Ли (полное имя дизайнера Ли Александр Маккуин) был младшим из шести детей. Маккуины были типичными представителями рабочего класса: отец — таксист, мать — учитель в школе. Семья была далека от мира моды, которым Ли грезил с самого детства. Родители думали, что сын пойдет по стопам отца и станет водителем. Творческие профессии в семье не воспринимали всерьез, родители считали это баловством.

В детстве Ли подвергался насилию со стороны мужа старшей сестры Дженет (у них была разница в 15 лет). Теренс (муж) был жестоким человеком: он избивал жену и, как оказалось, издевался над маленьким шурином (все началось, когда ему было всего девять лет). При этом Александр долгие годы держал это в секрете, Дженет узнала ужасную правду лишь за четыре года до смерти брата и была шокирована.

Тема жестокости и насилия прошла через всю карьеру Маккуина. Это проявлялось в самых разных формах. Его выпускная коллекция из колледжа Central Saint Martin’s, например, называлась «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв» (изучая свое генеалогическое древо, Александр узнал, что дальняя родственница владела гостиницей, в которой серийный убийца совершил одно из преступлений). К каждому платью прилагался пакетик с волосами (трибьют викторианским проституткам, которые продавали свои локоны на парики — вспомните Фантину из «Отверженных» Гюго).

Еще один пример — коллекция осень-зима 1995 под названием «Изнасилованная Шотландия» или Highland Rape (у Маккуина шотландские корни). Дизайнер, разумеется, имел в виду гнет со стороны Англии. Модели вышли на подиум в платьях из тартана и кружева, скроенных так, что обнажали грудь и другие интимные части тела — одежда выглядела разорванной на девушках. Александра тут же обвинили в мизогинии и злоупотреблении сексуальным подтекстом, даже прогрессивная Анна Харви из Vogue тогда решила, что это слишком.

Александр поздно получил профессиональное образование (и оно было неполным). В 16 лет он бросил школу и пошел стажером в премиальное ателье Anderson & Sheppard. Через некоторое время стал портным в Savile Row, где занимался мужскими костюмами, включая костюмы принца Чарльза (говорят, что среди его клиентов был и Михаил Горбачев). Затем Маккуин оказался среди костюмеров лондонского театра Angels and Bermans, потом был ассистентом Ромео Джильи в Милане, и только после этого он пошел учиться. Когда Маккуин показал свои эскизы Бобби Хиллсон, основательнице программы MA Fashion в Central Saint Martin’s, она назвала их «совершенством» и сразу предложила ему место в магистратуре (минуя все предшествующие ступени обучения).

Маккуин был настоящим хулиганом. Работая над костюмом для принца Чарльза в Savile Row, он маркером написал на внутренней подкладке пиджака «I'm C**t» (контекстуальный перевод — «Я говнюк». —  Правила жизни). В этом был весь Александр, провокация — его любимая форма самовыражения.

В одном из его шоу (это была коллекция для модного дома Givenchy сезона осень-зима 1998), например, участвовала модель, обе ноги которой ниже колена были ампутированы. Специально для нее Александр создал сапоги-протезы из резного дерева. Они выглядывали из-под викторианской юбки в оборках, поэтому трудно было сразу понять, что девушка — инвалид. Подобных смелых, играющих с чувствами публики трюков хватало на каждом показе Маккуина — это всегда было полноценное театральное представление.

К слову, коллекция того же сезона его собственного бренда была отчасти посвящена России, а именно расстрелу семьи Романовых.

Александр презирал работу в крупных компаниях. В 1996 ему предложили пост креативного директора Givenchy, и он согласился. Должность мечты для любого молодого дарования, но Александру это давалось очень тяжело. Как-то он сам признался, что плохо работал в Givenchy, делал все будто из-под палки. Для него это была возможность заработать на развитие собственного бренда — всему виной творческая несвобода. «Если бы они позволили мне в корне изменить концепцию, эстетику дома», — мечтал в одном из интервью Маккуин. Тем не менее за время его работы продажи росли, а в 2001 он перешел из Givenchy в Gucci.

В трейлере документального фильма о дизайнере говорится: «Никто не открывал Александра Маккуина. Маккуин открыл себя сам». Звучит красиво, но на деле совсем несправедливо. Как профессионала Маккуина открыла редактор Harper’s Bazaar Изабелла Блоу, впоследствии ставшая его музой и ближайшим другом. Об их отношениях рассказано очень много, она была второй женщиной в его жизни (после матери).

Увидев его выпускную коллекцию «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв», Изабелла пришла в полное изумление. Творения Ли так ее поразили, что она купила все. С тех пор Блоу была покровительницей Маккуина — именно она посоветовала дизайнеру сделать его второе имя «Александр» основным. Ее самоубийство стало одной из главных причин тяжелейшей депрессии Маккуина, результатом которого стал суицид дизайнера.

Но сильнее всех Александр любил маму Джойс Маккуин, они были очень близки. Однажды она спросила сына: «Чего ты боишься больше всего?», — на что он ответил: «Боюсь умереть раньше тебя». Джойс умерла 2 февраля 2010 года, Александр был найден мертвым в своей гардеробной 11 февраля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Каким был Александр Маккуин: воспоминания близких и режиссеров, снявших о дизайнере фильм