Культовые кроссовки, выпуск 12: история Vans Authentic — любимой модели скейтбордистов
![Культовые кроссовки, выпуск 12: история Vans Authentic — любимой модели скейтбордистов Культовые кроссовки, выпуск 12: история Vans Authentic — любимой модели скейтбордистов](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/da6/da63af60e25a4227673809e41d380817_ce_2000x1333x0x328_cropped_510x340.webp)
В новом выпуске истории легендарных моделей кроссовок поговорим о Vans Authentic. Их дизайн можно назвать самым незамысловатым — проще лишь обмотанные вокруг ног полиэтиленовые пакеты (кстати, этот лайфхак стоит взять на заметку, если вообще все бренды с рынка уйдут). Десятилетия сменяют друг друга, технологии усложняются, но легкие кеды остаются незаменимыми друзьями миллионов. Цифры это подтверждают: с 2008 по 2016 год бренд нарастил оборот втрое — с $750 млн до $2,3 млрд. Возможно, дело в тренде на беспечность (это когда вы одеваетесь так, словно надели первое, что увидели в шкафу, и не думали над образом дольше минуты). А возможно, всему виной популярность Vans у tumblr girls (ностальгически вздохнули по эстетике 2010-х).
![Стив Ван Дорен, сын основателя Vans, Пола Ван Дорена Стив Ван Дорен, сын основателя Vans, Пола Ван Дорена](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/68d/68dc43219946039fe98463d2a84b0175_cropped_510x660.webp)
Парадокс Vans Authentic в том, что столь базовую модель придумал потомственный обувщик, хоть и всего во втором поколении. В мир ткани, каучука и обувного клея Пола Ван Дорена привела мама, расстроенная успехами сына в среднем образовании. Кто-то пишет, что из школы его исключили, другие — что он ушел сам. Как бы то ни было, книгам он предпочитал скачки на лошадях и с 14 лет участвовал в них в роли жокея. Любовь юноши к конному спорту сочеталась с предпринимательской жилкой: он призывал ставить на себя доллар ($17 на сегодняшний день), и люди ставили, — за это он приобрел прозвище Хваткий Голландец. Миссис Ван Дорен трудилась швеей на фабрике Randolph Rubber Company (Randy’s) — в будущем предприятие станет третьим по величине производителем спортивной обуви в США. К швейной машинке ее сыну предстоял долгий путь, а пока, в 1945 году, 15-летнего Пола устроили на бостонскую фабрику уборщиком.
![Николас Смит, «Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом» Николас Смит, «Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом»](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/c38/c38365fe4cfb0bfe5d2a26c6520ec8ef_cropped_510x770.webp)
В книге «Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом» Николас Смит описывает появление первой скейтбордической обуви: «В 1965 году компания Randolph Rubber Company, базирующаяся в Массачусетсе, придумала кроссовки специально для скейтбордистов». К этому времени Ван Дорен дослужился до вице-президента Randy’s (да, рабочим он тоже успел побыть). Вместе с братом Джимом и другом Гордоном Ли у них получилось превратить убыточный филиал — фабрику в Гордонвейле, ежемесячно терявшую $1 млн, — в предприятие, которое превзошло по эффективности основное, в Бостоне. На это ушло всего восемь месяцев.
Окрыленный успехом Пол приступил к созданию собственной фирмы (благо к тому моменту и опыта, и идей у предпринимателя было хоть отбавляй). Практика показала, что львиная доля прибыли уходила ретейлерам, a Randy’s, хоть и производили огромные тиражи, получали скромный доход с каждой пары. Он понимал: чтобы увеличить прибыль, нужно продавать обувь напрямую покупателю.
