История одной вещи: духи «Красная Москва», символ советской парфюмерии

«Эти духи ты подаришь маме. Она обожает "Красную Москву", — говорит героиня фильма "Покровские ворота", ведя ветреного Костика знакомиться с родителями. В середине пятидесятых, когда происходит действие картины, в СССР не было духов популярнее "Красной Москвы". Их цветочно-шипровый шлейф витал в театрах, ресторанах и универмагах.
История одной вещи: духи «Красная Москва», символ советской парфюмерии

Авторство композиции «Красная Москва» часто ошибочно приписывают парфюмеру Анри Брокару. Причина такого заблуждения понятна: на коробке до сих пор указан 1864 год. Но это год создания не духов, а мыловаренной фабрики Брокара. Под нее тогда переоборудовали помещение бывших конюшен в Теплом переулке (ныне улица Тимура Фрунзе). В 1870-е фабрика перебралась на Мытную улицу и начала выпускать духи, одеколоны, пудру и другую косметику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в 1913 году, уже после смерти Анри Брокара, парфюмер фабрики Август Мишель (по другим данным, Огюст Мишель) создал духи «Любимый букет императрицы» в честь 300-летия дома Романовых. Духи преподнесли супруге Николая II Александре Федоровне, и с тех пор, по слухам, она пользовалась только ими. Многие парфюмерные эксперты считают, что, создавая «Любимый букет императрицы», Август Мишель вдохновлялся невероятно модным в то время в Европе ароматом L’Origan от Франсуа Коти. Тот впервые использовал в композиции новейшие пахучие вещества — альдегиды. До создания самого известного альдегидного аромата Chanel №5 оставалось еще несколько лет. Но это уже совсем другая история.

После революции фабрику национализировали и переименовали сначала в Замоскворецкий мыловаренный завод №5, а потом в «Новую Зарю». Август Мишель не уехал из СССР (у него была русская жена) и даже сохранил свой пост главного парфюмера. Новое руководство поставило перед ним задачу создать ароматы, доступные всем слоям населения. Так «Любимый букет императрицы» превратился в «Красную Москву». Естественно, формулу пришлось сильно изменить. Хотя бы потому, что многих душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокара в 1913 году, в послереволюционной Москве было не сыскать. Но цветочно-синтетический характер с подчеркнутым звучанием фиалки, гвоздики и ириса сохранился. К слову, формула «Красной Москвы», по легенде состоящая из 60 ингредиентов, до сих пор тайна за семью печатями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Духи моментально прославились. Считается, что ими пользовались актрисы Любовь Орлова, Валентина Серова и другие иконы стиля тех времен. Во время ВОВ парфюмерная линия фабрики не работала. А когда незадолго до Дня Победы ее запустили, желающих приобрести «Красную Москву» попросили приходить со своими флаконами. И таких набралось немало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оригинальный флакон и упаковку «Красной Москвы» придумал штатный художник «Новой зари» Андрей Евсеев. Он совместил мотивы старомосковской архитектуры и модные авангардные мотивы. Овальную коробочку-пенал вначале украшала шелковая кисточка — ее убрали в шестидесятые. В целом до семидесятых годов дизайн упаковки менялся незначительно. А потом стали появляться многочисленные версии. Крышечку делали похожей на купола соборов, а коробку украшали фото московских достопримечательностей. Ведь «Красная Москва» стала популярна у интуристов как сувенир. Иконический аромат мелькает в нескольких советских фильмах: «Девчата», «Большая семья», «Здравствуй и прощай». А Роберт Рождественский посвятил ему строки:

Дождь, —

не затихая

час,

а может, два, —

будет лить

духами

«Красная Москва».

Популярность культовых духов стала падать в восьмидесятые. На фоне модных цветочных и оригинальных свежих композиций томная «Красная Москва» начала казаться «бабушкиной классикой». Впрочем, аромат до сих пор остается одним из бестселлеров «Новой зари». Современная версия стоит от 800 до 1200 рублей и доступна, как и в СССР, широким слоям населения. А вот раритетные винтажные образцы можно найти на «Авито» — и за 11 500 рублей, и даже за 20 000.