На моем запястье ice: краткая история любви рэперов к ювелирным украшениям

«Diamonds on my neck, frozen tears» , — читали French Montana и Дрейк. «Black stones on my neck, y'all can't kill Christe» , — утверждал Jay-Z, «163 на моей шее» , — вторил российский исполнитель OG Buda, «Gold on my wrist» , — хвастал рэпер Face (признанный иноагентом). Редкий хип-хоп трек обходится без упоминания «ice» — то есть многокаратных ювелирных украшений. «Правила жизни» изучили , когда у рэперов возникла страсть к дорогим и вычурным драгоценностям и как она трансформируется.
На моем запястье ice: краткая история любви рэперов к ювелирным украшениям
«Правила жизни»

Хип-хоп-артисты и ювелирные изделия неразделимы, как k-pop и кимчи, и тем не менее каждый новый гигантский каратник на шее, запястье, а то и во лбу рэпера вызывает бурную реакцию обывателей. Вспомнить хотя бы, как пару лет назад Lil Uzi Vert имплантировал в лоб 11-каратный розовый бриллиант, который с трудом выкупил у ювелира Эллиота Элианта — взял рассрочку на четыре года, чтобы заплатить $24 миллиона. Теперь иноагент Моргенштерн — начал распродавать увесистую коллекцию ювелирных украшений. В том числе усыпанный бриллиантами калькулятор Casio, на котором рэпер прежде подсчитывал гонорары, выставлен на продажу за $165 000.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Lil Uzi Vert (Symere Bysil Woods) During The Lyrical Lemonade Summer Smash Music Festival At Douglass Park On August 22, 2021, In Chicago, Illinois (Photo By
Lil Uzi Vert на фестивале Lemonade Summer Smash в Дуглас Парке, Чикаго, 22 августа 2021 года.
Daniel DeSlover/Sipa USA/Legion Media

Понятно, что это — самая верхушка айсберга, корни же, как и в случае с другими проявлениями и трендами хип-хопа, уходят глубоко в историю и культуру Африки. Мы уже писали, что африканцы принесли на американские земли свою духовность, язык и, конечно, предпочтения. Вспомнить хотя бы короля Мансу Муса, правившего Мали с 1312 по 1337 год. Для паломничества в Мекку он снарядил группу из всех своих придворных, чиновников, сказителей, солдат, купцов, рабов (только их было 12 тысяч человек, причем облаченных в золотую парчу) и караван из ста верблюдов, на каждого из которых водрузили сотни фунтов чистого золота. Богатейший человек в истории не мог путешествовать иначе.

Рудольф Уэр, профессор истории из Мичиганского университета, утверждает, что сохранились изображения, на которых Манса восседает на троне из чистого золота с золотым скипетром в одной руке, золотым кубком — в другой и в золотой же короне. Чем не типичная обложка альбома любого уважающего себя рэпера? В 1988 году уроженец северного Бруклина и участник группировки Juice Crew Big Daddy Kane подумал так же: итог — обложка дебютного лонгплея Long Live The Kane, на которой артист восседает на золотом троне в массивнейшей золотой цепи, скорее напоминающей хомут, пьет из золотого кубка, а наложницы обмахивают его золотыми опахалами. К чести Большого Папаши, начинка альбома не уступила обертке: например, трек Ain’t No Half-Steppin в 2012 году стал 25-м в рейтинге величайших хип-хоп-треков по версии The Rolling Stone, а в девяностые его растащили на цитаты аксакалы жанра — Notorious B.I.G., Redman, Ice-T и Atmosphere.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, это довольно жирный мазок в пейзаже культа потребления, установленного хип-хоп-порослью, но далеко не первый. Первым золото к телу приложил Кертис Блоу в 1980-м — на обложке дебютного, названного в честь себя альбома он предстал с голым торсом и сразу с шестью цепями на шее разной длины, толщины и плетения. Символично, что трек с этого лонгплея (The Breaks) первым в мире получил золотую сертификацию.

