Что такое синдром отложенной жизни и как он влияет на нас?

Это паттерн мышления, который не позволяет человеку реализовывать цели и уводит от той жизни, которую ему важно проживать. Он продолжает верить, что когда-нибудь та самая настоящая жизнь начнется, а сейчас — просто репетиция.

Откладывая раз за разом важные действия и решения, человек начинает чувствовать грусть, вину, злость и пр. Также он может уйти в самокритику, начать винить себя в происходящем, при этом не всегда понимая собственную ответственность, — иными словами, заниматься самобичеванием вместо того, чтобы действовать. Такое мышление может загнать человека в тупик. У него вроде бы есть значимые цели (например, начать заниматься спортом, следить за здоровьем, строить близкие доверительные отношения), но никаких шагов к их реализации он не предпринимает, откладывая жизнь на потом.

Какие установки у людей с СОЖ?

  • Самоограничение — залог успеха, или «съем конфетку завтра».

Есть известное исследование (стэнфордский marshmallow test), в котором экспериментатор клал перед ребенком кусок пастилы и говорил, что сейчас уйдет и, если к его приходу лакомство останется нетронутым, ребенок сможет съесть не один кусочек, а два. В результате лонгитюдного исследования (ученые проследили, как сложилась жизнь этих детей) выяснилось, что многие из тех, кто дождался двойного вознаграждения, построили успешную карьеру.

Конечно, навык саморегуляции и умение останавливать импульсивное поведение помогают достигать целей. Но если человек слишком фиксируется на самоограничении, в итоге он и вовсе откажется от «маршмеллоу», то есть от удовлетворения своих потребностей, даже когда такая возможность есть (не поедет в отпуск, не пойдет в кафе или в кино, пропустит массаж и не потратит лишнего рубля на любимые продукты).

  • Терпеть лишения ради светлого будущего.

История нашего общества, знавшего множество катастроф и бедствий, учит сохранять веру в будущее и к этому будущему идти. Действительно, способность видеть смысл в страданиях и продолжать жить не раз помогала людям в тяжелые времена. Яркий пример — книга психолога Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!», в которой он описывает жизнь в концлагере.

Однако когда бедствия и катаклизмы отступают, привычка жить будущим остается, а исключительная фиксация на прекрасном далеком размывает настоящее. Человек перестает радоваться моменту или обесценивает эту радость.

  • Жизнь предсказуема и понятна.

Когда есть ясный и заранее выбранный (правда, не всегда нами) сценарий, это действительно может успокаивать и давать ощущение контроля. Жизнь расписана и идет по шаблону: когда окончу школу, поступлю в институт, найду работу, создам семью, выйду на пенсию — тогда и произойдет то, чего я хочу. При этом не очень понятно, когда можно просто остановиться и порадоваться тому, что уже есть в жизни, а не снова стремиться к следующему шагу. И тревожные звоночки в виде собственной неудовлетворенности могут периодически проникать на идеально разлинованный холст жизни — очень важно научиться к ним прислушиваться.

  • Если у меня СОЖ, я болен?

Важно: синдром отложенной жизни — не клинический диагноз. Не стоит путать его проявления с симптомами депрессии, когда у человека отсутствует мотивация, а себя, мир вокруг и возможное будущее он представляет исключительно в темных тонах.

Как понять, что у меня синдром отложенной жизни?

Первый признак — подобные мысли:

«Вот заработаю денег и тогда смогу позволить себе отдохнуть»;

«Дети вырастут, и тогда…»;

«Выйду на пенсию и начну спортом заниматься»;

«Когда похудею, тогда и обновлю себе гардероб»;

«Вот в следующий понедельник и начну…».

Второй красный флаг — бездействие. Если то самое будущее наступило, а вы снова отложили какое-то действие, бейте тревогу.

Третий — привычка к накоплению. Человек становится Плюшкиным: скупает сервизы, вечерние наряды, бытовую технику, копит деньги, но так и не начинать ими пользоваться, оставляя на черный день или для особого повода, который все не наступает.

Четвертый звоночек — неспособность радоваться настоящему. Даже если желанное событие случается, оно тут же обесценивается, и человек придумывает новую цель.

