Понимаю, что на это вряд ли кто-то (опять) обратит внимание, но хочется начать разговор про второй эпизод восьмого сезона с традиционного предупреждения: текст, который вы начали читать, содержит спойлеры. Мы сейчас разберем всю серию на составные части, обсудим все главные сцены и моменты, поэтому — если вы вдруг не смотрели — срочно прекращайте читать. Итак.

Нет в мире ничего более постоянного, чем недовольные поклонники «Игры престолов»: после каждой разговорной серии они нудят, что мало экшена; после каждой батальной — что мало разговоров и развития персонажей, ради которых они собственно и смотрят сериал. Седьмой сезон, например, прошел под хоровой бубнеж недовольных неожиданной сменой темпа: экранное время (и пространство) сжалось и события стали происходить для многих излишне быстро. Вот и в этом сезоне первые две серии, практически лишенные эффектного действия, пришлись ряду поклонников не по душе — они уже ждут битвы, драконов и ледяных зомби, а вместо этого получают вторую подряд разговорную серию. И это, разумеется, правильно. Сейчас шоураннеры «Игры престолов» заняты тем, что аккуратно заканчивают все намеченные в прошлых сезонах сюжетные линии. Их необходимо обязательно завершить до большой битвы между силами Жизни и Смерти, поскольку, как мы сейчас уже отчетливо понимаем, по итогам сражения появятся новые конфликты и новые альянсы, и со старым миром нужно покончить сейчас.

Именно поэтому так много экранного времени отведено встречам старых друзей и противников, именно поэтому наши любимые герои всю серию «закрывают гештальты». В центре второй серии — Джейме Ланнистер и Бриенна Тарт. Причем Джейме, поговорив с Браном и Тирионом и посвятив Бриенну в рыцари, завершает свою так называемую арку искупления. Боюсь, это может свидетельствовать о том, что в следующей серии он все-таки погибнет. Его дозор — по крайней мере во всем, что касается эмоционального развития его персонажа, — окончен. Мы встретили Джейме Ланнистера молодым и эгоистичным рыцарем — он один из самых могущественных людей в Семи Королевствах, он может всё. Он категорически отрицательный персонаж: в первой же серии он выбрасывает ребенка (Брана) из окна. И за семь сезонов он полностью меняется, превратившись в хорошего, пусть и сложного человека. Во второй серии это превращение закрепляет не только сцена разговора с Браном — удивительно многослойная и эмоционально заряженная, — но и сцена, в которой Джейме предлагает Бриенне служить под ее руководством. Одной из определяющих характеристик Джейме на протяжении всего сериала была его любовь к сестре, и он сам подводит черту в этой истории в разговоре с проницательным Тирионом, который замечает, что Джейме всегда знал, какая Серсея на самом деле, но любил ее все равно. И об этом чувстве говорится исключительно в прошедшем времени. Джейме сделал свой выбор.

Ожидаемо самой обсуждаемой сценой стал секс Арьи с Джендри. Еще бы: семь лет мы видели Арью исключительно как героиню действия — она воевала, она убивала, мстила, училась, бежала. У нее никогда не было времени на любовь, вся ее жизнь была посвящена смерти (не зря же, в конце концов, она служит Богу Смерти). И вот, наконец, — с самой понятной формулировкой — и она узнает о существовании такой приятной сферы человеческих отношений, как секс. Арья была бы не Арьей, если бы она не привнесла в прелюдию уникальную черту собственного характера — фраза «я тебе не Красная жрица, сам штаны снимай» однозначно войдет в список лучших фраз сериала. Но что любопытно: сразу после выхода эпизода интернет взорвался от возмущений: «А сколько лет Арье»? Не рано ли ей сексом заниматься, спрашивали взволнованные зрители? Тут надо отдать должное телеканалу HBO — еще накануне премьеры в официальном твиттер-аккаунте появился твит, недвусмысленно намекающий на то, что Арье уже исполнилось 18 лет. Понятно, почему зрители переполошились: все-таки большую часть сериала Арья была маленькой девочкой. Но непонятно другое: буквально в прошлом сезоне Арья не только убила Уолдера Фрея, но и накормила его пирогом с начинкой из собственных детей. И тогда никто не возмущался. То есть, получается, убивать людей с особой жестокостью — это нормально для юной барышни, а придаваться плотским утехам — нет? Удивительное ханжество.

И, раз уж мы обсуждаем любовные дела Арьи, давайте отметим недавнее интервью автора книг «Игра престолов» Джорджа Мартина, который рассказал, что в его первоначальном плане у Арьи должна была быть любовь с… Джоном Сноу. Вот уж от чего нас Господь уберег.

Вторая серия, так же как и первая, наполнена юмором. Вроде бы странно: мы, зрители, отчетливо понимаем, что уже буквально в следующее воскресенье мы навсегда попрощаемся со многими нашими любимыми героями, но, наверное, именно поэтому нам так смешно сейчас хихикать над их шутками. От очень остроумного разговора Сэма, Джона и Скорбного Эда на стенах Винтерфелла, до чудесной шутки братьев Ланнистеров: жаль папа не дожил, чтобы увидеть, как оба его сына умрут, защищая замок Старков. Разумеется, нашлось у сценаристов и время в очередной раз пошутить над ростом Джона Сноу. Хочется как-то уже высказаться на эту тему: понятно, кхал Дрого был серьезно большим человеком, но Дейенерис ведь полтора метра в прыжке (в актрисе Эмилии Кларк 157 сантиметров)! Куда ей-то шутить над Джоном Сноу (Кит Харингтон ростом 173 см)!