Семь лет спустя золотой сплав рэпера и диджея, дуэт Eric B. and Rakim, выпустил дебютную пластинку Paid In Full. На обложке артисты позировали — как уже диктовала культура — в кубинках, по размеру скорее напоминающих канаты. Именитый ювелир Бен Боллер оценил их в $100 000.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



На Боллере стоит ненадолго притормозить — это один из самых популярных ювелиров момента, чьи изделия украшают тела всех известных вам артистов. «Ben Baller did the chain», — констатировал Asap Ferg в треке Plain Jane, кстати отчасти посвященном ювелирке: plain jane в данном случае — классические часы и цепи, к которым ничего не надо добавлять. Чтобы наглядно представить, чем славен Боллер, следует вспомнить хотя бы бриллиантовую голову Tyler, The Creator за $250 000, посвященную релизу альбома Igor, и компас с черными, зелеными бриллиантами и надписью Stone Island, врученный Дрейку перед его пятым туром Boy Meets World. Врученный, кстати, не иносказание — ювелиры часто делают щедрые подарки артистам, в том числе и ради селф-промо, конечно.

Бэн Боллер и Дрейк.
Бэн Боллер и Дрейк.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бриллиантовая голова Tyler, the Creator авторства Бэна Боллера.
Бриллиантовая голова Tyler, the Creator авторства Бэна Боллера.

Но вернемся к истории. К началу 1990-х хип-хоп вступил в права музыкального жанра номер один и коммерциализировался. Аль Капоне от рэпа (Puff Daddy, 2Pac, Notorious B.I.G., Snoop Dog, Dr.Dre) перестали воспринимать перстни, бриллиантовые серьги и золотые оправы очков сугубо как элементы гангстерского стиля — это было уже своего рода маркетинговое оружие, в том числе в противостоянии Восточного и Западного побережий. Ярче сверкал Восток, особенно подопечный Puff Daddy Notorius B.I.G., принесший в ювелирные сундуки потомков Jesus piece — голову Иисуса Христа на цепочке (а впоследствии — любого бога). Бигги купил золотого Иисуса за $35 тысяч у титулованного ювелира Тито (в 1996 году в треке Politics As Usual Jay-Z спел про него «I took my Frito to Tito in the district»). После смерти Ноториуса золотой Христос стал талисманам Jay-Z на долгие годы: в книге Decoded артист писал, что не снимает Jesus piece и не стрижет волосы, пока не закончит запись очередного альбома.

Jay-Z performs on Jay-Z Takes «106 & Park» to Brooklyn at Steiner Studios on November 8, 2007 in Brooklyn, NY. (Photo by Rob Loud/Getty Images)
Jay-Z демонстрирует Jesus piece во время выступления на 106 & Park в Бруклине, 8 ноября 2007 года.
Rob Loud/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ювелирные украшения испокон веков были устойчивой валютой», — рассказывает об истоках ювелир Дмитрий Кузнецов, основатель бренда Mozi J, обеспечивающий всех русских рэперов (и не только) весомыми каратниками. Он же — автор украшений Моргенштерна* и OG Buda.

