То самое белое платье, бикини и мешок из-под картошки: 10 самых знаковых модных моментов Мэрилин Монро

Мэрилин Монро не только великая актриса, но и икона стиля, которая своими нарядами — откровенными и просто красивыми, эффектными и эксцентричными — дала жизнь нескольким культурным феноменам и обеспечила вдохновением не одно поколение дизайнеров и знаменитостей. Рассказываем о главных.
То самое белое платье, бикини и мешок из-под картошки: 10 самых знаковых модных моментов Мэрилин Монро

От вульгарности к собственному стилю

Когда мы сейчас говорим о стиле Мэрилин Монро, то вспоминаем в первую очередь ее идеальные платья, но актриса одевалась так далеко не всегда. До 1954 года Монро предпочитала откровенную сексуальность и даже вульгарность в нарядах, носила платья с глубоким декольте и вещи на размер-другой меньше, которые плотно обтягивали фигуру. Такой стиль был одновременно и ее выбором, и контрактным обязательством с киностудией, которая хотела получить максимум от эксплуатации сексуального образа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэрилин Монро в 1950 году
Мэрилин Монро в 1950 году
Smith Collection/Gado/Getty Images

Гардероб Мэрилин изменился после месяца, проведенного в гостях у друзей — фотографа Милтона Грина и его жены Эми. Паре пришлось долго воевать с вульгарными гардеробными привычками актрисы: даже простые свитеры та покупала в нескольких размерах — подходящем для ношения дома и более тесных вариантах для походов в гости выступлений на телевидении. В итоге обновить гардероб Монро пригласили дизайнеров Джорджа Нардиелло и Нормана Норелло, которые с нуля отшили платья, комбинации, белье и корсеты — эти силуэты позволяли подчеркнуть фигуру, как любила Мэрилин, но сидели гармонично, а еще были сшиты из качественных материалов.

В тот же период в жизни актрисы произошли кардинальные перемены: в 1955-м она завершила тяжелый развод, разорвала тяготивший ее контракт с киностудией XXth Century Fox, стала брать уроки театрального мастерства и добилась признания критиков. И кто знает, какую роль в этом прорыве сыграл новый гардероб (фасоны из которого Монро потом предпочитала всю жизнь).

То самое белое платье

Самый знаменитый образ Мэрилин Монро — и один из самых знаменитых нарядов XX века в принципе — белое платье с плиссированной юбкой, вздымающейся от порывов ветра в фильме «Зуд седьмого года» 1955 года. Его сшил дизайнер костюмов Уильям Травилла, который уже не первый раз работал с актрисой. По сюжету героиня Мэрилин гуляла со своим ухажером по вечернему Нью-Йорку и в одной из сцен вставала на вентиляционную решетку, где ветер от проходившего снизу поезда метро поднимал юбку, обнажая ноги героини. Сцену пришлось переснимать несколько раз в разных местах: каждый дубль, даже ночной, собирал толпу зевак, которые улюлюкали и свистели, когда платье Монро поднималось. В итоге этот момент отсняли в павильоне — материал с улиц Нью-Йорка был безнадежно испорчен шумом толпы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Зуд седьмого года», 1955
«Зуд седьмого года», 1955
Everett Collection / Legion Media

Белое платье стало неразрывно связано с образом Монро: кукла Барби в виде актрисы, выпущенная компанией Mattel в 1997 году, была одета как раз в такое, этот же образ появился на почтовой марке Сомали, а в 2011 году в Чикаго была установлена восьмиметровая статуя, посвященная Мэрилин Монро, где она изображена все в том же легендарном наряде.

После смерти актрисы ее вещи, в том числе белое платье, продали на аукционе, организованном в 1971 году XXth Century Fox. Платье купила актриса Дебби Рейнольдс, известная в том числе коллекцией голливудских памятных вещей. Спустя 50 лет она продала свою коллекцию — платье Мэрилин ушло с молотка за $5,6 миллиона.

Мешок из-под картошки

Earl Theisen/Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаете выражение «На красивую женщину хоть мешок картошки надень, все равно хорошо будет»? Это про Мэрилин Монро, притом буквально. В 1952 году актриса позировала для съемки в мини-платье, сшитом непосредственно из такого мешка. Образ появился после того, как пресса осмеяла ее выход в красном платье с глубоким декольте и пышной юбкой — журналисты тогда написали, что даже мешок был бы лучше. Актрису разгромная статья ужасно обидела, но заставила действовать: мешок раскроила и перешила одна из костюмеров студии XXth Century Fox, там же в павильоне провели съемку, имевшую потом оглушительную популярность в газетах (и озолотившую фермеров, продававших картофель компании, логотип которой красовался на мешке). Впоследствии этот образ вдохновил дизайнеров Доменико Дольче и Стефано Габбану — они интерпретировали его для коллекции Dolce & Gabbana весна–лето 2013.

Dolce & Gabbana весна-лето 2013
Dolce & Gabbana весна–лето 2013
Victor Virgile/Gamma-Rapho via Getty Images

Поздравление президента Кеннеди

В 1962 году в честь 45-летия президента США Джона Кеннеди Мэрилин Монро исполнила песню «С днем рождения, мистер президент» — выступление запомнилось не только чувственностью исполнения (в прессе даже начали ходить слухи о романе актрисы и Кеннеди), но и платьем Монро. Обтягивающее платье в пол сшил дизайнер и художник по костюмам Жан Луи Берто — оно было расшито 2500 стразами, а оттенок ткани повторял цвет кожи, из-за чего актриса казалась голой (отсутствие нижнего белья под ним только усиливало впечатление). Создание платья обошлось тогда в полторы тысячи долларов, и впоследствии оно дважды продавалось на аукционе — за $1,2 и $4,8 миллиона соответственно.

