Самый скучный или самый лучший: чем запомнился «Оскар-2019» (а это не самый простой вопрос)

Сегодня ночью в Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Оскар»: заранее очень скандальная, без ведущего, на час короче, чем обычно, и с неожиданными победителями. Яна Лукина для Правила жизни разобрала главные моменты неоднозначного вечера.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За несколько дней до «Оскара» в сети родилась прелюбопытнейшая теория заговора: якобы Академия все-таки наняла ведущего — просто рядовой зритель узнает об этом только во время церемонии. Такой, знаете ли, сюрприз от премии, которую принято поругивать за предсказуемость. Называлась даже конкретная кандидатура: Вупи Голдберг. Комедиантка слишком «вовремя» взяла больничный на своей основной работе — шоу The View, транслируемом по тому же каналу ABC, что и «Оскар»; кроме того, в пользу актрисы говорил ее опыт: она «хостила» уже четырежды — точно не завалит! Только вот Голдберг, кажется, и впрямь приболела: она вообще не появилась на церемонии, хотя была заявлена в числе тех, кто объявляет победителей.

За неимением ведущего вечер открыло выступление группы Queen, где ныне солирует — нет, не Рами Малек! — выпускник American Idol Адам Ламберт. Музыкальных номеров в принципе случилось много (может быть, даже слишком много!), и их, как и практически все в «Оскаре-2019», предварял скандал: сперва Академия планировала дать временные слоты только двум соискателям на «Лучшую песню» — Shallow из «Звезда родилась» и All the Stars из «Черной Пантеры», но, подвергнувшись за это решение жесточайшей критике, втиснула в сценарий вечера пятерых номинантов, разве что Кендрик Ламар в итоге не захотел выступать и даже на огонек не заглянул.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, песенную награду все равно была обречена забрать Леди Гага, которая уже почти традиционно отыграла на сцене номер со слезами и заламыванием рук; не менее эмоциональным вышло и исполнение хита в дуэте с Брэдли Купером — настолько, что в сети зачем-то всерьез принялись обсуждать недовольство Ирины Шейк происходящим. Гага меж тем поставила рекорд, собрав за один наградной сезон «Золотой глобус», BAFTA, «Грэмми» и «Оскар»: никому прежде такое «комбо» не давалось.

Несмотря на включение пяти музыкальных номеров и «сохранение» всех категорий (Академия грозилась премировать победителей в номинациях «Лучшая операторская работа», «Лучший монтаж», «Лучший игровой короткометражный фильм» и «Лучший грим и прически» во время рекламной паузы), «Оскару» удалось-таки уложиться в три часа с небольшим — против обычных четырех с хвостиком. На чем же так сэкономили? Ответ напрашивается сам собой: на пользу хронометражу пошло отсутствие ведущего. Пошло ли оно на пользу самой церемонии? Здесь можно долго спорить: одни скажут, что из-за «автономных» выходов «презентеров» премия выглядела сумбурно, другие — что именно в таком формате получается «четко и по делу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, когда объявлять победительницу в категории «Лучшая актриса второго плана» вышли Майя Рудольф, Тина Фэй и Эми Полер, мало кто не пожалел, что «Оскар» не доверили вести этой разудалой троице. «Мы не ведущие, но постоим здесь подольше, чтобы люди, которые включат завтра телевизор, решили, что мы вели», — отшутились барышни, прежде чем ожидаемо вручить приз Реджине Кинг.

Последовала еще пара номинаций, где победитель, казалось, был предопределен: Хелен Миррен и Джейсон Момоа, оба одетые в доминировавший на дорожке розовый (Миррен заверила, что такая координация — совпадение, но подметила, что наступило время, когда «гавайский бог и зрелая англичанка наконец-то могут носить один цвет»), наградили как лучший документальный фильм ленту Free Solo; а Элси Фишер и Стефан Джеймс отметили «Власть» за лучший грим и прически. Предсказуемо, хоть и заслуженно, победил Махершала Али, взяв уже вторую статуэтку за роль второго плана. Предсказуемее разве что победа «Ромы» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а Альфонсо Куарона — в номинациях «Лучший режиссер» (эту награду, что особенно приятно, вручал его близкий друг Гильермо дель Торо — на правах прошлогоднего победителя) и «Лучший оператор». Но и тут — всецело справедливо, жаловаться не на что.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы вручить статуэтку за лучший дизайн костюмов, Мелисса Маккарти и Брайан Тайри Генри — первые и последние, кто попытался взбодрить публику, — и сами как следует нарядились: в их ансамблях были зашифрованы все пять номинантов: от «Фаворитки» (кролики!) до «Мэри Поппинс возвращается». В результате и эту награду, и последующую, «Лучшая работа художника-постановщика», забрала «Черная Пантера», задав церемонии определенный вектор: среди победителей оказалось немало «новичков» — тех, кто получает свой первый «Оскар», а то и вовсе впервые номинируется. Эта тенденция протянулась до самой финишной прямой, где Рами Малек подрезал-таки опытного Кристиана Бейла (и от счастья потом свалился со сцены), а Оливия Колман внезапно — и это был приятный сюрприз! — «отобрала» награду у семикратной номинантки Гленн Клоуз, которая, судя по наряду, пришла именно что побеждать. Сумбурная, но обаятельная реакция англичанки на свое «золото» обернулась одной из лучших речей вечера, а реакция Эммы Стоун на чемпионство коллеги (словами это не описать, придется увидеть) — мемом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не меньше радости окружающим принесла победа Спайка Ли в категории «Лучший оригинальный сценарий». В это сложно поверить, но режиссер ни разу не выигрывал «Оскар» — разве что получил несколько лет назад почетный, за выслугу лет и вклад в киноискусство. В итоге Ли прямо-таки напрыгнул на объявлявшего победителя Сэмюэла Л. Джексона и в целом повеселел (правда, до поры до времени).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне успеха Спайка, за которого болели чуть ли не всем миром, сбылся — видимо, для поддержания баланса — страшный кошмар американского кинокритика: триумфатором вечера оказалась невзлюбленная (в том числе из-за репутации режиссера Брайана Сингера, чье имя картине приходится терпеть в титрах, а команде — не поминать всуе) прессой «Богемская рапсодия», взявшая четыре из пяти возможных наград; в основном, разумеется, технических и связанных со звуком. Другой удар под дых все тому же критическому «сословию» нанесла победа в главной категории (вдобавок к «Лучшему оригинальному сценарию»!) «Зеленой книги»: опытнейшие киножурналисты, устав хвататься за головы, уже схватились за условное перо, чтобы написать, чем плоха лента Питера Фаррелли, который, похоже, и не ожидал, что вечер закончится именно так. А еще говорят, что победителя не судят!