«Чего далеко ходить: дом Cartier на Пятой авеню в Нью-Йорке Пьер Картье купил в начале прошлого века за сто долларов и ожерелье из двух нитей жемчуга, — продолжает Дмитрий. — Спустя 80–90 лет рэперы обменивали цепи скорее не на дома, но на свободу — откупиться килограммовой кубинкой от правоохранительных органов легче, чем носить с собой пачки наличных денег. Death Row Records и Bad Boy Records (лейблы Dr.Dre и Puff Daddy соответственно. — "Правила жизни") первыми придали украшениям дополнительную, эстетическую ценность, заказав у ювелиров Jesus piece. Современные артисты, впрочем, головам богов предпочитают свои собственные». На ум сразу приходит чемпион по тщеславию Рик Росс, в 2010-м заказавший свою голову в россыпи желтых и черных бриллиантов за полтора миллиона долларов. На удивление скромнее в том же году оказался Канье: богобоязненный артист, помнящий, что тщеславие — страшный грех, снялся в клипе Power в цепи с гигантской головой египетского бога Гора авторства маститого ювелира Джейкоба Арабо. 24-каратный бог неба обошелся Йе в $300 тысяч и стал непревзойденным образцом категории Jesus piece — как минимум самым большим в истории хип-хопа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Kanye West perform at Yankee Stadium on September 13, 2010 in New York, New York. (Photo by Kevin Mazur/WireImage/Getty Images
Канье Уэст во время выступления с Jay-Z на Янки-стэдиум в Нью-Йорке, 13 сентября 2010 года.
Kevin Mazur/WireImage/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С конца девяностых и, разумеется, в нулевых и дальше артисты стали вкладывать смысл в украшения, строить своего рода сторителлинг вокруг них, — объясняет Кузнецов. — Заказывать ювелирку под тематику альбомов (сейчас странно носить Jesus piece, если в твоей музыке нет обращения к Богу), кастомизировать раритеты на свой вкус». Тут можно вспомнить молодого рэпера Lil Yachty из Атланты: в 2018-м фрешмен выкупил у ювелирного дома Rafaello & Co. Jewelers цепь с надписью «Killa Cam Harlem World», принадлежавшую выходцу из Гарлема Cam’ron. Артист существенно обновил драгоценность — добавил вращающийся земной шар, работающий от аккумулятора и инкрустированный бриллиантами на 150 карат, и заменил надпись, напоминающую о предыдущем владельце, на «Yachty’s World». Прокачка обошлась в $250 000.

Моргенштерн (признан иноагентом) в цепях Mozi J.
Моргенштерн (признан иноагентом) в цепях Mozi J.
morgen_shtern/Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основатель Mozi J объясняет, что большие артисты не надевают кричащие украшения более одного раза и даже не выкупают их — выступают, скорее, витриной ювелира. «Голова Гора, которую Джейкоб Арабо сделал для Канье, — готовый музейный экспонат. Уэст в очередной раз популяризировал ювелирное дело, Джейкоба, чтобы эту цепь можно было подороже продать на аукционе».

И правда — рэперы редко отделяют украшения от личности ювелира, что только на руку последним: вспомнить, хотя бы, кольцо с 75-каратным желтым бриллиантом, которым хвастал Тимати в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) этой зимой. Еще пару лет назад подобный камень уходил с аукциона Christie's за $3.6 млн, но в руках Джейкоба Арабо подорожал в 4 раза и достался Тимати за $16 млн. Разница хорошо видна на примере глиллзов — средняя цена за драгоценную накладку на 1 зуб варьируется в пределах $250, а самый популярный производитель этих украшений (и, разуммется, друг всех рэперов) Джони Дэнг оценивает свою работу в 1000 раз дороже (в $250 000 обошлись гриллзы музыканту Lil Pupmp).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В России историю рэперских ювелирных украшений можно вести как раз от Тимати, и то с натяжкой. Диджей и сооснователь бренда Perque Studio Леша Миронов говорит, что вообще не помнит Тимура Юнусова в чем-то поувесистее тонкой золотой цепочки. Однако Кузнецов считает, что «привыкший жить в люксе уже с пеленок» артист приучил Black Star носить «котлы» помассивнее и цепи потяжелее после заступа на западный рынок (помните фит со Снуп Доггом Groove On?). В США Тимати сдружился с ювелиром Дрейка и 50 Сents Дэйвом Блингом (сложенные в молитве бриллиантовые руки за $15 тысяч, вдохновленные треком Дрейка 6 God, — его произведение) и привез привычку носить статус-символы на показ на родину. Правда, в 2010-м коллеги по цеху не то чтобы стремились повторить за Тимати: наследие африканской культуры и бруклинских гангстеров не особо сочеталось с отечественным «голосом улиц».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Дмитрия Кузнецова, даже пять лет назад трудно было представить, что 30-летний обеспеченный мужчина — хоть рэпер, хоть нет — закажет у ювелира цепь, кольцо или браслет с камнями.

