Искусство саундтрека: 6 композиторов, которым удалось найти своего режиссера

Для режиссера большое счастье — найти своего композитора. Такие союзы нередко определяют, как именно зритель запомнит картину. «Правила жизни» рассказывают о верных соратниках Питера Гринуэя, Бернардо Бертолуччи, Уэса Андерсона и Хаяо Миядзаки.
Юлия Яроцкая
Юлия Яроцкая

Дзё Хисаиси, Япония

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мамору Фудзисава — а именно так на самом деле зовут композитора — верный соратник японского гения анимации Хаяо Миядзаки. Псевдоним Дзё Хисаиси — японская фонетическая имитация написания имени знаменитого джазового музыканта Куинси Джонса. С раннего детства Хисаиси обучался игре на скрипке, потом освоил трубу и в школьные годы решил стать композитором. Огромное влияние на него оказали минималисты Стив Райх и Филип Гласс — у них он позаимствовал закольцованную композицию, основанную на повторении музыкальных отрывков. Имя Хисаиси неизменно ассоциируется со студией Ghibli: самая прослушиваемая его композиция была создана для аниме «Ходячий замок». С Миядзаки композитор работает вслепую — режиссер дает ему только десять слов, характеризующих будущую картину, поэтому первые музыкальные наброски создаются без сценария и иногда даже влияют на будущий сюжет. Второй знаменитый японец, с которым у композитора случился плодотворный союз, — Такэси Китано. Хисаиси создал саундтреки для лучших его фильмов — «Куклы», «Фейерверк», «Кикуджиро» и других. При всей узнаваемости мелодий Хисаиси удается передать через музыку время и место действия — в медленной и романтичной «Сонатине» Китано он отдает предпочтение минималистичным мелодиям, имитирующим шум моря, в футуристичном аниме «Навсикая из долины ветров» в ход идут синтезаторы, а в «Ведьминой службе доставки» — ассоциирующийся с европейским городком аккордеон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Майкл Найман, Великобритания

GettyImages

Начав сочинять музыку в школьные годы, Майкл Найман сделал перерыв на 12 лет, чтобы стать музыкальным критиком. В своем исследовании музыкального минимализма он дошел до написания книги о Джоне Кейдже, после чего вновь вернулся к сочинению собственных произведений. К работе в кино Наймана привлек его друг — известный британский режиссер Питер Гринуэй. Еще в студенческие годы тяготевший к барочной музыке композитор использовал и адаптировал для фильмов произведения Генри Персела. Например, в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник» легко узнается ария Гения холода из оперы «Король Артур». В 1993 году вышел романтический фильм «Пианино» Джейн Кэмпион, получивший «Золотую пальмовую ветвь». Большую роль в успехе картины сыграла музыка Наймана, отвечавшая за выражение эмоций немой героини. По замыслу композитора, это были мелодии, которые играла на пианино главная героиня Ада, поэтому композиции сочинялись до начала съемок и соответствовали времени действия фильма. Альбом с музыкой к картине вошел в сотню лучших саундтреков всех времен. Еще в 1995 году Найман записал свою версию музыкального сопровождения к картине Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», а в 2010-м выпустил альбом «Музыка к Вертову», включивший саундтреки к фильмам «Одиннадцатый» и «Шестая часть мира».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Деспла, Франция

GettyImages

Один из самых продуктивных кинокомпозиторов Голливуда, Александр Деспла играл на музыкальных инструментах с пяти лет, но окончательно решил связать свою жизнь с музыкой после того, как, будучи подростком, увидел «Звездные войны» с саундтреком Джона Уильямса. К тому моменту Деспла уже освоил пианино, трубу и флейту. Классическое музыкальное образование и любовь к Дебюсси и Равелю он сочетал с увлечением модными в 1970-е нью-эйджем и джазом, что впоследствии отразилось в его сочинениях. После работы над саундтреком к фильму «Девушка с жемчужной сережкой» о голландском художнике Йоханнесе Вермеере композитора заметили в Голливуде — минималистичная мелодия повторялась на протяжении всего фильма, местами подражая фортепианным этюдам Эрика Сати, где-то уходя в звонкие переливы колокольчиков, а иногда разгоняясь до серьезных оркестровых партий со струнными и духовыми инструментами. Продемонстрировав всю палитру своих умений, Деспла получил номинацию на «Золотой глобус» и снискал популярность среди иностранных режиссеров. С тех пор он отметился работой с Романом Полански, Энгом Ли, Дэвидом Финчером и Жаком Одияром. Но самыми верными спутниками композитора стали два великих сказочника Уэс Андерсон и Гильермо дель Торо. С ними Деспла завоевал две статуэтки «Оскар» в номинации «Лучший саундтрек» и, вероятно, будет претендовать еще на одну: в новой картине «Франкенштейн» он использует церковный орган в сочетании с хором и скрипкой, что идеально подходит для избыточного видеоряда и должно произвести впечатление на киноакадемию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Деспла, Великобритания

