12 отличных скандинавских сериалов, которые стоит смотреть, если нравится «Мост»

С окончанием великого сериала «Мост» ушла эпоха, когда мир самозабвенно увлекался мрачными детективами из Скандинавии. Но сами скандинавы не перестали их снимать. В подборке Правила жизни — лучшие детективы в этом жанре для тех, кто скучает по Саге Норен и Саре Лунд.
12 отличных скандинавских сериалов, которые стоит смотреть, если нравится «Мост»
Legion-Media

Если вам нравится захватывающий сюжет, высокое качество съемок и узнаваемый стиль, то скандинавские сериалы — это именно то, что вам нужно. Северные страны славятся своими инновационными подходами к созданию телесериалов, и мы подготовили для вас список из лучших скандинавских сериалов, которые стоит просмотреть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Орел, криминальная одиссея (Ørnen: En krimi-odyssé, DR, 2004-2006)

Сюрприз: датчане снимали выдающиеся криминальные триллеры и до появления знаменитого сериала «Убийство» (2007) и даже до выхода первого романа Стига Ларссона из серии «Миллениум» (2005), с которых началось победное шествие скандинавского нуара по миру. Триеровский актер Йенс Альбинус (да, тот самый, который бегал голым в «Идиотах») играет здесь надломленного детской травмой детектива родом из Исландии по имени Хальгрим Хальгримсон. В первой же серии его снимают с рейса в Рейкьявик, куда он должен лететь к умирающей матери — необходимо руководить спасательной операцией в аэропорту Копенгагена, где предполагаемые джихадисты застрелили полицейского и завладели его оружием, чтобы угнать самолет. Одна эта серия тянет на яркий полнометражный триллер, и с нее начинается волнующая одиссея Хальгримссона и его отряда по борьбе с международной преступностью, в которой невозмутимые с виду скандинавы будут гореть на работе, выслеживая преступных русских олигархов, пресекая наркотрафик из Европы и спасая детей из грязных лап порнодельцов в Петербурге. Эрессунский мост, с которого начнутся приключения Саги Норен в «Мосте», тоже появляется впервые именно здесь — по нему русские бандиты спасаются бегством от закона, переправляясь из Дании в Швецию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прилив (Springfloden, SVT1, 2016–2018)

Яркий образец шведского пост-нуара со всеми его фирменными чертами: социальное беспокойство, детектив-женщина и ее ненадежный напарник, невообразимая жестокость на фоне внешнего благополучия жизни в тихой Скандинавии. В первых кадрах мы видим, как совершается жуткое преступление: ночью в тревожном свете луны молодая женщина, по горло закопанная в прибрежный песок, захлебывается в подступающем приливе. Позже выяснится, что она была беременна. Это архивное дело, которое полиция нераскрытым положила на полку четверть века назад за неимением улик — неизвестной осталась даже личность жертвы. Расследовать давнее дело берется студентка полицейской академии Оливия Реннинг, отец которой когда-то напрасно над ним бился, — ведь в те годы у криминалистов не было даже технологии анализа ДНК. Отца Оливии давно нет в живых, зато жив его прежний напарник Том Стилтон, которые пережил профессиональное выгорание и стал бездомным. Очнуться от социальной летаргии его заставляет только серия жестоких нападений на бродяг на улицах Стокгольма, — и тогда студентка и бомж сколачивают команду. Оба они не настоящие полицейские, а «Прилив» не похож на классические сканди-нуары — вместо привычной серой гаммы в кадре яркое солнце. Но тем мрачнее выглядит сюжет с утопленницей — в тени или на солнце, но мир скандинавского детектива остается тревожным и опасным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ловушка (Trapped, RVK Studios, 2015 — настоящее время)

Исландец Балтазар Кормакур, кажется, единственный режиссер из этой страны, добравшийся до Голливуда и сделавший там относительно успешную карьеру. Ради «Ловушки» он вернулся в Исландию — это его первый опыт сканди-нуара, который любители жанра сразу же поставили на одну полку с «Убийством» и «Мостом». Здесь работает прием классического герметичного детектива, обкатанный еще Агатой Кристи: преступления происходят в замкнутом пространстве, из которого нет выхода, и убийца — «один из нас». В крошечный исландский порт прибывает паром из Дании, и в тот же день рыбаки вылавливают из залива труп без рук и головы. В местном полицейском участке трудятся три человека, да и сама исландская деревня величиной в три улицы — место, где все друг другу родственники до третьего колена. Начальник участка Олафсон, похожий на грузного бородатого тролля, арестовывает датский паром, не выпуская никого на берег, а датский капитан строит козни. Тем временем поселок заметает снежная буря, по горным дорогам не проехать, и погода нелетная — подмога не пришла, подкрепление не прислали, теперь Олафсон один в поле воин. Из морга таинственно исчезает первый труп, зато появляется несколько новых, а древние горы сурово смотрят в долину, где копошатся под снегом мелкие людишки, уничтожая друг друга в снежном плену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лавовое поле (Hraunið, Netflix, 2014)

