Инстаграм на всю голову: почему мы все гонимся за идеальной картинкой в соцсетях?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/2b8/2b819815f5328591a5282e68b21c6d41_cropped_510x510.webp)
Один из пользователей Reddit с никнеймом killicicle поделился грустной историей: он долго терпел, но все-таки подал на развод со своей женой из-за ее одержимости блогом. И дело даже не в том, что она слишком много времени проводила в социальных сетях и уделяла мало внимания близким. Наоборот: ее «работа» инфлюенсером простиралась за пределы картинок в телефоне — женщина стремилась подчинить всю жизнь созданной в блоге «эстетике».
Вот что рассказал killicicle: «Моя жена всегда хотела, чтобы в доме все выглядело хорошо, когда приходят гости, но раньше это не было помешательством. Когда у нас родилась дочь, жена завела блог и быстро набрала около 400 тысяч подписчиков. С тех пор у меня ощущение, что я живу не в собственном доме, а в постановочной съемке для соцсети». Пользователь обеспокоен тем, что его жена слишком много внимания уделяет тому, чтобы все выглядело идеально, как на картинке, и не наслаждается обычной жизнью.
Ее увлеченность «эстетикой», по словам мужа, доходит до крайностей: «Мы поссорились из-за того, что я поставил свой стакан на столик не в том месте. Это произошло в тот момент, когда наш ребенок делал первые шаги. Жена заявила мне, что я испортил ей видео и теперь ей придется потратить кучу сил, убирая из него мой некрасивый стакан. Она назвала меня эгоистичным придурком за то, что я поставил его на столик, чтобы посмотреть, как моя дочь делает свои первые шаги!» Также мужчина описал спальню маленькой дочери как «бежевый массив почти без игрушек» и рассказал, что бабушке пришлось оставить у себя кукольный домик, подаренный внучке, потому что тот не вписывался в эстетические представления жены. «Я не собираюсь заставлять дочь жить в "эстетике", — заявил killicicle в конце своего поста. Он добавил, что пытался убедить жену обратиться к психотерапевту, но та отказалась признать проблему.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/12c/12c8ccd5f0d231be8790395cd052d7c8_cropped_510x383.webp)
Эта история кажется довольно дикой, грустной и даже местами неправдоподобной, но это едва ли единичный случай. Исследования показывают, что социальные сети довольно часто негативно влияют на отношения между партнерами: люди вкладывают слишком много усилий в собственный онлайн-образ и поддержание связей в интернете и у них не остается ресурсов на общение офлайн. Наибольшее влияние соцсети оказывают в том плане, что позволяют находить новые знакомства и поддерживать старые (и, как следствие, порой провоцировать измены и романы на стороне). Но и то, что связано с репрезентацией собственного образа для широкой аудитории, влияет на качество партнерских отношений. Так, инфлюенсеры с более чем 50 тысяч подписчиков в среднем проводят в контакте со смартфоном более девяти часов в день (в то время как обычные пользователи обращаются с гаджетом примерно в три раза меньше). Логично предположить, что при этом многое за пределами экрана упускается.
Конечно, блог с тысячами подписчиков — это уже полноценная работа, которая приносит доход. Инфлюенсер-маркетинг — быстрорастущая экономическая отрасль: за период с 2016 года по 2022-й объем этого рынка вырос с $1,7 миллиарда до $16,4 миллиарда. Это лакомый кусочек, от которого многие хотят отщипнуть. Режиссировать собственную жизнь для соцсетей начали даже те, кто не метит в блогеры-миллионники, ведь про микро- и даже нано-инфлюенсеров заговорили еще несколько лет назад: бренды больше доверяют тем, у кого не так много подписчиков, но аудитория вовлеченная. Даже обратная сторона этого самораскручивающегося колеса — анфлюенсеры, то есть «отрицательно влияющие блогеры», — все равно работает на поддержание стабильности системы.
