«Бэтмен» (1966)

Сизар Ромеро в фильме «Бэтмен», 1966

Впервые на большом киноэкране Джокер появился в 1966 году в фильме «Бэтмен» режиссера Лесли Х. Мартинсона, его сыграл Сесар Ромеро, как и в сериале, который начал выходить немногим ранее. Фильм сделали близким к оригинальным комиксам, в том числе в плане внешнего вида персонажей: Джокер носил фиолетовый костюм, зеленую рубашку, черный бант из атласной ленты вместо галстука. Художник по костюмам Пэт Барто, впрочем, несколько отошел от мрачного настроя исходного повествования и сделал образ более комедийным: его Джокер скорее хулиган, нежели суперзлодей, и его наряд избыточно-яркий, отчасти клоунский. Это было в том числе необходимо, чтобы лучше передать цвета на пленке шестидесятых годов, но еще и для привлечения к фильму более широкой аудитории.

«Бэтмен» (1989)

Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989

Более двадцати лет спустя выходит новый «Бэтмен», снятый Тимом Бертоном, и Джокер в нем наконец получает собственное имя — Джек Напье, характер, элементы биографии. Герой, которого играет Джек Николсон, становится куда менее второстепенным, и это отражается на внешнем виде. В этой версии повествования Джокер — бывший гангстер, получивший свой необычный облик вследствие падения в чан с кислотой. И Джек Николсон самостоятельно подбирал гримера, который воспроизводил на его лице жутковатую гримасу, — это был Ник Дадмен (именно он приложил руку к созданию куклы мастера Йоды для оригинальной трилогии «Звездных войн», а впоследствии стал известен благодаря работе над всеми фильмами о Гарри Поттере).

Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989

В тандеме с Николсоном работал и костюмер Боб Рингвуд (помимо нового дизайна костюмов Бэтмена, он знаменит, например, работой над «Дюной» Дэвида Линча). Рингвуд создал для жестокого и мрачного Джокера соответствующий наряд — похожий по крою на версию из комиксов и «Бэтмена» 1966 года, но более темный. Фиолетовый пиджак, сине-зеленая жилетка и атласный бант, оранжевая шелковая рубашка — в этом есть щегольство, насмешка, но в основном — угроза. По мере развития сюжета сочетания цветов становились все более яркими и немыслимыми, чтобы отразить постепенное погружение персонажа в безумие. Благодаря совместным усилиям гримера, костюмера и великолепной актерской игре Николсона именно образ Джокера 1989 года стал культовым, и на него впоследствии ориентировался Хит Леджер.

«Темный рыцарь» (2008)

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008

Роль Джокера в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана принесла Хиту Леджеру посмертный «Оскар», и это было действительно впечатляющее воплощение персонажа. Нолан и Леджер сошлись в том, что их Джокер будет отличаться от предыдущих: без имени и биографии, без логичных мотиваций — воплощение чистого безумия и хаоса. Для создания такого образа Леджер несколько недель экспериментировал с поиском голоса и вел зловещий «дневник Джокера», где кадры из «Заводного апельсина» перемежались фотографиями гиен и списками того, что вдохновляет безумного гения (в числе прочего — противопехотные мины, таблица Менделеева и погибшие в ДТП домашние животные).

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008

В результате Джокер действительно получился уникальным: с небрежно растекшимся гримом (после нанесения его поливали водой, после чего Леджер специально тряс головой, чтобы добиться хаотичного эффекта), с осанкой с плечами вперед, как у гиены, спутанной гривой зеленых волос, в запачканном темно-фиолетовом пальто. Художница по костюмам Линди Хемминг перевела театрально-яркие наряды из комиксов на язык реальности — у нее костюм Джокера, пусть и остается в привычной фиолетовой гамме, не такой цветастый, как в предыдущих версиях: «Я сделала это намеренно. Мне нравится Джокер в фильме Бертона, но я видела персонажа иначе. Джокер — средневековый герой, конферансье для судов и толпы. Я хотела сделать Джокера современным эквивалентом — рок-звездой вроде Пита Доэрти, Игги Попа, Кита Ричардса или Джонни Деппа. Кем-то харизматичным, кто может привлекать и удерживать внимание аудитории».

