«Я не могу пожертвовать много, а маленькая сумма ничего не изменит»

С точки зрения планирования работы благотворительной организации, регулярность пожертвований имеет колоссальное значение. В этом плане подписка на ежемесячное пожертвование, пусть даже на 50−100 рублей — это уже большая помощь. Ведь когда мы знаем, на какую сумму примерно можем рассчитывать в следующем месяце, нам проще распределить заявки от подопечных. Однако подавляющее большинство людей по‑прежнему жертвует на эмоциях, импульсивно, когда фотография или история, что называется, «запала в душу». Но это не плохо! Не надо выбирать: оформить подписку в фонд на списание раз в месяц 50 рублей или жертвовать по настроению. Одно другое не исключает. У меня у самой оформлены подписки в несколько благотворительных фондов, в том числе, и в наш «Клуб добряков». При этом разовые пожертвования я тоже совершаю периодически, когда душа просит доброго дела.

Важно, чтобы сумма была комфортной. Я против того, чтобы отказывать себе в чашке кофе или прочих радостях ради других. И я бы не переводила на благотворительность больше 10% дохода, иначе можно быстро выгореть и вообще перестать помогать с мыслями: «Меня на всех не хватит». Марафонский подход более бережный.

«Среди фондов много мошенников»

Когда я захожу на сайт незнакомой НКО, то первым делом иду в раздел «Отчеты». Есть ли они на сайте, обновляются ли регулярно и каким образом оформлены — это показатель отношения к тем, кто помогает. Второй момент: на какие реквизиты идет сбор. Если я вижу личные счета сотрудников вместо счетов организации, это вызывает вопросы. С другой стороны, небольшие региональные НКО часто не имеют ресурсов, чтобы создать удобный и красиво оформленный сайт и подключить к нему платежные системы. Поэтому собирают по старинке — на личные карты. Тут уже вопрос, насколько вы хорошо знакомы с деятельностью этой организации и результатами ее работы.

Мы раз в месяц публикуем максимально подробную версию отчета, где указано, кому, когда, сколько и на что перечислено. Кроме этого, некоммерческие организации обязаны сдавать отчеты в Минюст, на сайте которого они потом и размещаются, но там обычно все на «бухгалтерском» языке, так что обывателю это может быть неинтересно и малопонятно.

Я за то, чтобы публиковать отчеты о пожертвованиях и благотворительных акциях до того, как тебя об этом спросят. Для меня это вопрос уважения к жертвователям. Бытует мнение, что проверять не нужно, мол, ты денег дал, сделал доброе дело, а дальше уже не твоя забота, и если ими не по назначению распорядятся, «то бог им судья». Я с этим категорически не согласна. Хотя и видела часто картину, как сердобольные бабушки опускают деньги в коробки лжеволонтеров, которые от имени непонятных фондов собирают деньги в транспорте. Обязательно нужно смотреть, как ваши деньги работают, какие конкретно изменения благодаря им происходят, насколько эффективны благотворительные проекты, которые вы поддерживаете.

«Благотворительностью должно заниматься государство»

Даже в самых развитых странах существуют благотворительные фонды. Государственная машина неповоротлива, требуется много формальностей и согласований. Решение вопроса может занять длительное время. В то время, как НКО могут решить проблему даже за считанные дни и недели: обозначить ее в публичном пространстве, предложить решение, собрать необходимую сумму, реализовать задуманное и отчитаться. В современном мире один пост в социальных сетях способен сотворить чудо. Зачем же упускать такую возможность? Плюс не надо забывать, что в благотворительные организации обращаются только те, кому не удалось получить помощь от государства. А те, кто, например, получил лечение по квоте, к нам в «Клуб добряков» и не напишут.

«Мы регулярно отвозим в детские дома игрушки и одежду»

Это замечательно. Но на самом деле в детских домах дети обеспечены всем необходимым, и им гораздо важнее и нужнее личное внимание в современном мире подарить подарок всегда проще, чем найти время. Ещё нужнее наше внимание выпускникам детских домов — подросткам, которые совершенно не готовы в жизни в большом открытом мире. Можно помочь юному взрослому приспособиться к самостоятельной жизни и стать наставником — волонтёром, готовым регулярно общаться с подопечным и видеться не менее 2-х раз в месяц. Наставником, как и другом, нельзя стать на один раз. Присоединиться к программе наставничества прочитать реальные истории наставников можно на платформе «Значим» агентства Blacklight, объединившей семь крупнейших российских благотворительных фондов, развивающих собственные наставнические программы.

«Государство всему учит и всем обеспечивает подопечных детских домов»

Уровень готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни примерно такой же, как у ребенка в детском саду. Некоторые подростки даже не подозревают, что чай бывает несладким, а яйцо — сырым. Они не понимают ценность вещей и денег, а тем более — ценность человеческих отношений. Система колективной заботы не дает детям необходимых представлений о внешнем мире, потому что этот опыт можно получить только в личном общении. Поэтому каждому выпускнику детского дома нужен значимый взрослый, чтобы адаптироваться к жизни. по статистике фондов, только 10% выпускников детских домов успешно доживают до 40 лет и адаптируются к жизни. Проект «Значим» объединяет 2000 наставнических пар в 35 регионах РФ.

Наставник — это волонтер, готовый стать настоящим другом для подростка, которому нужна помощь. Вместе с наставником подростком учится самым, казалось бы, обычным вещам: ходить за покупками в супермаркет, оплачивать коммунальные услуги, следить за балансом карты и многому другому. Обычно наставник — это взрослый человек, готовый регулярно общаться с подопечным и видеться не менее 2-х раз в месяц. У потенциального наставника не должно быть проблем с психическим здоровьем, отсутствуют зависимости, нет отказа от приемных детей. Наставником, как и другом, нельзя стать на один раз. Программа долгосрочная, а присоединиться к ней можно, заполнив анкету и пройдя собеседование.