Платье из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»

Еще одна картина в фильмографии Мэрилин Монро, где наряды могут конкурировать с платьем из «Зуда седьмого года», — это «Джентльмены предпочитают блондинок». Над костюмами для него также работал Уильям Травилла, его авторству принадлежало и розовое атласное платье в пол, в котором героиня Монро исполнила песню «Бриллианты — лучшие друзья девушек». В итоге песня стала одной из самых популярных в свое время и заняла 12-е место в списке «100 лучших песен из американских фильмов за 100 лет», который составил Американский институт киноискусства, а платье копировали, пародировали и вдохновлялись им почти так же часто, как и белым (и Барби в таком наряде тоже выпустили).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Джентльмены предпочитают блондинок»
«Джентльмены предпочитают блондинок», 1953
AF Archive/Mary Evans Picture Library/East News

Выступление перед военными

В 1954 году Мэрилин Монро отправилась в свадебное путешествие в Японию, откуда неожиданно поехала на Корейский полуостров, пока ее муж Джо Ди Маджо занимался своими делами: там актриса выступала перед американскими солдатами на военных базах — за год до этого в Корее закончилась вoйна. Этот тур помог ей сделать передышку в напряженных отношениях с супругом (их брак продлился меньше года), а еще преодолеть страх перед сценой. «Эта поездка была лучшим, что когда-либо случалось со мной. Я никогда раньше не чувствовал себя звездой. Было так чудесно смотреть вниз со сцены и видеть, как мне улыбается парень-солдат», — рассказывала актриса. Песню «Бриллианты — лучшие друзья девушек» на одной из военных баз Монро исполняла в фиолетовом платье-комбинации, расшитом бисером, и золотых босоножках, притом что путешествовала она в грубых ботинках, армейских штанах и бомбере: контраст производил на публику неизгладимое впечатление.

Пин-ап

Пин-ап — рисунки и фотографии полуобнаженных женщин в характерном стиле — получил распространение в Америке сороковых-пятидесятых годов: такие картинки вырезали из журналов, вырывали из календарей и прикрепляли на стену (отсюда и название: pin up — «приколоть»). И хотя Мэрилин Монро не всегда называют среди самых знаменитых икон пин-апа, не стоит недооценивать ее влияние на распространение и популярность этого стиля — и в фотографии, и в рекламе, и даже в одежде. Да, пин-ап в середине прошлого века был скорее маркетинговым инструментом — фривольные съемки привлекали аудиторию, но Монро была достаточно смелой, чтобы выносить его за пределы журнальных страниц. Например, в 1955 году она пришла на благотворительный вечер в наряде в стиле пин-ап — корсетном боди с бантом и пышным шлейфом сзади. Получилось провокационно, но что, если не провокация, запоминается и обсуждается больше всего?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэрилин Монро на благотворительном вечере, 1955
Мэрилин Монро на благотворительном вечере, 1955
Bettmann / Getty Images

Популяризация бикини

Раздельные купальники, привычные нам сейчас, в пятидесятых годах все еще считались неприличными (хотя появились за десять лет до этого). Приучали широкую общественность к столь откровенному пляжному наряду как раз Мэрилин Монро наряду с Брижит Бардо — именно любовь этих двух великих актрис к раздельным купальникам примирила с ними Европу и Америку. Что и говорить, они обе были отличными амбассадорами таких пляжных нарядов.

Snap/Shutterstock

«Аэропортный шик»

Актриса всегда старалась нарядиться и даже для путешествий выбирала эффектные, а не удобные наряды. Непременно каблуки, платье и мех (во-первых, в самолете может быть прохладно, во-вторых, Мэрилин обожала мех). Самым знаменитым образом из аэропорта стал ее спуск с трапа в Чикаго в 1959 году — Монро была в туфлях-лодочках и пушистой шубе чуть ниже колена. Именно этот наряд и дал начало понятию «аэропортный шик» — нарядиться в аэропорт звездам следовало особенно тщательно, ведь там их поджидали папарацци (а вот комфортный «аэропортный стиль» пришел ему на смену намного позже, в нулевых), а еще его неоднократно цитировали в поп-культуре — стоит вспомнить хотя бы комплект из шубы и туфель Кэрри в «Сексе в большом городе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэрилин Монро в аэропорту Чикаго, 1959
Мэрилин Монро в аэропорту Чикаго, 1959
STR/AFP via Getty Images

Обложки по мотивам образов Мэрилин

Мэрилин Монро стала уже не просто символом нескольких стилей своего времени, а в буквальном смысле иконой — то есть узнаваемым образом, визуальным именем нарицательным. Самое простое доказательство этого — обложки глянцевых журналов, где позируют самые разные знаменитости, но в них безошибочно узнается Монро. В образе белокурой актрисы с алыми губами и нарядами в духе Голливуда пятидесятых для съемок позировали и Дрю Бэрримор, и Бейонсе, и даже Ким Кардашьян, казалось бы, максимально далекая по типажу от Мэрилин.