Работа с Пьером Карденом

В 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне Майя Плисецкая познакомилась с Пьером Карденом. Встреча переросла в крепкую дружбу — в течение следующих трех десятилетий балерина одевалась практически только у Кардена, а еще кутюрье создавал наряды для нескольких постановок с Плисецкой в роли прима-балерины — среди них «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». Последняя работа была особенно масштабной и эффектной: Карден создал десять платьев, сохранив исторические силуэты XIX века, но приспособив их так, чтобы они не сковывали движений в танце.

Французская мода в Кремле

Все совместные работы Кардена и Плисецкой были не только безвозмездными для дизайнера, но еще и долго оставались безымянными: Министерство культуры СССР запретило указывать на афишах имя художника-иностранца. Зато в 1998 году, когда железный занавес уже пал, Майя Михайловна нашла способ отблагодарить Кардена и устроила в Кремле постановку «Мода и танец» — их совместное представление на стыке балета и модного показа. Для постсоветской России это был модный опыт совершенно нового уровня.

Муза Ива Сен-Лорана и не только

Пьер Карден был не единственным именитым дизайнером, который восхищался Майей Плисецкой. Ее одевали и Рой Холстон, и Жан-Поль Готье, и Ив Сен-Лоран (он, например, участвовал в создании театральных костюмов для балерины и придумал полупрозрачное асимметричное розовое платье для балета «Гибель розы»). А в шестидесятых Плисецкой довелось познакомиться с Габриэль Шанель: благодаря танцору Сержу Лифарю Плисецкая попала в мастерскую Шанель на Rue Cambon, где мадемуазель Коко — уже преклонных лет женщина — устроила для них камерный показ. Как вспоминала потом Плисецкая, Шанель была недовольна манекенщицами и поэтому попросила балерину примерить один из нарядов и пройтись. Майя Михайловна так и ушла из бутика в костюме — подарке Габриэль Шанель, это было ее первое знакомство с французской модой.

Съемки у ведущих фотографов

Неудивительно, что великая балерина не раз оказывалась в объективах ведущих модных фотографов XX века. Она стала первой (и одной из немногих) советской артисткой, которая снималась для Vogue, притом не единожды, и позировала Ричарду Аведону, Сесилу Битону и Ирвину Пенну. «Ее руки — руки, в которые нельзя было поверить, — были подобны сочлененным жезлам, а длинные ноги сужались к паре обутых в шелк ступней, которые, казалось, парили на небольшом расстоянии над реальностью», — писал о Плисецкой Трумен Капоте в своем эссе для журнала, сопровождавшем одну из съемок.

Новаторский стиль

Неудивительно, что поездки в Париж, общение с дизайнерами и фотографами, богатая культурная жизнь дали Майе Плисецкой модный кругозор, которого не было у большинства советских женщин, — и балерина делилась через свой незаурядный стиль. Она носила геометричные и футуристичные формы, сочетала мех с кожей, пробовала яркий макияж — вещи для СССР неслыханные и «неприличные», но ей удалось расширить границы советской моды. Вслед за Плисецкой модницы стали носить туфли на низком каблучке, высокие сапоги вместе с широкими пальто, удлиненные блузы в паре с узкими брюками, цветной шелк — может, и не модная революция, но новаторства ей было не занимать.