Как создавались эльфийские образы в трилогии «Властелин колец»

2 сентября 1973 года, то есть ровно 50 лет назад, ушел из жизни Джон Рональд Руэл Толкин. Профессор, как его ласково называют поклонники, подарил нам огромный волшебный мир, а Питер Джексон так его визуализировал, что героев «Властелина колец» уже невозможно представить в отрыве от кино. Вселенная Толкина кажется проработанной до мелочей, но удивительно то, что внешнему виду персонажей в книге уделено не так уж много внимания и их образы в фильмах — ноу-хау съемочной команды. Рассказываем, как работали над самой сложной составляющей — фантазийным эльфийским гардеробом.
Как создавались эльфийские образы в трилогии «Властелин колец»
New Line Cinema

Описывая Средиземье в своих книгах, Толкин живописно рассказывал о пейзажах (и даже рисовал их сам), а вот нарядам героев уделял считаные слова. Да, они всегда были довольно метко подобраны и рождали в голове читающего цельный образ — только у каждого свой. Какой балахон был у Гендальфа и какими предстали перед хоббитами величественные эльфы — все это автор оставил на откуп нашей фантазии. «Я не знаю деталей одежды. Я представляю себе с большой четкостью и во всех подробностях пейзажи и природные объекты, но не артефакты», — отвечал Толкин на одно из писем читателей. Поэтому у режиссера Питера Джексона и его команды была вдвойне сложная задача: передать дух книг, но сам костюмный визуал придумать заново.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джексону удалось заручиться поддержкой знаменитого иллюстратора Алана Ли, который много работал над «Властелином колец», — он придумал для персонажей концепт-арты, передающие общую эстетику саги. Но о деталях речи не шло, и тут уже дизайнерам по костюмам Найле Диксон и Ричарду Тейлору пришлось отдуваться самостоятельно.

Выставка костюмов из «Властелина колец», 2002
Выставка костюмов из «Властелина колец», 2002
GettyImages

Новозеландская художница Найла Диксон известна по работе над костюмами в сериалах «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов». С Питером Джексоном она уже сотрудничала при работе над триллером «Небесные создания». Именно она занялась разработкой лекал для нарядов. Ее напарник Ричард Тейлор, специалист по миниатюрам, визуальным эффектам и гриму, больше следил за цельностью образов, а его компания Weta Workshop изготавливала реквизит — в частности, доспехи, оружие, многочисленные накладные ноги для хоббитов и уши для эльфов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Съемки «Властелина колец»
Съемки «Властелина колец»
New Line Cinema
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа предстояла колоссальная. Под нужды команды Диксон оборудовали целый цех, на нее работало 40 швей, сапожников и специалистов по аксессуарам. За несколько месяцев они изготовили более 19 тыс костюмов. На одного только Фродо сшили 40 костюмов: десять для Элайджи Вуда, столько же — для его основного дублера и для дублера меньшего роста, а еще десяток — для дублера-каскадера (почти у каждого персонажа было по три дублера, чтобы снимать сцены с очевидной разницей в росте и трюки). Ткани закупали в разных странах, иногда и вовсе заказывали на eBay. Чтобы придать им более естественный вид, их состаривали наждачной бумагой, терли камнями, дополнительно окрашивали.

Съемки «Властелина колец»
Съемки «Властелина колец»
New Line Cinema
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самой сложной задачей были эльфийские гардеробы — самые атмосферные и самые плохо прописанные в исходной повести. Найла Диксон изучила живопись ар-нуво, как самого романтичного и фантазийного визуального течения, и совместила это с отсылками к средневековым миниатюрам (к ним же, описывая традиционную одежду народов Средиземья, в своих лекциях отсылал и сам Толкин). Чтобы эльфы казались визуально выше, их платья и плащи сделали ниспадающими и струящимися, с широкими рукавами, из парчи, бархата, индийского шелка, с вышивкой бисером и металлизированными нитями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Арвен в сцене, не вошедшей в фильм
Арвен в сцене, не вошедшей в фильм
New Line Cinema

Реквизит тоже требовал много усилий. Например, эльфийские кольчуги плели из нарезанных на колечки пластиковых шлангов. На изготовление каждой уходило три дня, по несколько тысяч колец, всего для обмундирования эльфийских воинов потребовалось 12,5 млн колец. Но, возможно, самым сложным было найти нужное количество волос на парики для эльфов, ведь почти все они должны были предстать в кадре с длинными светлыми волосами. Материал для париков заказывали по всему миру, но больше всего эльфийских волос приехало — сюрприз — из России.