![Завод Vans 1966 Завод Vans 1966](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/6b5/6b54b5e4787517170436e32996a70128_cropped_510x626.webp)
С престижной должности Ван Дорен уволился, прихватив с собой брата, способного инженера, и Гордона Ли, отвечавшего за производственную часть. К ним присоединился бельгиец Серж Д’Элиа, который поставлял верхние части кроссовок из Японии в США. Этот квартет и образовал в 1965 году Van Doren Rubber Company, которую мы сегодня знаем как Vans. Но ни опыт, ни талантливая команда не защитили новорожденный бизнес от проблем: открытие магазина в калифорнийском городе Анахайм многократно переносилось. Даже когда 16 марта 1966 года в пространство зашли первые покупатели, на руках у обувных «магнатов» было всего несколько демонстрационных образцов первой модели.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/6cb/6cb26845cbd2403a660315b2e88bb938_cropped_510x383.webp)
Ей даже не успели дать название: силуэт значился под номером 44. Поначалу пара не имела отношения к скейтбордингу: это были палубные туфли с холщовым верхом и подошвой из вулканизированной резины. По технологии вулканизации в резину добавляют серу, а потом нагревают, чтобы сделать ее износостойкой. Это изобретение родом из XIX века уже долгие годы применяли три фирмы: Randy's, Keds и Converse (о них можно почитать в девятом выпуске цикла). «Ван Дорены» должны были превзойти конкурентов.
Как они собирались это сделать? Очень просто — создать качественный продукт за меньшие деньги. Подошва кедов «распухла» почти в два раза по сравнению с конкурентами (помните высказывание Бориса Бритвы: «Вес — это надежность»?). Для лучшего сцепления подметку оснастили «вафельными сотами». Этот узор станет визитной карточкой марки, но не стоит путать его с тем, что получилось у Билла Бауэрмана из Nike — он с помощью домашней вафельницы получил шипастую подошву. Шили кеды на старых (даже для того времени) станках вручную из очень плотного холста с использованием нейлоновых нитей. Ван Дорен — старший сравнивал свое детище с танком «Шерман», грозной боевой машиной, способной пережить многое.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/0b9/0b9e796860322cb006513ab56762949e_cropped_510x333.webp)
Бизнес-стратегия Ван Дорена «без посредников» позволила поставить гуманный ценник: от $2,49 за женскую версию до $4,49 за мужскую. Для сравнения: за первую специализированную модель Randy 720 скейтбордистам предлагали выложить $14,95, а ведь на первый взгляд кеды — почти близнецы. Но в защиту конкурента скажем, что их верх был замшевым (а за долговечность кроссовок, уж позвольте, придется доплатить из кармана лишних $10).
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/13e/13ed3a5df400961c701916fdcaa0bb17_cropped_490x659.webp)
Но вернемся в 16 марта 1966 года. В день открытия магазина в Анахайме перед покупателями предстали пустые полки. Первым клиентам пришлось сделать заказ и вернуться за ним на следующий день. Предпринимательский талант Ван Дорена заключался и в том, что небольшие масштабы производства он смог обратить в конкурентное преимущество. В интервью Sneaker Freaker сын Ван Дорена Стив рассказал, что поначалу палитра была небогатой. По легенде (слишком жизненной, чтобы быть выдумкой), однажды в магазин зашла клиентка, которая пожелала пару ярких оттенков — ярче, чем предлагала Van Doren Rubber Company. Владелец бизнеса посетовал, что он не может держать на складе ткани нескольких оттенков, мол, покупайте собственную и возвращайтесь, все сделаем в лучшем виде. Так началась глава истории Vans с кастомизацией. И получить эксклюзивные кроссовки хотели многие — от чирлидерш до учеников католических школ. Что было на руку компании: Vans боролись за каждого клиента.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/036/036b404ab0ed3911ff6b42d6a072da5e_cropped_510x317.webp)
Поначалу экономить приходилось на всем, кроме качества самих кроссовок, конечно. Поэтому даже рекламные листовки раздавали дети Ван Дорена (благо их было пятеро) после школы. Над оформлением магазинов тоже старались они — расписывали стены и витрины. А раздавать и рисовать приходилось много: за полтора года работы открыли 50 магазинов, то есть примерно по одному пространству в десять дней. Больше половины из них не были прибыльными, но Пол собирался играть на эффекте масштаба: чем больше партия, тем дешевле отдельная пара.
У «Ван Доренов» не было цели сделать популярную в субкультурных кругах обувь, но история распорядилась по-своему. К началу 1970-х бренд привлек внимание панков, серферов и скейтеров (именно тогда эта субкультура обрела популярность). Такие мэтры скейтбординга, как члены группы Z-Boys Тони Альва и Стейси Перальта, распробовали долговечные Vans. Забавный факт: отъявленные скейтбордисты очень быстро снашивали левый кед, так как от земли отталкивались левой ногой. Приходя в магазин Ван Дорена, они просили продать им половину пары — и им никогда не отказывали. Так родилась первая двухцветная пара, #95, которая сегодня известна как Era (а еще это стало яркой иллюстрацией приема mismatched, когда левый и правый кед различаются по цвету).
