Гид по Нижнему Новгороду: 7 самых впечатляющих архитектурных объектов города
Нижний возраст
Исследовательница уличного искусства Анна Нистратова проводит для читателей Правила жизни фотографическую экскурсию по Нижнему Новгороду, отметившему в этом году 800-летие.
В Нижнем Новгороде сотни профессиональных экскурсоводов и исследователей, которые рассказывают о городе как приезжим, так и местным. Каждый стремится показать «свой» Нижний Новгород — город множества лиц и историй. Кроме привычных «обзорок» тут можно попасть на настоящие экспедиции, фестивали экскурсий, прогулки-перформансы, вылазки на заброшки, в закрытые учреждения и мастерские художников, за кулисы театра или на кухню ресторана. Гиды вместе с экскурсантами постоянно наблюдают за ситуацией в городе и внимательно фиксируют изменения.
В этом году Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет. Город меняется. Речь не только о реконструкции и масштабном ремонте, которые были давно необходимы, но и о возможности увидеть себя в настоящем и будущем; прояснить собственную идентичность, поисками которой город и его обитатели заняты уже много лет.
Город влияет на характер и образ жизни людей, его населяющих. Современный Нижний Новгород создают не только архитекторы, урбанисты, чиновники и застройщики, но и градозащитники, уличные художники, культурологи, простые жители-волонтеры, и в том числе городские исследователи. Вопрос сохранения «уходящей натуры» давно стал для нижегородцев полем битвы, столкновением мнений и попытками поиска компромисса. В результате многолетнего диалога между градозащитниками и властью в канун 800-летия культурное наследие все-таки было решено сохранить, и расцвел уникальный проект «Заповедные кварталы», в рамках которого будут обкатывать технологии оживления исторических зданий. Заповедными кварталами называют комплекс из нескольких улиц в районе церкви Трех Святителей: здесь жили Горький, Короленко, Лемке. В начале 2010-х многие здания здесь были под угрозой сноса, однако силами молодых архитекторов и исследователей при поддержке властей наследие удалось сохранить, а затем и восстановить. Заброшенный район тут же стал городской достопримечательностью.
В начале ХХI века Нижний Новгород прятался в тени других крупных российских городов, но ему всегда было что показать. Этим Нижний очень напоминает такие же многослойные и холмистые города, рожденные на великих водных путях, — Стамбул и Порту, где старое органично существует рядом с новым. В год 800-летия Нижний Новгород стал настоящей сенсацией внутреннего туризма. Рассказать об уникальной архитектуре города Правила жизни попросил тех, кто знает его лучше других, — искусствоведов, культурологов и гидов.
1
Государственный банк. 1913 год.
Архитектор Владимир Покровский
Ул. Большая Покровская, 26
Антон Марцев,
искусствовед
Яркий пример постройки в неорусском стиле, объединяющей приметы разных времен. Крепостные башни и выносное крыльцо из XVII века, каменная резьба намекает на Дмитриевский собор во Владимире, решетки ворот копируют памятник кузнечного мастерства из Московского Кремля, а в декоре боковых стен узнаются украшения новгородских церквей. Все это сочетается с характерной для архитектуры эпохи модерна силуэтностью и асимметрией фасадов. Поводом для строительства банка стал 300-летний юбилей династии Романовых, на здании немало двуглавых орлов и вензелей Николая II.
2
Дом-коммуна «Культурная революция»
Архитектор В. В. Медведев, 1932
Ул. Пискунова, 3
Ира Маслова,
создатель проекта «Городские экспедиции», автор книги о доме-коммуне «Культурная революция»
Дом-коммуна на Пискунова — яркий пример сложносоставной городской ткани Нижнего Новгорода. Я занимаюсь архитектурой 1920-х и недоумеваю, какая «Культурная революция» напротив Кремля, во дворах дворянской улицы, какая рабочая интеллигенция могла создать в 1929 году этот кооператив, построивший дом с первым в городе лифтом? Странный дом, огромный для своего времени. В Нижнем нет грандиозной истории архитектуры авангарда, за исключением Соцгорода — исторического микрорайона, заложенного в 1930-х «города-сада» — и нескольких ярких объектов, и вот этот дом — самое полное выражение авангардных идей в нашем городе.
