Королева Великобритании Елизавета II очень тщательно отбирает людей, которые отвечает за ее гардероб, и ротация служащих на этой позиции ничтожна. Предыдущий старший камердинер ее величества мисс Пегги Хоат проработала в своей должности 35 лет. Нынешняя, Анжела Келли, занимает данную позицию личного помощника с 2002 года, прослужив до этого несколько лет при королеве. В конце октября она выпустила книгу The Other Side of the Coin: The Queen, the Dresser and the Wardrobe, повествующую не только о стиле Елизаветы Второй, но и о своих личных с ней отношениях — разумеется, с полного монаршего благословения.

Анжела Келли познакомилась с ее величеством в 1992 году, когда работала экономкой в резиденции британского посла в Германии. Она вызвала интерес королевы, поскольку отказалась сообщить ей, какие гости приедут на мероприятие после монаршей четы, сославшись на свой договор о конфиденциальности. Чтобы прийти на собеседование к королеве в подобающей случаю одежде, Келли, недавно разведенная мать двоих детей, продала свою стиральную машину.

Анжела Келли — первый собственный дизайнер одежды на службе ее величества. До нее при дворе пользовались услугами разных британских модельеров, закупая или заказывая у них наряды для королевы. Интересно, что у самой мисс Келли, «простой девушки из Ливерпуля», нет специального образования. Шить, вышивать, подшивать и кроить она с детства училась у своей матери, которая подрабатывала дамской портнихой. Сейчас в обязанности Келли входит не только уход за королевским гардеробом, подбор подходящих нарядов и комбинирование их с драгоценностями, но и создание собственных образов для ее величества. Именно Анжела всегда отвечает за королевский total look. Должность камердинера предполагает, что он помогает королеве одеваться, однако, как утверждает мисс Келли, Елизавета II предпочитает одеваться сама, а ее помощники лишь раскладывают или развешивают для нее одежду, чтобы было легче облачиться.

В первые годы основным рабочим инструментом Анжелы, которая начинала как помощница старшего камердинера Пегги Хоат, была гладильная доска. В свободное от глажки время ей необходимо было изучить королевский гардероб — как официальный, так и частный. У Анжелы была еще одна, персональная цель — избавиться от сильного ливерпульского акцента, и она обратилась к самой королеве с просьбой порекомендовать ей учителя по красноречию. «Видели бы вы выражение ее лица!» — вспоминает мисс Келли. Никаких уроков красноречия, конечно, Анжеле давать не стали. «Просто говорите помедленнее», — посоветовала ей герцогиня Графтон.

Старшим королевским камердинером Анжела была назначена осенью 1995 года, через год после того, как ее предшественница вышла на пенсию.

Первым делом мисс Келли отправилась на Motcomb Street, улицу с дорогими кутюрными магазинами, думая присмотреть для своей патронессы новые наряды и наладить сотрудничество с дизайнерами. В первом же бутике продавщица презрительно оглядела скромно одетую покупательницу и сообщила ей, что у них в магазине представлена высокая мода, которую она вряд ли сможет себе позволить. Анжела еле удержалась, чтобы дословно не повторить там известную сцену из фильма «Красотка». В соседнем бутике Анжелу встретили тепло и приветливо, терпеливо ответили на все ее вопросы, показали ткани, образцы, обсудили фасоны, а владелец бутика Стюарт Парвин оказался на удивление скромным, неболтливым и добрым человеком. С домом моды Стюарта Парвина королевский двор сотрудничает до сих пор.

Мы прочитали книгу Келли и вот что узнали о правилах королевского гардероба:

  1. В год королева принимает более 300 приглашений на различные мероприятия, от государственных праздников до неформальных обедов, в Великобритании и за рубежом. В зависимости от распорядка дня королева может в день сменить платье до пяти раз. Некоторые наряды могут быть надеты несколько раз, но с перерывами в несколько месяцев. Срок службы нарядов королевы может достигать 25 лет.
  2. Долгое время никто не вел учет, что и когда надевала королева. Поначалу Анжела Келли вела дневник учета королевских нарядов тайком, а с 1995 года — официально, чтобы наряды не повторялись слишком часто. Для каждого времени года ведется отдельный ежедневник, а названия нарядов записываются по особому принципу, чтобы сразу было понятно, о котором идет речь.

