Электрокары — автомобили будущего? Разбираемся, как автоиндустрия следует тренду на устойчивое развитие

За последнее десятилетие потребительское поведение сильно изменилось. Глобальные тренды в 2020 году — стремление к ответственному (экологичному) потреблению, многоразовое использование, персонализированный подход и так далее. Изменился и сам потребитель: для него покупка товаров уже не просто трата средств, но и способ самовыражения и идентификации. Разбираемся, как вслед за миром меняется автомобильная индустрия, и на примере Audi e-tron показываем, что будущее, в котором на дорогах преобладают полностью электрические машины, не за горами.
T

Электрокары — автомобили будущего?

Электрокары — автомобили будущего?

Разбираемся,
как автоиндустрия следует тренду
на устойчивое развитие

За последнее десятилетие потребительское поведение сильно изменилось. Глобальные тренды в 2020 году — стремление к ответственному (экологичному) потреблению, многоразовое использование, персонализированный подход и так далее. Изменился и сам потребитель: для него покупка товаров уже не просто трата средств, но и способ самовыражения и идентификации. Разбираемся, как вслед за миром меняется автомобильная индустрия, и на примере Audi e-tron показываем, что будущее, в котором на дорогах преобладают полностью электрические машины, не за горами.

Ответственное потребление — один из главных трендов последних лет

Все больше жителей развитых стран задумываются над тем, как их потребительское поведение влияет на окружающую среду, и стараются минимизировать негативный эффект. И если изначально речь шла исключительно об экологическом аспекте потребления, то в последнее десятилетие к нему добавился и социальный. В 2020 году потребителю важно не только, сколько воды было потрачено при производстве или сколько углекислого газа выброшено в атмосферу, но и, например, в каких условиях трудятся рабочие. То есть люди выбирают товары и услуги, которые соответствуют их ценностям и установкам, а опыт становится важнее потребления/владения.

Реагируя на эту тенденцию, принципам ответственного (responsible) — или «устойчивого» (sustainable) — развития следуют и крупнейшие мировые бренды. Они отказываются от использования пластика, внедряют экологичные технологии, сокращают количество отходов, спонсируют научные исследования и экоинициативы и так далее. Например, компания Audi не просто вывела на европейский рынок модели линейки g-tron, двигатели которых работают на метане — возобновляемом источнике энергии, — но и построила в Германии завод по производству синтетического метана. Причем всю энергию предприятие получало от ветрогенераторов, что делало метан по-настоящему «зеленым». Статус экологически чистого получил и завод Audi в Бельгии, где производят полностью электрический кроссовер e-tron. Это означает, что выбросы CO₂ у него нулевые.

Согласно исследованию Nielsen за 2019 год 82% россиян готовы переплатить за продукт, произведенный по высоким стандартам качества и безопасности, 77% готовы переплатить за товары, если их производители поддерживают идеи устойчивого развития. К слову, эти показатели выше, чем в Европе, где таких — 75% опрошенных.


77% россиян готовы переплатить за товар, если его производитель поддерживает идеи устойчивого развития

Karsten Würth\unsplash

Во многих странах ответственное потребление стало частью государственной политики. Так, в Японии еще в 1999 году была принята программа по стимулированию производства энергоэффективной электроники. В Калифорнии, одном из самых прогрессивных американских штатов, запретили производство и продажу изделий из кожи и меха животных, пластиковые пакеты и одноразовую посуду, а состоятельные (и не только) местные жители, озабоченные проблемами экологии, массово пересаживаются на электромобили.

В России тоже действует ряд мер, стимулирующих ответственное потребление. В магазинах запрещены бесплатные пластиковые пакеты, в некоторых регионах страны действуют льготы для электромобилей, стимулируется использование общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности. Однако ответственное потребление — это еще и вопрос стиля жизни.


Тихая революция

Ответственное потребление проникало в автомобильную индустрию несколькими волнами. В середине прошлого столетия формула престижности была простой: больше размер и мощнее мотор. Топливные кризисы 1960–1970-х привели к появлению премиальных автомобилей меньшего размера, а принятые в США и Японии законы, регулирующие вредные выбросы, на некоторое время возобновили интерес к электромобилям. На рубеже 2000-х и 2010-х годов потребительский фокус сместился на гибриды и автомобили с дизельными двигателями, а прожорливые внедорожники стали символом расточительности и безответственности. Наконец, в конце 2010-х годов наступило время электромобилей.