Янг Таг.
Янг Таг.



Лед тронулся, надо полагать, с трендом на новую мужественность: речь не столько о том, что представители, казалось бы, самого сексистского жанра начали размывать гендерные границы (например, Янг Таг предстал в голубом платье на обложке микстейпа ​​No, My Name is JEFFERY в 2016 году, а годом позже Lil Uzi Vert пришел на Billboard Music Awards в прозрачной блузе Valentino), сколько о том, что на фоне таких заявлений кричащие кулоны с обилием драгоценных камней становятся вполне естественным (если не обязательным) аксессуаром. Как медальон с зайцем Play Boy за 3 млн рублей у Моргенштерна, в 2020-м ставшего «женщиной года» по версии журнала Moda Topical. Или как гриллзы — драгоценные накладки на зубы — излюбленный аксессуар хитмейкеров от Post Malone и Asap Rocky до Егора Крида. Их делают без малого все ювелиры, но в авангарде тренда — японец Тецуя Акияма с брендом Grillzjewelz, недавно соорудивший гриллзы с фарфоровыми вставками для того же Asap Rocky, и вьетнамец Джонни Дэнг, вытачивавший гриллзы звездным посетителям Astroworld Festival Трэвиса Скотта в 2018 году. Цены последнего стартуют с $500 тысяч предоплаты за индивидуальные накладки на зубы, а среди клиентов (если верить трекам) — весь свет хип-хопа: от Migos до Juicy WRLD.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как утверждает Дмитрий Кузнецов, ювелиры в США быстро стали частью хип-хоп-культуры, потому что не боялись кредитоваться на старте карьеры и были щедры с селебрити. Российский же рынок не то что отстает — он, по сравнению с западным, только зарождается. «Не назову даже пяти отечественных ювелиров с настоящей, лояльной, модной аудиторией, — отрезает Кузнецов. — Если вынести ювелирные заводы за скобки, останутся либо маленькие частники, либо подвальные умельцы, торгующие подделками». К слову, подделки среди молодых рэперов не считаются чем-то постыдным: поговаривают, что артисты специально надевают фейки на выступления, чтобы не так было жалко расстаться с украшением после прыжка в толпу (привет Lil Uzi Vert). Куда более серьезная проблема, говорит Кузнецов, бижутерия: «Бижутерии стало очень много. Молодые артисты покупают теннисные цепи с камнями за 2 тыс. рублей, когда хорошие, подлинные стоят 25 тысяч, и поди им объясни, что это так себе экономия. Ребят, на вас же смотрит аудитория, вы должны ее воспитывать. Зачем транслировать молодежи, что дешевые побрякушки — это модно? Это тормозит развитие ювелирного рынка в целом».

Rick Ross is shown performing on stage during a «live» concert appearance on June 26, 2008. (Photo by )
OG Buda и Дмитрий Кузнецов.
John Atashian/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Очень мало русских музыкантов носят качественные цацки, их можно пересчитать по пальцам, — вторит Миронов. — Связываю это с тем, что наши творцы как писатели XX века — амбициозные, талантливые, но в большинстве своем бедные».

Бедность же (или желание вкладывать деньги во что-то, помимо бриллиантов) способствует обновлению трендов: например, на смену повсеместным массивным «булыжникам» и цепям приходят эмаль и жемчуг. «Это куда изящнее», — считает Миронов.

Что ж, осталось дождаться, когда жемчуг просочится в треки рэперов и подвинет вездесущие «бриллианты VVS» (то есть чистейшие — Правила жизни).