Марти», актер щедро раздавал интервью, отдельные отрывки и цитаты которых разлетались по сети. Начиная с нахваливаний своего таланта и заканчивая высказываниями на не связанные с кино темы вроде деторождения. Были интервью артиста, которые после волны обсуждений удалялись с онлайн-площадок. В какой-то момент даже поклонники звезды взвыли: «Тимоти, остановись!» Однако отваги у актера хватило не только на громкие заявления, но и на решительные действия. В конце декабря в рамках все того же промо «Марти великолепного» он стал первым человеком, взобравшимся на вершину арены «Сфера» в Лас-Вегасе. Шаламе окончательно дал понять, что нет высот, на которые он не готов замахнуться.
Но на фоне противоречивых и несколько показушных выступлений звезды на первый план все равно выходит результат его работы — роль в «Марти», действительно одна из лучших в его карьере. И будет справедливо получить за нее «Оскар». Стоит лишь посмотреть фильм Джоша Сэфди, чтобы понять, что наигранное бахвальство и выпендрежничество Шаламе — не более чем продолжение экранного образа. Его персонажа Марти тоже сильно «заносит» по жизни, но эта же манера паясничать завоевывает для него всеобщее внимание. Аналогичный рекламный трюк 15 лет назад провернул старший коллега Шаламе — Хоакин Феникс. Рекламируя фильм «Я все еще здесь», он заявлял о завершении карьеры и намерении переквалифицироваться в рэперы. Пока все недоумевали, здоров ли артист, псевдодокументальная драма зарабатывала в прокате, а журналисты раскусили схему: Феникс забавы ради продолжал отыгрывать эксцентричного героя, запустив его с экрана в реальную жизнь.
До Шаламе повторять этот пранк особо не пытались — разве что Остин Батлер признавался, что долго не мог выйти из образа сыгранного им Элвиса Пресли, сохраняя его интонации и манерность в реальной жизни. Тимоти же пошел дальше — рискнул репутацией ради всеобщего развлечения. И это ли не главная задача кино — удивлять, завораживать, будоражить зрительские сердца и вызывать самые сильные эмоции? Всеобщее обожание Шаламе вызывал, критику — тоже. Значит, дальше нас ждет что-то новое и, вероятно, самое интересное.
