Правила жизни Сергея Рахманинова

Композитор, дирижёр и пианист, умер в возрасте 69 лет в Беверли-Хиллз.
Сергей Рахманинов. Цитаты композитора и дирижера
Alamy/Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы хотите меня знать, то слушайте мою музыку.

С самых первых дней мы были приучены к тому, что «для всего есть свое время». Кроме подробного расписания уроков строго определенные часы отводились игре на фортепиано, гулянию, чтению, и только чрезвычайные обстоятельства могли нарушить этот четкий распорядок. Между прочим, с тех пор я усвоил эти правила и теперь твердо придерживаюсь принятого мною дневного распорядка, причем нахожу такую привычку все более и более ценной.

Писать музыку было для меня так же естественно, как говорить, и часто моя рука еле-еле успевала уследить за ходом музыкальной мысли.

Чайковский считал, что у меня есть талант и всячески поощрял меня, помогал моему развитию. На премьере моей первой оперы «Алеко» он выразил пожелание, чтобы его одноактная опера «Иоланта» была исполнена вместе с моим первым оперным опытом. <...> Я был буквально опьянен радостью. Покровительство такого великого музыканта помогло моей карьере.

Я чувствовал, что могу дирижировать, хотя и не имел ни малейшего представления о технике дирижирования.

Я сам никогда не взялся бы писать в современном стиле, который полностью расходился бы с законами тональности или гармонии. <...> Слишком современная музыка — это сущее мошенничество, и вот почему: тот, кто сочиняет ее, производит коренную ломку законов музыки, не изучив их сам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любая музыка, только смолкнув, перестает существовать.

Красивая женщина,— конечно, источник вечного вдохновения. Но вы должны бежать прочь от нее и искать уединения, иначе вы ничего не сочините, ничего не доведете до конца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряженное внимание и присутствие духа. Дирижеру остается лишь немного знать музыку...

Ничто не помогало мне больше, чем одиночество. По-моему, сочинять можно только в полном одиночестве и в полной изоляции от внешних обстоятельств, которые могут спугнуть спокойный ход мыслей.

Как особое напутствие студентам, всем и каждому я сказал бы одно: «Работайте! Работайте!»

Я не люблю слушать музыку по радио и делаю это чрезвычайно редко. Не могу поверить, что даже самое лучшее из услышанного мною способно удовлетворить требовательного художника.

Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Думаю, что в жизни каждого композитора музыка должна выполнять именно эту функцию. Любая другая сделала бы ее чем-то второстепенным.

Чем старше мы становимся, тем более теряем божественную уверенность в себе, это сокровище молодости, и все реже переживаем минуты, когда верим, что все сделанное нами – хорошо.

Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я – композитор, пианист или дирижер. Эти сомнения преследуют меня и по сей день. Временами мне кажется, что я прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Теперь, когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской пословице, я «погнался за тремя зайцами». Могу ли я быть уверен, что убил хоть одного из них?