Ведущие мировые бренды начали выпускать один электрический концепт за другим, а в это время инженеры старались как можно быстрее создать конкурентоспособные образцы, готовые к серийному производству. Так, Audi представила первый концептуальный электромобиль под брендом e-tron в 2009 году, а спустя два года представила первый в своей истории серийный электромобиль — A3 e-tron. К 2025 году Audi планирует вывести на рынок уже 12 серийных электромобилей.


С точки зрения ответственного потребления у электромобиля масса плюсов. Во-первых, он не расходует ископаемое топливо. Во-вторых, сам он не выбрасывает в атмосферу вредные вещества. В-третьих, владелец может исключить и вторичные выбросы, которые могут иметь место при производстве электроэнергии. Кто-то устанавливает на крышу дома или гаража солнечные батареи, кто-то заряжается только на тех зарядных станциях, которые используют чистую энергию. В-четвертых, даже если вы будете использовать для зарядки энергию из «грязных» источников вроде тепловых электростанций, то углеродный след все равно будет меньше, чем от дизеля. В-пятых, электромобили не используют технические жидкости вроде моторного масла, трансмиссионной жидкости, антифриза и других.

Так что мешает повсеместному внедрению электромобилей? Долгое время проблем было две: неразвитость инфраструктуры и маленький запас хода, который делал зависимость от зарядных станций еще сильнее. Именно поэтому раньше электромобили оставались исключительно городскими жителями, а наиболее популярным форматом для них были компактные сити-кары. Однако появление аккумуляторных батарей большей емкости и станций быстрой зарядки открыло электромобилям дорогу в новые сегменты, в том числе в премиальный. Вкупе с многочисленными стимулирующими мерами со стороны властей во многих странах это привело к настоящему буму на электромобили. В Нидерландах, Исландии и Норвегии электромобили и вовсе оккупировали первые строчки продаж, а в целом в ЕС доля электромобилей среди всех новых автомобилей с 2012 года выросла с 0,1 до 2,1%.

GettyImages

GettyImages

Россию тренд долгое время обходил стороной, но ситуация постепенно меняется, а власти регионов принимают меры для поддержки развития электротранспорта. Во многих городах и на федеральных трассах устанавливают платные зарядные станции — с 2018 года их число утроилось. Сейчас они есть в большинстве регионов страны от Калининградской области до Приморья и от Карелии до Краснодарского края. В Москве развернута городская сеть бесплатных зарядных станций, а общее число станций превысило 60 штук. При этом парковка для электромобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Казани бесплатная. В шести регионах страны, включая обе столицы, для электромобилей полностью отсутствует транспортный налог.

Помимо государственных зарядных станций существуют и частные проекты. Так «Audi Россия» инвестирует более 40 миллионов рублей в развитие сети зарядных станций в нашей стране. Станции будут построены во всех регионах, где компания продает свой электрический кроссовер Audi e-tron. На данный момент это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

При этом в сознании многих россиян электромобили предстают неподходящей для нашей страны экзотикой. Кроме того, распространено убеждение, что электрокар — априори маленькая и не слишком динамичная машина с ограниченным запасом хода, передвижение на которой менее комфортно, чем на привычном седане или кроссовере с ДВС. Вот только это уже не соответствует действительности.


Развитые европейские страны планируют полностью перейти на электромобили


И другие мифы

Среди других предубеждений относительно электромобилей — они медленные, менее спортивные и скучные. На примере полностью электрического SUV Audi e-tron — самой свежей новинки рынка электромобилей в России — расскажем, почему это не так.

Пара электромоторов нового кроссовера развивает 408 л. с., которые обеспечивают динамику на уровне спортивного купе — 5,7 с до 100 км/ч в режиме overboost.

Подходит только для коротких поездок? Вовсе нет. Запас хода составляет 436 км и закрывает все потребности автовладельца: в день средний москвич проезжает менее 50 км. Так как расход энергии у электромобиля напрямую зависит от скорости движения, в пробках он практически ничего не расходует.

Менее спортивен? Это невозможно просто из-за особенностей конструкции. Расположенная в полу батарея обеспечивает машине непривычно низкий для кроссовера центр тяжести, а следовательно, и отличную управляемость.

Менее комфортен? Естественно, e-tron тише любого привычного автомобиля, ведь шума от работы ДВС нет, так что и комфорта больше.