Legion-Media

Джонни Гринвуд известен меломанам всего мира как гитарист в Radiohead. Свой путь в музыке начинал с игры на блокфлейте, а в группе On a friday, позже переименованной в Radiohead, он и вовсе первое время играл на губной гармошке. Гринвуд, признанный одним из лучших гитаристов, не ограничивает себя одним инструментом, в разные годы он освоил орган, арфу, виолончель, пианино, банджо и глокеншпиль. Известен он и умением играть на волнах Мартено — именно этот инструмент задействован в симфонии «Турангалила» Оливье Мессиана, оказавшей огромное влияние на музыкальный стиль Гринвуда. У Мессиана музыкант научился и математическому построению мелодии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым опытом работы в кино стал фильм «Бархатная золотая жила» об эпохе глэм-рока, в котором музыкант вместе с коллегами по группе исполнил несколько песен. Нечто похожее он позже проделал и в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня». А с саундтрека к фильму «Нефть» 2007 года началось сотрудничество Гринвуда с Полом Томасом Андерсоном. С тех пор его музыка присутствует во всех работах Андерсона, а режиссер снял документальный фильм о создании альбома Junun — совместной работы израильского композитора Шая Бен-Цура c Гринвудом и индийским ансамблем The Rajasthan Express. Стиль Джонни Гринвуда можно назвать минималистичным — он избегает классических сентиментальных мелодий и часто применяет симметричную структуру композиции, а вместо мажора и минора использует лады ограниченной транспозиции – все эти непривычные уху приемы вызывают у зрителя ощущение дискомфорта, загадочности и иррациональности происходящего на экране.

Рюити Сакамото, Япония

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рюити Сакамото буквально ворвался в мир кино, сыграв одну из главных ролей в фильме Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», а его партнерами по площадке стали Дэвид Боуи и Такэси Китано. Сакамото написал к картине саундтрек, за что получил премию BAFTA. На момент съемок он уже был известным музыкантом и выступал как сольно, так и в составе Yellow Magic Orchestra — электронной японской группы из трех человек. Хоть кино не было для музыканта основной деятельностью, он отметился работой с Брайаном Де Пальмой, Оливером Стоуном и Алехандро Гонсалесом Иньярриту, а совместную с Дэвидом Бирном работу для киноленты «Последний император» киноакадемия отметила «Оскаром» за лучший оригинальный саундтрек. Сакамото был большим поклонником Андрея Тарковского и под впечатлением от музыкального сопровождения к картине «Солярис» написал альбом Async, пронизанный мыслями о смерти, — во время работы над альбомом композитор узнал, что болен раком горла. Последней работой в кино для Сакамото стал фильм «Монстр» Хирокадзу Корээды. У него уже не было сил написать полноценный саундтрек для картины, но он исполнил мечту Корээды о сотрудничестве и адаптировал для фильма свои композиции с альбома «12», добавив две новые музыкальные пьесы. Минималистичная и изящная фортепианная музыка, подчеркивающая загадочность и хрупкость главного героя, стала последней работой Сакамото для кино. В 2023 году Рюити Сакамото ушел из жизни, оставив поклонникам прощальный фильм-концерт «Рюити Сакамото. Опус».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Збигнев Прайснер, Польша

Legion-Media

Прайснер еще в школе самостоятельно научился играть на гитаре и фортепиано, подбирая мелодии на слух, и тогда же стал сочинять первые композиции. Но вместо музыки в университете будущий композитор изучал философию. К написанию музыки он вернулся во время работы в легендарном литературном кабаре «Подвал под баранами», а уже оттуда попал в кинематограф. Во время работы над первым фильмом «Прогноз погоды» Прайснер познакомился с режиссером Кшиштофом Кёсьлевским — эта встреча стала началом прекрасной дружбы и плодотворного сотрудничества, продолжавшегося до самой смерти режиссера. Некоторые произведения для фильмов режиссера Прайснер подписывал именем несуществующего голландского композитора Ван ден Буденмайера. Своему другу Кёсьлевскому композитор посвятил первое крупное произведение, не связанное с кино, — «Реквием по моему другу», свою самую эмоциональную работу. Отрывки из реквиема звучат в картине Терренса Малика «Древо жизни» в сцене зарождения Вселенной и в «Великой красоте» Паоло Соррентино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из последних работ Прайснера в кино — саундтрек для греческой картины о жизни святого Нектария Эгинского «Человек Божий». В фильме Елены Попович снялись Александр Петров и Микки Рурк. Композитор попал в картину благодаря своему поклоннику – афонскому схимонаху отцу Адриану. Прайснер сочинил для этой работы два хоровых произведения и использовал традиционный греческий щипковый инструмент канун. Музыка Прайснера близка к традиции западноевропейского романтизма, а сам он большой поклонник финского композитора Яна Сибелиуса.