Тренд на «чистую эстетику» — то есть нейтральные светлые тона, минимализм в одежде и интерьере, сбалансированный образ жизни — особенно широко обсуждался в 2022-м. Хотя изначально кажется, что он, мог бы привести к отказу от вредных привычек и улучшению самочувствия, но на деле оборачивается все той же тревогой от невозможности полностью соответствовать выверенной «эстетике». Постоянное потребление контента, пропагандирующего подобный образ жизни, заставляет нас думать, что наша жизнь — сплошной беспорядок и хаос по сравнению с блогерами. В ловушку «чистой эстетики» попала и жена (возможно, уже бывшая) пользователя Reddit.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/bef/befd1d674b8406f71b01f8a50acbdd51_cropped_510x751.webp)
Евгений Гриневич, дизайнер, основатель дизайн-бюро UfO Design Vision, говорит, что подобные ситуации случались и в его практике: «Одна из моих клиенток приобрела эксклюзивный итальянский стол, который увидела на обложке интерьерного журнала. Исходя из эстетических соображений, стол не застилали скатертью, не накрывали защитным стеклом, но и по назначению он не служил, потому что любая крошка оставляла на нем царапины. Раньше я и сам был приверженцем идеально выверенных интерьеров, но с опытом понял, что музейная обстановка не имеет ничего общего с уютным домом. Интерьер должен быть живым и только вашим. А атмосферу счастливой семьи не купишь ни за какие деньги».
А вот как комментирует ситуацию кандидат психологических наук Валерий Гут.
«Телефон — первая вещь, которую мы берем в руки, проснувшись. Листаем ленту социальных сетей, пока завтракаем, едем на работу, в перерывах — каждую свободную минуту. Средний показатель экранного времени по миру — пять часов, а для 26% всего населения планеты он доходит до семи часов в сутки. Половина приходится на соцсети.
В виртуальном мире мы видим «идеальную» картинку: роскошные, стильные дома и квартиры, стройные спортивные фигуры блогеров, счастливые семьи. Все это рафинировано и лишено недостатков. Мы понимаем, что контент популярных блогеров чаще всего следует написанному сценарию, но бессознательно все равно стремимся к такой жизни.
Этот феномен объясняют зеркальные нейроны. В 1966 году в ходе опытов над макаками итальянский ученый Джакомо Риццолатти обнаружил, что определенные клетки мозга обезьян «включались» не только когда они сами выполняли действия, но и когда эти же действия выполнял экспериментатор. Зеркальные нейроны есть и у человека. Маленькие дети учатся ходить, есть, одеваться, глядя на то, как это делают взрослые. На этом строится стремление человека к имитации действий других. Получается как в песне: «Посмотри на меня — делай как я».
Механизм работает не только в отношении мышечной активности. Мы способны «отражать» чужие чувства и эмоции. Наша самостоятельность ограничивается, и мы подчиняемся мощным социальным импульсам. На этом и строится стремление человека к имитации действий других. Если чаще всего мы наблюдаем за картинкой идеальной жизни, то стремимся повторить модель поведения того, кто живет этой жизнью.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/136/136614bc95089763fc679c540809f323_cropped_510x680.webp)
Но для чего мы хотим построить жизнь, которой все будут завидовать? Приведет ли это к счастью или принесет дополнительный стресс? Стоит ответить себе на вопрос: «Живу я собственной жизнью или гонюсь за чужой?» Все-таки быть собой — это чувствовать глобальное удовлетворение от своих действий, уверенность, что все в жизни идет так, как должно. Это не говорит об отсутствии трудностей, но возникающие проблемы и неудачи в таком случае не лишают уверенности в себе. Сфокусироваться на собственной жизни поможет постановка собственных целей в жизни, определение ценностей, которые являются истинными, а не навязанными извне, и цифровой детокс.
Вот несколько рекомендаций, как его проводить.
- Объявить самому себе челлендж и 24 часа не проверять аккаунты в соцсетях, не включать телевизор, не слушать радио. Это стоит делать каждый месяц.
- Отключить все уведомления, оповещения. Так можно избавиться от постоянного триггера, который заставляет автоматически кликать на нужные иконки, отвлекая от важных дел.
- Наполняться впечатлениями в реальной, а не в виртуальной жизни: знакомиться с людьми, путешествовать, осваивать новые хобби, пробовать интересные блюда. Фокусироваться лучше на том, что нравится нам самим.
Время, расходуемое на пролистывание ленты соцсетей, лучше потратить на более полезные вещи: спорт, изучение иностранного языка, обучение, движение к своей цели.