Вокруг электромобилей много мифов, которые уже давно не соответствуют действительности


Наконец, e-tron quattro обеспечивает привычный для владельцев Audi уровень комфорта благодаря богатой стандартной комплектации и большому списку опций. Все e-tron оснащены адаптивной пневматической подвеской, 19-дюймовыми колесными дисками, парковочным ассистентом с датчиками спереди и сзади, электроприводом двери багажника, двухзонным климат-контролем, светодиодной оптикой, кожаным рулем, виртуальной приборной панелью Audi virtual cockpit и продвинутой мультимедиасистемой MMI Navigation plus. Есть в списке опций e-tron и совершенно уникальный пункт, который вы не найдете ни у одного другого автомобиля в мире. Audi e-tron — первый автомобиль в мире, у которого привычные зеркала заднего вида можно заменить камерами заднего вида. Изображение с них транслируется на небольшие дисплеи, расположенные в дверях.

Но вопросы все равно остаются.

Можно ли эксплуатировать его зимой? Насколько он подходит для наших дорог? Электрический кроссовер e-tron, как и любая модель Audi, прошел полный цикл испытаний на всех типах дорог и во всех типах погодных условий, включая российские дороги и полярную зиму. Дополнительную уверенность вселяет интеллектуальный полный привод quattro, который на электромобиле реализован благодаря двум электромоторам — по одному на каждой оси.

Как и где заряжать? Нет проблем и с зарядкой. Машину можно заряжать как дома от обычной бытовой сети с напряжением 230 вольт, так и от трехфазной промышленной розетки с напряжением 400 вольт. Во втором случае на полную зарядку уйдет 8,5 часа. Благодаря максимальной пропускной мощности 150 кВт на станциях экспресс-зарядки, которые есть во многих городах России, на это и вовсе уйдет 40 минут. При этом владельцу вовсе не обязательно знать, заряжает он свой e-tron постоянным или переменным током. Благодаря встроенному инвертору зарядное устройство незаметно и автоматически преобразует переменный ток в постоянный.

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1279,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:6.3,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Bounce.easeOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1289,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:6.3,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Bounce.easeOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Во время зарядки автомобиль находится в полной безопасности, поэтому его можно спокойно оставить включенным в сеть на всю ночь. Ночная зарядка выгодна и с финансовой точки зрения, если у вас, конечно, есть ночной тариф на электроэнергию.

Таким образом, никаких препятствий для эксплуатации электромобиля в большинстве крупных городов России нет, а солидный запас хода Audi e-tron позволяет отправиться в путешествие в соседние города и даже регионы. При этом электромобиль дарит новые ощущения от вождения, больший комфорт и выдающуюся динамику и управляемость, не говоря уже об экологичности.


GettyImages

Электромобильное будущее

Электромобили — наше неизбежное будущее, считают эксперты. Согласно прогнозу Wood Mackenzie, уже в 2025 году глобальный спрос на нефтепродукты начнет снижаться из-за роста популярности электромобилей. В 2040 году доля электромобилей и гибридов на рынке новых машин в мире достигнет 38%. В целом ряде городов Европы въезд в исторический центр разрешен только для автомобилей, способных двигаться на чистой электротяге. Так, в экологической зоне Madrid Central в столице Испании неограниченно пребывать могут только электромобили, гибридам разрешено находиться в ней не более двух часов, а бензиновым машинам, выпущенным после 2000 года, дизельным моложе 2006 года разрешено лишь въехать для парковки на общественной стоянке. При этом более старым машинам с ДВС въезд полностью закрыт. В некоторых городах, например в Милане, въезд в центр для электромобилей бесплатный, в то время как остальные вынуждены платить. Введение экологических ограничений для въезда в центр города обсуждались и в Москве.

Успех электромобилей в Исландии и Норвегии показал, что никаких проблем с эксплуатацией таких автомобилей в северных странах нет. Причем доля электромобилей на рынках этих стран все время растет. В 2019 году в Норвегии доля электромобилей достигла 42,4%, а в 2018 году составляла 31,2%. И никаких проблем с их эксплуатацией в условиях скандинавской зимы нет. Современные электромобили не только доказали, что их можно эксплуатировать зимой, но и способны приносить удовольствие от вождения даже любителям спортивной езды. Объективных причин не сделать выбор в их пользу все меньше. Будущее стремительно наступает, и стать его частью можно уже сейчас.


Текст: Антон Ширяев

Редактор: Жанель Куандыкова

Дизайн и верстка: Александра Анипченко

Менеджер проекта: Наталья Зарипова

{"width»:1290,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}