Неизменные перчатки, отсылки к Голливуду и регулярные разборы шкафа: каким был гардероб Любви Орловой

Актриса Любовь Орлова в середине XX века была одной из главных советских икон стиля — женщины стремились подражать ей во всем, от макияжа и нарядов до походки. Рассказываем, как складывался и из чего состоял гардероб кинодивы.
Неизменные перчатки, отсылки к Голливуду и регулярные разборы шкафа: каким был гардероб Любви Орловой

Любовь Орлову называют дивой советского кино и сравнивают со звездами «золотого века» Голливуда неспроста — за этим стоит ее выверенный стиль, тщательное внимание к мельчайшим деталям своих образов, абсолютно «голливудские» локоны и макияж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ этот сложился не сразу, а только когда Орлова познакомилась с режиссером Григорием Александровым, вскоре ставшим ее мужем. Александров, который в Голливуде учился и дружил с Чарли Чаплином, действительно захотел видеть актрису похожей на Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел» — в фильмах «Веселые ребята» и «Цирк» Орлова предстает в образах, напрямую заимствованных у немецкой коллеги (которую сама Орлова, как говорят, недолюбливала). Тем не менее облик со светлыми тщательно уложенными кудрями, бровями-ниточками, изящными брючными костюмами за Любовью Орловой закрепился и оказался весьма органичным.

Михаил Гершман/РИА Новости

«Шкаф Орловой так забит, что моль не сможет там жить — ей будет тесно», — шутила подруга актрисы Фаина Раневская и была недалека от истины: Любовь Орлова действительно любила наряжаться. Одежду она заказывала у известных московских портных, таких как Надежда Ламанова, Варвара Данилина и Елена Ефимова, а обувь — у знаменитого в то время мастера Генриха Барковского. Сама Орлова шить тоже умела и любила и нередко создавала себе вещи сама из привезенных из-за границы тканей. Хотя на экране актрисе не раз доставались роли простых деревенских женщин, в жизни она придерживалась европейских модных тенденций, насколько это было возможно в военное и послевоенное время в Советском Союзе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про Орлову ходили слухи, что она каждую неделю летала на самолете в Париж за перчатками. Крупица правды в этом вымысле была: актриса действительно обожала перчатки, носила их очень часто, потому что руки свои не любила и стеснялась их. В поздних фильмах, если кадр предполагал руки крупным планом, вместо Орловой в таких сценах снимались дублерши. Сами аксессуары даже если не были французскими, то отшивались по французским лекалам — например, таким было нижнее белье актрисы (если верить слухам, непременно фисташкового цвета).

Кадр Из Фильма Режиссера Григория Александрова «Весна» (1947).
Кадр из фильма Григория Александрова «Весна» (1947)
Мосфильм/Legion Media

Тем не менее Орлова не была жадной до своих модных сокровищ: по словам внучатой племянницы актрисы Нонны Голиковой, та нередко перебирала гардероб вместе с ней, называя этот процесс «разборкой отходов»: «Из всех шкафов, тумбочек, чемоданов вываливался на пол баснословный Любочкин гардероб. Вся эта немыслимая гора подвергалась тщательному разбору — примеривалась и обсуждалась каждая вещь в отдельности: "Это тебе, это тоже тебе, а это, пожалуй, еще мое". Разбирать "отходы" было так же интересно, как и их носить. Примеривать самой и видеть, как это делает Любочка. Слушать истории, как и что было куплено, мысленно следовать за ней по их маршруту: Женева — Милан — Рим — Париж — Лондон... И разбирать, выбирать неторопливо и вдумчиво».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом Любовь Орлова к вещам относилась крайне бережно и могла носить их годами. Вещи, а особенно украшения, кочевали из ее шкафа на съемки фильмов и обратно: например, одно и то же украшение можно увидеть на ней в фильмах «Весна», «Композитор Глинка», «Скворец и Лира».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РИА Новости

К сожалению, Любовь Петровна умерла, не оставив завещания, а наследники особо церемониться с гардеробом актрисы не стали — большинство вещей выбросили. Об этом рассказал историк моды Александр Васильев, который собирал вещи Орловой для выставки, посвященной советскому кино и моде, — некоторые экземпляры попали ему в руки буквально с помойки: «Мало кто рассматривает одежду как исторический документ. А ведь платье Любови Орловой, сшитое в 30-х, — это артефакт, уникальный свидетель эпохи. С одеждой нередко так — сегодня это банальность и современность, а завтра уже раритет».