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/99c/99c24168723d42eed6c829587448882b_cropped_510x340.webp)
После того как контакт с «Ван Доренами» был налажен, спортсмены попросили улучшить #44 и даже подсказали, как именно. Так родилась линейка Off The Wall. Сегодня это словосочетание — слоган бренда. Калифорнийские экшен-спортсмены в то время учились исполнять трюки в бассейнах со слитой водой, фактически спрыгивая «со стены». Фраза приобрела статус устойчивого выражения и означает «сумасшедший», «чудной».
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/747/747b86b056094799f7d7d29a8e95bbac_cropped_510x481.webp)
Перальта подписал контракт с Vans в 1976-м. За ним последовал Альва, получивший титул чемпиона среди профи в 1977-м, и тогда же у новообразованной команды появился менеджер. Сумма первого контракта сейчас выглядит смешно — $300 (чуть менее $1500 на сегодняшний курс). Однако в тех обстоятельствах деньги были немаленькие, тем более что единственным требованием было носить обувь, которую предоставлял Vans. С этого момента бренд начал активно выпускать скейтбордические модели, чуть ли не ежегодно рождая следующие легенды: упомянутую Era, Old Skool, Sk8-Hi и другие. На Old Skool появится фирменная полоска Jazz Stripe, к движению присоединятся велосипедисты, а Vans попытается тягаться с конкурентами в баскетболе, но это уже совсем другие истории, и расскажем мы их в следующий раз.
С Vans Authentic связана как минимум одна примечательная история в контексте хип-хопа. Рэпер Lil B, ставший мемом (это он придумал cooking dance, выпустил микстейп на 855 треков и носит звание отца SoundCloud-рэпа), пообещал, что не купит новую обувь, пока не заработает $1 млн. В течение шести лет артист носил одну и ту же пару кедов. И заветный $1 млн он всё же заработал.
В числе поклонников Vans рэперов не так много (все-таки джинсы скинни, идущие в паре к этим кроссовкам, не очень сочетаются с жанром рэпа), но тут главное не количество, а качество. К скинни претензии следующие: они жмут, да и пачки наличных выпирают. Но за деньги, как известно, да.
Lil Wayne в треках Bill Gates и Up Up and Away упоминал подобный дресс-код, а Tyler, The Creator отмечал его как элемент своей повседневной униформы. Преданный анафеме Канье Уэст появлялся на публике в Authentic, да и A$AP Rocky регулярно выходит так на светские рауты, правда, в модели Old Skool.
В 2001 году Authentic появились в документальном фильме Стейси Перальты Dogtown and Z-Boys, съемки которого поддержал Vans. Сложно придумать лучшую рекламу, чем кадры молодых ребят, скользящих параллельно земле, буквально в нескольких сантиметрах от грубого асфальта.
Список коллабораций, а точнее, коллабораторов, приложивших руку к Authentic, крайне разнообразный. В одной паре, например, сошлись Comme des Garçons Shirt и Supreme — результатом стала «рубашка» для ваших ног. CDG создали и логоманскую черно-белую пару. Монарх стиля херитейдж Найджел Кейборн перенес эстетику формы американского военно-морского флота, и сделал это крайне удачно. Внезапный привет из года, который никто и никогда не вернет: полностью красная версия от Марка Джейкобса. Любопытный «гладкий» вариант, выполненный одной деталью верха, представили NOAH. А пестрых вариаций от Kenzo вообще не счесть — гугл не даст соврать. Напоследок поделимся еще одним тройным сотрудничеством — милыми кедами от Carhartt WIP и дуэта граффити-художников и дизайнеров Perks and Mini.
С первых дней и как минимум до 2011 года #44 оставалась самой продаваемой моделью, со слов Стива Ван Дорена. Все-таки Vans — бренд, который аудитория ценит прежде всего за вклад в культуру, а на каждый день выбирает обувь других, более популярных брендов. В Vans это понимают и обращаются к дерзким нонконформистам: спонсируют концерты, туры, фестивали, соревнования, DIY-конкурсы и документальные короткометражки. С течением времени аудитория полюбила более продвинутые силуэты марки, но Authentic остается символом и памятником бренду Vans.