У исландской разновидности сканди-нуаров есть одна примечательная особенность — хочешь-не хочешь, а потрясающая исландская природа и «марсианские» пейзажи древнего острова становятся не просто фоном, а неотъемлемой частью рассказа. Полицейский Хельги из Рейкьявика прибывает на подмогу местной полиции в крошечную деревню рядом с полем, покрытым черной лавой. Таких полей в Исландии хватает, многие вулканы до сих пор активны — достаточно вспомнить знаменитый Эйяфьядлайёкюдль, на нашей памяти покрывший пеплом небо над половиной Европы. В деревне рядом с полем в собственном доме то ли застрелился, то ли был застрелен местный богатей. А сутки спустя на поле пропал молодой парень с крошечной дочкой — в сезон там с утра до вечера копошатся туристы, и пропавшие тоже прибыли с одной из экскурсионных групп. Местные жители утверждают, что по легенде то, что осталось на лавовом поле после захода солнца, пропадает там навеки. Но прагматичный Хельги верит не в легенды, а в финансовый интерес преступников, и оказывается прав: гибель богатого акционера как-то связана с исчезновением туристов и вдобавок с контрабандой наркотиков — на остров как раз прибыла крупная партия. Ну и как водится, все тут друг другу родственники, а в анамнезе у детектива Хельги обнаруживается детская травма, связанная с местом, где произошло преступление — аутичные скандинавские копы, как правило, личности с надломом и тонкой душевной организацией, но это почему-то не мешает, а помогает им быть эффективными.

Валькирия (Valkyrien, NRK, 2017)

«Валькирия» — разножанровая история. Если по порядку, то здесь есть и детектив, и медицинский триллер, и постапокалиптика по-норвежски. Сотрудник городской службы техбезопасности по имени Лейф безраздельно владеет подземным царством, простирающимся под городом Осло — это коммуникации метро, туннели и длинные катакомбы, вход в которые находится на заброшенной станции «Валькирия». Лейф верит в неизбежный Рагнарёк, когда осуществится одна из «12 угроз человечеству» — катастрофа, связанная с перенаселением, блэкаутом, отсутствием чистой воды, и далее по списку. В подземных бункерах Лейф строит убежище на случай катастрофы. А пока она не произошла, убежищем пользуется его приятель Равн — врач, жена которого впала в кому. Чтобы сохранить ей жизнь, пока он синтезирует спасительную вакцину, Равну пришлось похитить ее из клиники и выдать за умершую. Это наводит Лейфа на мысль открыть в катакомбах клинику для социальных изгоев и преступников, которым недоступна официальная медпомощь — куда в скандинавском детективе без социальной тревоги о несовершенстве общества, внешне такого благополучного. В норвежском сериале нет привычной схемы «коп расследует преступление», хотя по следам Лейфа конечно же идет его знакомый коп. Зато есть важная мысль: если даже тот, кто предостерегает вас от катастрофы, кажется вам чокнутым, это еще не значит, что земля не задрожит у вас под ногами через минуту.

Богатство (Mammon, NRK, 2014 — настоящее время)

Герои этого норвежского финансового нуара похожи на Блумквиста и Саландер из «Миллениума». Он — журналист Петер Верос из отдела криминальных расследований крупной газеты, опубликовавший материал о финансовом подлоге, в котором оказался виновным родной брат Питера. Она — его аутичная подружка-хакер Вибеке. После того, как история с подлогом выплывает наружу, брат Петера кончает с собой, перед смертью почему-то выкрикивая слово: «Авраам!» Через несколько лет стреляется другой обвиняемый в растрате, и перед смертью тоже кричит: «Авраам!» Петер, который пообещал брату уберечь от бед племянника, оказывается вынужденно впутан в это дело, и новое расследование поверх старого приводит его к насквозь прогнившим корням норвежского общества — совестливые скандинавы, начиная с Гамлета, всегда чуют, что в их королевствах что-то прогнило. Но стоит Петеру приблизиться к финансовым и общественным столпам общества, включая, между прочим, церковь, как вокруг него разверзаются хляби небесные. Он оказывается в центре параноидального триллера как самый преследуемый человек в Норвегии, обвиненный в убийстве, затравленный и вынужденный одновременно скрываться и искать способ раскрыть цепь преступлений, которые складываются в заговор самых могущественных членов общества против самых основ этого общества.