Центральная сцена серии — разговор у камина с участием сира Давоса, Тириона и Джейме, Тормунда, Подрика и Бриенны. Наверное, будет излишне искать евангельский символизм в эпизоде «Игры престолов», но все-таки нельзя не отметить, как удачно вторая серия вышла именно в день празднования католиками Пасхи. Вот наши герои сидят вечером и пьют вино, говорят и понимают, что завтра — Смерть. Это их, быть может, последний разговор в жизни, последняя возможность сказать и сделать что-то важное. Последняя вечеря. И сцена эта одновременно смешная (рассказ Тормунда о великанше, вскормившей его грудью) и грустная (трогательная сцена, когда Джейме посвящает Бриенну в рыцари).

Но приготовления к последнему бою и разговоры — это лишь рамка, обрамляющая главный конфликт, вокруг которого продолжает вертеться история: несмотря на неизбежность смерти, трех главных героев — Сансу, Дейенерис и Джона — все равно занимает в первую очередь борьба за престол. Мы видим это с первой сцены «суда» над Джейме, когда Санса ведет себя абсолютно на равных с Дейенерис, к вящему ее неудовольствию. Джон же всю сцену сидит погруженный в свои мысли; еще бы — ему надо как-то рассказать возлюбленной, что она, во‑первых, его тетя, а во-вторых — у нее прав на престол меньше, чем у него. Но с самого начала серии инициативу берет на себя Санса, и Мать Драконов чувствует угрозу — попытка помириться, «женский разговор по душам» двух героинь выглядит бесконечно фальшиво. Не потому, что они плохо играют, — напротив. Дейенерис врет в лицо Сансе, пытаясь убедить ее в том, что она привела драконов и армию на Север из-за любви. Мы с вами отлично знаем и помним, что решение о союзе с Джоном было принято Дейенерис исключительно из рациональных соображений. И тот факт, что сейчас она пытается обмануть Сансу, говорит о ее рациональности и коварстве, а совсем не об искренности. И тем приятнее видеть, что Санса — наученная горьким опытом своей жизни и годами общения с Мизинцем — очевидно на провокацию не поддается. Вопрос, что делать с Севером, остается открытым, несмотря на угрозу армии мертвецов, и Дейенерис в следующей серии нужно будет идти в бой, понимая, что по его окончании ей предстоит не менее изнуряющее выяснение отношений не только с Серсеей, но и с северянами.

И наконец, финальный разговор Джона и Дейенерис в крипте Винтерфелла. Понятно, что во второй серии нам не могли показать разрешение этого конфликта, он вряд ли разрешится и в третьей серии, но нам показали реакцию Дейенерис. Хочет или нет Джон сидеть на Железном престоле — это второй вопрос, но мы четко понимаем теперь, что Дейенерис с такой ситуацией не согласится ни при каких обстоятельствах. Вся ее жизнь — и она сама прямо об этом говорит — была посвящена борьбе за Железный престол. Все, что произошло помимо этого, — освобождение рабов и искоренение рабства — было побочным эффектом. Для Денни власть над Семью Королевствами — главная цель. Но о том, что Дейенерис постепенно превращается в Серсею, мы с вами говорили в обсуждении прошлой серии, а сейчас давайте обратим внимание на одну важную деталь.

Дейенерис парирует слова Джона очень весомым аргументом: ты говоришь, что ты сын Лианны Старк и Рейгара Таргариена, основываясь на словах твоего брата и твоего лучшего друга. Это очень и очень подозрительно. И Дейенерис можно понять: действительно, источники довольно сомнительные. Но она забывает об одном очень важном нюансе. Их совместная прогулка на драконах в первой серии была не просто аттракционом для зрителей, это очень важная деталь, так как в официальном разборе серии Дэвид Бениофф прямо говорит: «Только Таргариены могли летать на драконах». Это не совсем правда (в книгах правило сформулировано иначе: лишь люди, чьи дома происходят из Старой Валирии, могут быть всадниками драконов), но в сериале иные правила. То есть сама Дейенерис, предложив Джону прокатиться на драконе, невольно подтверждает его происхождение. И сама она — это очевидно из сцены — этого явно не понимает.

Рискну предположить, что в следующих сериях — быть может, в финале третьей или в начале четвертой — Денни будет вынуждена обсудить вопрос происхождения Джона с кем-то из своих приближенных. И, скорее всего, это будет Тирион, который точно все знает про драконов и их наездников, так как еще в первом сезоне был заявлен его интерес к драконам и погруженность в эту тему. Нельзя предсказать, какой именно совет даст Тирион своей королеве, но вот что можно предположить: уже второй сезон подряд авторы настойчиво намекают нам на то, что Тирион сомневается в Дейенерис. Сомневается в том, что она будет достойной и справедливой королевой. Но он не видит никаких альтернатив — Серсея очевидно хуже, а у Джона, который ему явно нравится, нет никаких прав на престол, он бастард. Теперь же у Тириона появится настоящий, законный кандидат, про которого он точно знает, что тот станет хорошим правителем, и у которого есть все права на престол. Вот это уже будет очень и очень интересный поворот. Но надо немного подождать: следующая серия — это легендарная (уже легендарная) битва за Винтерфелл. Полтора часа качественной войнушки от режиссера лучших батальных эпизодов сериала Мигеля Сапочника.