3
Киноконцертный зал «Юпитер»
Бывший Дом политпросвещения, 1972. Реконструкция Архитектурного бюро С. Горшунова ГОРА, 2019
Октябрьская пл., 1
Марина Игнатушко,
эксперт по архитектуре и градостроительству
Здание с профилями Ленина, Маркса и Энгельса было построено в 1970-х — специально для партсобраний. После перестройки его хотели снести, но в итоге передали частным инвесторам, которые решили открыть в здании киноконцертный зал, выставочные галереи, бар, ресторан и зону для конференций. Реконструкцию заказали нижегородскому архитектурному бюро «ГОРА». Архитектор Стас Горшунов очистил фасад от всего лишнего и сделал здание визуально легче, а исторический барельеф сохранил как примету времени. «Юпитер» — яркий пример того, как здание советского модернизма можно превратить в современный многофункциональный центр.
4
Дом П. Д. Климова
Архитектор Р. Я. Килевейн, 1871
Ул. Большая Печерская, 35
Татьяна Нечаева.
Экскурсовод, специалист по народным художественным промыслам и деревянной архитектуре
Дореволюционный Нижний был застроен деревянными домами, каменными были лишь улицы, что располагались близ кремля. Купец Павел Климов был подрядчиком на строительстве и часто работал с нижегородским архитектором Килевейном, которому заказал и собственный дом. Килевейн находился под впечатлением от работ архитектора Льва Владимировича Даля (сына знаменитого лингвиста), увлекавшегося русским деревянным зодчеством, и построил для Климова уникальный дом в «русском стиле». Он украшен глухой домовой резьбой, характерной для нижегородского Поволжья. Глухая (корабельная, барочная) резьба по дереву пошла от украшения волжских речных судов и создает мощный рельеф, оставляя непрорезанный фон.
5
Бывшая фабрика «Маяк», а еще ранее — Банк Рукавишниковых
Архитектор Ф. И. Шехтель, 1914
Нижневолжская наб., 9
Дима Четыре,
городской фотограф, автор экскурсионного проекта Progulkah
Здание, которое занимает фактически целый квартал, было построено нижегородскими купцами Рукавишниковыми незадолго до Первой мировой войны. Предполагалось, что часть комплекса, фасад которого выходил на набережную, будет использована как банк, а здание, которое разместилось по улице Рождественской, будет доходным домом. Богатейшая купеческая семья Нижнего могла позволить себе заказать проект популярному архитектору той эпохи — Федору Шехтелю. Получился практически замок в стиле модерн с элементами неоготики и отделкой керамической плиткой. С началом мировой войны в здании разместились мастерские, производившие одежду для армии, а фабрика получила романтичное название «Маяк». К 800-летию города здание отреставрировали, скоро здесь откроется Академия «Маяк» имени Андрея Сахарова, где будут проходить выставки, мастер-классы, семинары и конференции.
6
Бусыгинский дом в Соцгороде
Архитектор И. А. Голосов, 1938
Пр-т Октября, 21
Виктория Азарова,
экскурсовод, журналист и книжный редактор
В 1930-х на месте пашни села Монастырка выросли микрорайоны со скверами, бульварами и пяти-семиэтажными домами. Здесь архитектор Илья Голосов строит дом в 1000 метров по периметру. В нем 59 подъездов, шесть корпусов с семью арками, детским садом внутри квартала. Название «Бусыгинский» квартал получил благодаря знаменитому кузнецу Бусыгину, зачинателю стахановского движения на Автозаводе. До сих пор здесь почти все выглядит так же, как в 1936 году. Только вместо клуба инженеров — дом ветеранов, а овощной магазин уступил место ритуальным услугам.
7
«Башня-репродуктор», Областная налоговая инспекция
Архитекторы: Игорь Гольцев, Сергей Попов, Евгений Пестов, Александр Харитонов, 1996
Ул. Фрунзе, 7
Артем Фейгельман,
культуролог, гид
Нижегородская архитектурная школа 1990-х — начала нулевых прочно укоренена в истории и мифологии города. Александр Харитонов, с 1993-го по 1998-й главный архитектор города, восстановил значительную часть города, а характерное для его работы уважение к исторической среде у нижегородских зодчих выразилось в сентиментальной тоске по «России, которую мы потеряли». Авангардное прозвище «Башня-репродуктор», над которой также работало бюро Харитонова, запутывает зрителя. Напоминающие о радио квадратные заглубления — скорее лихая отсылка к допетровской архитектуре, нежели намек на эпоху конструктивизма. Отсюда же изразцы и продолговатые окна-тяги. А вот арочные окна и свободная планировка, фантазийная асимметрия фасада напоминают о русском модерне.
Фотограф: Александр Гронский