Сорьонен (Bordertown, Yle TV1, Netflix, 2016 — настоящее время)

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пусть золотой век сканди-нуара позади, зато в игру вступили финны — встречайте новую разновидность жанра, «сауна-нуар». После того, как детектив «Сорьонен» о приключениях финского копа в городе Лаппеэнранта рядом с русской границей стал хитом на родине — его посмотрел каждый пятый финн — «Сорьонена» купил Netflix, переименовал в «Приграничный городок» и запустил на международную орбиту. Этот достойный образец жанра, как обычно, повествует о том, что в тихом омуте финского захолустья, городе, который русские туристы ласково именуют «Лапа», водятся все пороки этого мира. Запрещенные собачьи бои, подпольный бордель для педофилов, наркотрафик, и неизбежная русская мафия — Петербург близко, и страшные русские мужики там настолько суровы, что не будут разговаривать с тобой, если от тебя не пахнет водкой. Даже напарница Сорьонена Лена наполовину русская и бывший агент ФСБ. Зато сам Сорьонен настоящий аутичный скандинавский коп — этакий местный Шерлок, который распутывает преступления, запершись в подвале, похожем на сауну, и сняв обувь. Думает он медленно, но верно — может быть, в этом и есть секрет настоящей скандинавской эффективности.

Стыд (Skam 2015 – 2017)

Смотреть

Сериал поражает своей искренностью и правдивостью в показе шведской подростковой жизни. Он показывает, что в этом периоде жизни люди ощущают все насыщенность эмоций и исследуют свое место в обществе. «Стыд» смело и открыто отображает темы, которые многие сериалы избегают, и помогает подросткам осознать, что они не одиноки в своих борьбах.Сериал также отличается уникальным форматом, где каждый сезон сосредоточен на одном персонаже, раскрывая его историю более подробно. Это позволяет зрителю более глубоко погрузиться в различные аспекты жизни подростков и лучше понять их переживания и проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правительство (Borgen, Netflix, 2010 – 2022)

Сериал вращается вокруг различных геополитических конфликтов и интриг. В нем затрагиваются такие темы, как коррупция, обман, предательство и любовь. Каждый персонаж в сериале имеет свои сильные и слабые стороны, и зритель оказывается втянутым в их драмы и становится свидетелем их эволюции воли к власти.Кроме того, «Правительство» отражает различные социально-политические события, которые происходили в течение 12 лет его демонстративного времяпрепровождения. Он не только наглядно показывает влияние политических решений на жизнь обычных граждан, но и вызывает интерес к глобальным вопросам формирующим современный мир.Сериал получил множество положительных отзывов от критиков и зрителей. Он часто освещал актуальные темы, что, в сочетании с глубиной показанной характеристики персонажей, создавало интерес и заставляло задуматься.

Капкан (Ófærð, 2015)

Смотреть

Сюжет сериала разворачивается в вымышленном городе крупной промышленности, где на поверхность выходят темные секреты и интриги политических и бизнес-элит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Капкан» запоминается сильным сюжетом, замечательной игрой актеров и зрелищной съемкой. Сериал исследует интриги с множеством персонажей, каждый из которых имеет свою собственную мотивацию и цель. Мрачная атмосфера и сюжетные повороты сериала поддерживают увлекательность и интерес к происходящему.

Лиллехаммер (Lilyhammer, Netflix, 2012 – 2014)

Смотреть

Сериал разработан и снят Томми Виркола и Штаал Стомпе, известными своими работами в жанре черного юмора. «Лиллехаммер» смешивает криминальные сюжеты с широким диапазоном комедийных ситуаций. Он извлекает юмор из культурных различий между Дагом и местными жителями, а также из неудачных попыток Дага рассчитаться с прошлыми проблемами. Сериал был номинирован на несколько престижных наград, включая Emmy и British Academy Television Awards.

Наследие (Arvingerne, 2014 – 2017)

Legion-Media

«Наследие» повествует о семье Грённегард, в которой рушатся старые забытые секреты и разгораются столкновения поколений. После смерти известного датского художника Вернера Грённегарда (или Вернона Гаррарда, в зависимости от регионального названия сериала), его родственники оказываются втянутыми в борьбу за его наследство. Основными героями являются четверо взрослых детей Вернера Грённегарда, каждый из которых имеет свои проблемы и особенности. Сюжет «Наследия» сложен и насыщен перипетиями, покрывая такие темы, как семейные отношения, искусство, любовь, предательство и смерть.