Поскольку во «Властелине колец» две разные группы эльфов — из Ривенделла и Лотлориена, — разделить их решили по цветовой гамме: первые носят более цветные наряды природных оттенков, вторые — светлые одежды. Особняком стоял гардероб Арвен, как одной из ключевых героинь саги. Поскольку она появлялась во многих разных сценах, то для нее сшили 18 разных костюмов, но не все в итоге появились на экране — часть сцен не вошла даже в режиссерскую версию трилогии. Исполнительница роли Арвен Лив Тайлер рассказывала, что ее любимое платье даже не видно в фильме, потому что сцены сняты крупным планом: это наряд из темно-красного бархата, который Найла Диксон лично привезла из Парижа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскизы костюмов Арвен
Эскизы костюмов Арвен
Соцсети
Эскизы костюмов Арвен
Эскизы костюмов Арвен
Соцсети

Сама же Диксон больше всего любит зеленое платье, в котором Арвен присутствует на коронации Арагорна: «Питер просил, чтобы коронационное платье было зеленым, символизирующим новое начало. Поиски идеального цвета были долгими — он должен был подходить Лив, не быть слишком ярким или слишком темным. Платье сшито из бархата, а воротник и рукава декорированы шелком, который вышивали серебром, красили, потом снова вышивали. Нижние рукава — из шелкового муслина, окрашенного вручную в бледно-лимонный цвет».

Отдельного внимания заслуживает корона Арвен — переплетение плавных линий в духе картин Альфонса Мухи, мотивов крыльев бабочек и ниспадающих жемчужных нитей. «У меня было четкое представление о короне: она должна была создавать ощущение витража, и бусины должны были спадать в три ряда вокруг эльфийских ушей и подчеркивать их. Жасмин Уотсон, наш ювелир, потратила три недели на создание этой короны», — рассказывала Диксон.

New Line Cinema
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ювелир Жасмин Уотсон ранее работала вместе с Найлой Диксон и Ричардом Тейлором, поэтому они и позвали ее в свою команду, хотя Уотсон и так собиралась отправить свое резюме Джексону. Она вместе с помощниками разработала и изготовила около 80 украшений для фильмов, в том числе подвеску «Вечерняя звезда», диадему Галадриэль и броши-листья, которыми эльфы застегивали плащи хоббитов. Чтобы эльфийское серебро выглядело более белым, украшения специально обрабатывали кислотой. Единственное украшение в фильме, к которому не приложила руку Уотсон, — это Кольцо Всевластия, его создал датский ювелир и ее учитель Йенс Хойер Хансен.

Галадриэль
Галадриэль
New Line Cinema

Костюмам Галадриэль повезло еще меньше, чем платьям Арвен: легкие серебристо-белые наряды с ручной вышивкой едва удается разглядеть на экране, хотя на них ушли долгие часы труда. К счастью, после премьеры «Властелина колец» наряды можно было рассмотреть во всех деталях на выставках. А еще в качестве сувениров для фанатов выпустили специальные карточки с маленькими кусочками тканей, из которых шили костюмы — идеально для косплееров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Карточка для коллекционеров с фрагментом ткани
Карточка для коллекционеров с фрагментом ткани
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За свою работу над костюмами в трех частях «Властелина колец» Найла Диксон и Ричард Тейлор получили всего один «Оскар» (хотя Тейлору достались еще две статуэтки за лучший грим и одна за визуальные эффекты) — за заключительную часть, «Возвращение короля», в 2004 году. Но главная их заслуга все же в том, что теперь каждый, кто пытается представить образ эльфов, так или иначе опирается на «Властелина колец» и за вдохновением обращается именно к разработкам Диксон и Тейлора.

Найла Диксон и Ричард Тейлор на церемонии «Оскар», 2004
Найла Диксон и Ричард Тейлор на церемонии «Оскар», 2004
J. Vespa/WireImage