Пятый — сравнение себя с другими не в свою пользу и действие в ущерб собственным интересам. Шестой — умение мечтать, но не ставить конкретные цели. Мечты остаются воздушными замками, бестелесными образами, которые в силу размытости невозможно реализовать.

Седьмой — неспособность понять, действительно ли то, что я делаю, важно для меня. Отсутствие сонастроенности на себя и свои потребности. Допустим, мама сказала: «Напишешь диссертацию — станешь человеком», я начинаю присваивать себе эту цель, упуская из виду, что она не моя, а мамина.

Восьмой — ожидание благоприятных обстоятельств: начну действовать, когда буду чувствовать себя определенным образом («Вот перестану бояться — сяду за руль», «Как буду «готова» — рожу ребенка»; «Стану уверенной в себе — начну вести вебинары»).

Почему формируется синдром отложенной жизни?

Среда, в которой мы вырастаем и живем, оседает на нас в виде убеждений.

Если мы с детства слышим от близких: «Вот вырастешь — будешь сам принимать решения» или «Сначала институт закончи, тогда и поговорим», то начинаем воспринимать будущее как нечто недостижимое и очень привлекательное.

Причиной синдрома можно считать и западный менталитет, в котором достижения ценятся как процесс, в идеале бесконечный, а ценность момента, умение замечать поводы для радости в настоящем обесцениваются.

Есть ли у синдрома «стадии»? Может ли он перерасти во что-то серьезное — в невроз, например?

В «норме» человек при возникновении какого-либо желания ищет способы его реализовать. Проявляется триада «хочу — могу — делаю».

Человек с СОЖ долго (от десяти до 25 лет, опираясь на исследования автора понятия «синдром отложенной жизни» Владимира Серкина) живет по сценарию «хочу — могу — не позволяю себе». Это может постепенно превратиться в «хочу — могу — постоянно не делаю», что является основой для возникновения невроза отложенной жизни (НОЖ). Ему, в свою очередь, свойственны следующие симптомы:

— высокая планка требований к «началу жизни» («Я буду радоваться жизни, только когда уеду жить на райский остров» или «Заработаю много (не понятно, сколько именно) денег»);

— нетерпимость к тем, кто провел многие годы в достижении важных (по их мнению) целей;

— утрата веры в свою способность решать задачи, которые требуют регулярных усилий, — начать заниматься спортом, строить отношения, переехать.

— временное снижение умственной и физической работоспособности, навязчивые мысли или переживания, повышенная утомляемость.

— «болезни достижения» — психосоматика. По мнению автора термина Вадима Ротенберга, симптом связан с резким ограничением активности ввиду потери смысла существования, так как изначальная цель достигнута, а новая еще не найдена.

Как помочь себе и начать жить здесь и сейчас?

Первый шаг. Осознайте, что есть потребности, которые вы из раза в раз не удовлетворяете. Проведите мысленный эксперимент: если я не изменю поведение, какой будет моя жизнь? Подходит ли такая жизнь мне?

Второй шаг. Исследуйте свои убеждения: полезны ли они, какую функцию выполняют, помогают ли двигаться вперед или, наоборот, ограничивают? И составьте список альтернативных — положительных — убеждений.

Третий шаг. Откройтесь эмоциям. Что именно вы чувствуете, когда думаете о своей жизни? О каких незакрытых потребностях эти эмоции могут сигнализировать?

Четвертый шаг. Сохраняйте контакт с настоящим. Помогут любые практики: фокус на дыхании, ощущениях в теле, боди-скан и так далее.

Пятый шаг. Проясните свои ценности. Ценности —это не цели, а качества, которые можно развивать с помощью конкретных действий (например, быть тем, кто заботится о своем здоровье, внимателен к близким, добр к окружающим, отстаивает свои интересы). Вспомогательные вопросы на этом шаге: «А какой жизнью мне важно жить? Каким человеком быть? Какие качества развивать?»

Шестой шаг. Следуйте этим ценностям — так появится ответственность за свою жизнь. Составьте список небольших шагов, которые можно реализовать уже сейчас. Например, если вам важно заботиться о здоровье, запишите себе: а) посетить врача; б) начать гулять по 15−20 минут в день.