  3. Готовясь к пошиву костюма, в первую очередь дизайнер ощупывает ткань и сильно мнет ее в руках. Если после разглаживания ткань заминается, ее сразу отбраковывают. Если ткань легкая и мягкая, смотрят, как она ведет себя в движении, — например, на них дуют феном. Красивые, но «жидкие» ткани тоже не подходят, потому что они легко теряют форму и могут зацепиться за украшения или часы.
  4. Основа королевского наряда — это цвет. Цвет должен подходить королеве и событию. Для дневных мероприятий предпочитают яркие цвета, которые позволяют королеве выделяться в толпе и приковывают к ней взгляды публики, возможно пришедшей посмотреть на монарха. На вечерние или проходящие в помещении мероприятия выбирают цвета с учетом приглушенного или искусственного освещения. На мероприятия для детей королева всегда надевает что-то радостных оттенков — ярко-розовое, лимонное, салатовое.

  5. При подборе костюма уделяется внимание тому, как королева прибудет на мероприятие и что будет там делать. Если она приезжает на машине, следят, чтобы в платье можно было легко и элегантно из нее выйти. Если придется долго сидеть, выбирают наряд с гладким дизайном сзади, чтобы можно было спокойно облокотиться на спинку. В дни, когда запланировано несколько мероприятий, предпочитают одежду с застежками-молниями, чтобы можно было быстро переодеться и не испортить прическу.
  6. В целом королева предпочитает одежду по фигуре, но не слишком в обтяжку, с рукавом три четверти или полной длины, но не слишком широким книзу, чтобы на званом обеде случайно не окунуть манжету в суп. После 6 вечера королева уже не надевает шляпу, за исключением особых мероприятий.
  7. Туфли королевы — как правило, на каблуке не выше пяти сантиметров — делаются на заказ. Есть специальный человек, который разнашивает новые королевские туфли, и этот человек — Анжела Келли.
  8. Королевские сумки тоже делаются на заказ, особое внимание уделяется их весу, так как носить сумочку приходится долго. Королева предпочитает сумки с чуть удлиненной ручкой, чтобы она немного свисала и не цеплялась за манжету. Королевский двор сотрудничает с разными брендами, и предпочтений не делают.
  9. Для выходов у королевы есть целый ряд прозрачных зонтиков с однотонными ручками всех цветов радуги — чтобы подходили к ее наряду и чтобы не закрывали ее величество от публики.

  10. В плотном графике официальных визитов и торжественных мероприятий дизайнеру часто приходится соображать на ходу. Например, в 1998 году королева должна была присутствовать на закрытии Игр стран Содружества в Куала-Лумпуре. Для церемонии было выбрано коралловое платье и шляпка в тон, которая, к сожалению, была доставлена ко двору буквально в последний момент. Еще не будучи в ту пору королевским дизайнером, но уже отвечая за подбор нарядов, Анжела поняла, что фасон шляпы не слишком идет ее величеству, и предложила надеть ее задом наперед. Все остальные сотрудники, отвечавшие за образ королевы в тот день, были в ужасе от такого предложения, однако, посовещавшись со своим супругом герцогом Эдинбургским Филиппом, королева таки последовала «возмутительному» совету — и осталась очень довольна результатом. После этого инцидента мисс Келли почувствовала, что иногда надо не стесняться и отстаивать свою точку зрения, если дело касается ее профессиональной ответственности.

  11. Королеве часто преподносят в подарок нарядные ткани из шелка и шифона, которые хранятся в специальной гардеробной и ждут своего часа.
  12. Подбирая в магазине ткани для платьев королевы, камердинер часто заглядывает в секцию со специальными предложениями, потому что Елизавета II не любит сорить деньгами и радуется, когда можно купить что-то хорошее по выгодной цене. Кстати, в быту королева тоже довольно скромна. Например, в огромном Букингемском дворце ей отводится всего шесть комнат: спальня, частная гостиная, гардеробная, ванная, зал аудиенций и Имперский зал.

  13. С 2019 года было решено отказаться от натурального меха в королевском гардеробе. Впредь для официальных выходов в холодную погоду ее величество будет облачаться в искусственный мех.
  14. Королева всегда сама делает себе макияж. Единственное исключение — макияж для записи традиционного королевского рождественского сообщения для телевидения.

Несмотря на то, что в последнее время у королевы были проблемы со здоровьем (в 2021-м она перенесла коронавирус), она продолжала выходить в свет. Для рутинных визитов она предпочитает скромные платья в цветочек, с непременным аккомпанементом из украшений — жемчужных бус и «говорящих» брошей.

На празднование платинового юбилея своего правления Елизавета тоже не изменила многолетним традициям — любимые бусы, брошь, непременные перчатки, символичный и жизнеутверждающий зеленый костюм и шляпка в тон. И если есть в мире что-то стабильное, то это стиль Елизаветы II.