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008

Интересный факт: самым сложным в создании костюмов был дизайн клоунских масок для Джокера и его подельников. Дело в том, что профессиональные клоуны во всем мире имеют каждый свой собственный уникальный макияж и существует несколько международных реестров с клоунскими лицами — для регистрации там их рисуют на яйцах. То есть использование уже существующего дизайна клоунской раскраски будет нарушением авторских прав. Хемминг и ее команда долго и кропотливо изучали эти реестры, чтобы создать совершенно новые маски.

«Отряд самоубийц» (2016)

Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016

Не Бэтменом единым. Идея, что злодеям нужен отдельный сюжет, не новая, но логичная, и «Расширенная вселенная DC» такую возможность как раз дала. «Отряд самоубийц» — третий фильм в серии, лихой и бодрый — критикам не понравился, хотя и получил «Оскар» за грим и прически. Специфика супергеройского (или суперзлодейского) боевика со многими действующими лицами предполагала яркие и запоминающиеся образы для каждого без глубокого погружения в характеры. Джокера тут сыграл Джаред Лето, и, хотя персонажу отведено до обидного мало экранного времени, впечатление он успевает произвести.

Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016

В отличие от комиксов и предыдущих экранизаций, гардероб Джокера тут более разнообразный. Белые полурасстегнутые рубашки, брюки с лампасами, эффектный фиолетовый плащ из крокодиловой кожи, многочисленные украшения и покрытый татуировками торс создают образ веселого и злого безумного гангстера. Художница по костюмам Кейт Хоули искала вдохновение в образах наркобаронов и глав мафиозных картелей и даже пыталась купить на аукционах оригинальные украшения, принадлежавшие преступным боссам. Увы, у нее не вышло, но соответствующий образ все равно сложился: «У него около пяти костюмов. У него даже есть золотые трусы-боксеры с американским флагом! Ослепительный парень».

«Джокер» (2019)

Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019

И вот, наконец, Джокер становится главным героем собственной повести, а Хоакин Феникс, блестяще исполнивший главную роль, получает за нее все мыслимые кинонаграды, включая «Оскар». Фильм рассказывает предысторию суперзлодея, тот путь, который ведет грустного неудачника Артура Флека к «королю улыбок», и действо разворачивается в восьмидесятые. Соответственно, перед художником по костюмам Марком Бриджесом (на его счету уже два «Оскара», но за «Джокера» статуэтку он так и не получил, хоть и был номинирован) стояла многогранная задача: создать костюм, соответствующий времени, и при этом показывающий сложную внутреннюю трансформацию.

Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019

«Мне нужно было проанализировать характер Артура. Где он берет одежду? Важно ли ему, как он выглядит? Оденется ли он как маленький мальчик? Поскольку он живет с мамой, в его одежде должно быть что-то неловкое и подростковое. Скорее всего, он носит свои свитеры и рубашки годами и для стирки кладет их в общую кучу с одеждой матери — это все влияет на внешний вид вещей», — рассказал Бриджес. Он специально придавал вещам в кадре вид, как будто их небрежно бросали в стиральную машинку. Одежда героя менялась по мере того, как Артур Флек становился Джокером: «Мы делали небольшие движения в сторону более темных цветов в его гардеробе, чтобы повторить то, что происходит с ним эмоционально».

Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019

Что же до главного образа — яркого костюма злодея Джокера, — то для художника было важно, чтобы он получился одновременно похожим на канонический образ персонажа комиксов и на привычную одежду Флека, которую тот носил ранее. Бриджес вдохновился самым первым Джокером из кино в исполнении Сесара Ромеро, а также образом преступника Бернарда Гетца (он убил четырех человек в нью-йоркском метро в 1984 году, и к этому событию также отсылает сюжет «Джокера») и создал яркий наряд, отличный по цветам от привычного по комиксам, но передающий то же настроение. Ждем не менее впечатляющую работу над костюмами и в сиквеле картины.