9 сентября исполняется 193 года со дня рождения Льва Толстого. Его произведения, как художественные, так и философские, имеют общемировое значение: «Анну Каренину», «Войну и мир», «Исповедь», «Воскресение» издают и читают на разных языках. Толстой не получил Нобелевской премии по литературе, однако еще при жизни его признали не только в России — весь мир буквально следил за каждым шагом яснополянского старца, тиражи книг раскупались, о нем тепло отзывались коллеги по литературному цеху. По случаю дня рождения Правила жизни собрал высказывания современников Толстого, лауреатов Нобелевской премии по литературе, о писателе, его работе и его значении для них самих и для всего мира.
Читать в полной версииАнатоль Франс
(1844−1924)
Франция
Нобелевская премия по литературе 1921 года за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом»
Написал: «Восстание ангелов», «Преступление Сильвестра Боннара», «Остров пингвинов»
Мы, писатели нынешней эпохи, можем быть сравнены с ним, как микроскоп с телескопом. Л. Н. Толстой видел своими духовными очами невидимые еще нам горизонты. Я могу сравнить Толстого с Гомером. Его будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение. Старый мир трещит, устои его колеблются. Толстой — пророк нового человечества. У меня не было непосредственных сношений с великим писателем, но через общих друзей я знал о его симпатии к моим произведениям. Память об этом я сохраню до конца моей жизни.
Л. Н. Толстой предвидел великую гармонию человечества: он желал приблизить жизнь к великим законам природы. Чем в свое время был Вольтер для Франции, тем был и Толстой для России.
Интервью газете «Русское слово», 21/8 ноября 1910 года.
Сельма Лагерлеф
(1858−1940)
Швеция
Нобелевская премия по литературе 1909 года «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все еt произведения»
Написал: «Сага о Йёсте Берлинге», «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», «Морбакка»
Он потрясал совесть, боролся за страдающих, распространял любовь. Я рада и счастлива, что земные деяния его совершались в мое время.
Телеграмма в газету «Русское слово», 22/9 ноября 1910 года.
Томас Манн
(1875−1955)
Германия
Нобелевская премия по литературе 1929 года «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет».
Написал: «Волшебная гора», «Смерть в Венеции», «Будденброки»
Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима; каждое соприкосновение с ним… вливает в талант, обладающий восприимчивостью, потоки силы, бодрости, первозданной свежести. …Для нас его могуче-безыскусственное творчество — это сама земля, сама природа, появляющаяся в новом обличье; перечитывать его… значит спасаться от соблазнов манерности и болезненной игры, возвращаться к потокам естественности и здоровья, находить их в самом себе.
Статья «Толстой. К столетию со дня рождения», 1928 год.
Герман Гессе
(1877−1962)
Швейцария
Нобелевская премия по литературе 1946 года «за вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль»,
Написал: «Игра в бисер», «Степной волк», «Сиддхартха»
Лев Толстой соединил в себе две характерные русские черты: в нем есть гений, наивная интуитивная русская суть — и русская суть осознанная, доктринерская, антиевропейская, причем то и другое представлены у него в высшей степени. Мы любим и почитаем в нем русскую душу, и мы критикуем, даже ненавидим в нем новоявленное русское доктринерство, чрезмерную односторонность, дикий фанатизм, суеверную страсть к догмам русского человека, лишившегося корней и ставшего сознательным. Каждому из нас довелось испытать чистый, глубокий трепет перед творениями Толстого, благоговение перед его гением, но каждый из нас с изумлением и смятением, а то и с неприязнью держал в руках также и догматические программные сочинения Толстого.
Статья «Толстой и Россия», журнал Die Zeit, 19 сентября 1915 года.
Бернард Шоу
(1856−1950)
Великобритания
Лауреат нобелевской премии по литературе 1925 года «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
Написал: «Пигмалион», «Кандида», «Дом, где разбиваются сердца»
Толстой видит мир как человек, проникший за кулисы общественной и политической жизни, в то время как большинство из нас подвержено всем иллюзиям зрителя, сидящего в партере… Все, что он говорит в осуждение нашего современного общества, более чем справедливо.
Рецензия на перевод трактата «Что такое искусство», Daily Chronicle, 10 сентября 1898 года.
Морис Метерлинк
(1862−1949)
Бельгия
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911 годп «за многогранную литературную деятельность и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией».
Написал: "Синяя птица", «Жизнь пчел», «Разум цветов»
Толстой — величайший художник современной цивилизации. На мой взгляд, ничье нравственное влияние не было более действенным и глубоким. А под нравственным влиянием следует понимать не столько явное воздействие на нравы, чувства и мысли людей, сколько не совсем еще разгаданную силу, которая простирается гораздо далее, чем мысль, проникает непосредственно в таинственную сердцевину каждой жизни и вводит в сферу ума и чувств человека — области, где она еще не осознана, но уже чрезвычайно активна, — новое начало, не поддающееся никакому анализу, но мало-помалу изменяющее химическую формулу того воздуха, которым нашей мысли, или, вернее, мистической праматери всех наших мыслей, суждено дышать завтра. Некоторые художники обладают этим даром, тогда как у других, пусть в ином отношении и великих, этого дара нет и в помине, — пример тому Золя, никогда не имевший того влияния, о котором я говорю. Влияние же Толстого, поначалу довольно неопределенное, затем проникнутое милосердием и гуманностью, но ограниченное каким-то наивным и болезненным христианством, день ото дня как бы очищалось от всего наносного и в последних своих проявлениях чудесным образом сливается с самыми высокими идеалами, какие только могут зародиться в быстротечных мыслях людей нашего времени.
Статья Hommage à Tolstoï, журнал Plume, 1901 год.
Ромен Роллан
(1866−1944)
Франция
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
Написал: "Кола Брюньон", «Клерамбо», «Жан-Кристоф»
Никогда еще подобный голос не звучал в Европе… Нам было слишком мало восхищаться творчеством Толстого: мы жили им, оно было наше. Наше — своей жгучей жизненностью, своей юностью сердца… Наше — своим грозным обличением обманов цивилизации…
Статья «Жизнь Толстого», Revue de Paris, февраль-апрель 1911 года.
Кнут Гамсун
(1859−1952)
Норвегия
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 года «за монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».
Написал: «Голод», «Мистерии», «Соки земли»
Душа его так безгранично богата и так охотно раскрывается. Он не замыкает своих уст после первых десяти слов и не заставляет отгадывать скрытые за ними непостижимые глубины; он все говорит и говорит красноречивыми словами, предостерегая и назидая: истинно говорю вам! Он вовсе не заботится о том, чтобы не сказать свету лишнего, дабы свет мог только заглянуть в его душу; он говорит более чем охотно. И в голосе его нет аффектации. Его голос глубокий и сильный. Толстой — древний пророк, вот что он. И в наше время нет ему равного.
Из книги «В сказочной стране: Переживания и мечты во время путешествия по Кавказу», 1903 год.
Джон Голсуорси
(1867−1933)
Великобритания
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1932 год «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
Написал: "Сага о Форсайтах», «От четырех ветров», «Современная комедия»
Бывают художники, которые вырабатывают новую, виртуозную технику, то и дело меняют эстетические концепции, но творчество их, как и они сами, насквозь эгоцентрично и представляет ряд неудавшихся экспериментов. Только если писатель целиком захвачен своей темой, все его сомнения относительно художественных средств разрешаются сами собой, и может возникнуть шедевр. Самая характерная черта Толстого-романиста — его абсолютная искренность, его решимость в раскрытии того, что ему в данное время представлялось истинным.
Предисловие к английскому изданию романа «Анна Каренина», 1928 год.