Когда Спайк Ли несколько месяцев назад получал Гран-При Каннского кинофестиваля за «Черного клановца», он торжествовал. Почти 30 лет назад на киносмотре 1989 года его фильм «Делай как надо» проиграл психологической драме молодого Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». В жюри тогда председательствовал молодой Вим Вендерс. Его Ли счел причиной своего поражения. Он тоже был молод (в мае 1989 Спайку было всего 32) и горяч — грозил Виму встретить его в темном переулке с бейсбольной битой. Обошлось без расправы, но обида осталась. Зато теперь мы имеем «Черного клановца» — экранизацию реальной истории Рона Сталлворта, первого в истории темнокожего сотрудника отделения полиции Колорадо-Спрингс, который внедрился в местное отделение Ку Клукс Клана и вел там подрывную деятельность. Фильм по праву называют одним из главных кинособытий года.

Как видите, Спайк по‑прежнему готов кого угодно порвать за свои идеалы: он снимал «Клановца» как ответ правлению Трампа, который не раз демонстрировал свои расистские взгляды и который, по словам режиссера, «заботится только о миллиардерах, а на обычных людей, на бедных людей ему плевать». Так, посредством искусства, он спорит с действующей администрацией.

Чтобы быть услышанным, он много работает: Ли встает рано, около пяти утра, может трудиться 6 и даже 7 дней в неделю. Он постоянно совершенствует свое искусство, оттачивает мастерство, как это делали его друзья и кумиры Принс, Майкл Джексон, Мохаммед Али — по словам Спайка, это его жизненное кредо. Такое же неизменное, как и его стиль — эксцентричный, местами странный, очень самобытный и узнаваемый. Рассказываем, что носит режиссер.

Оранжевый цвет

Спайк — фанат баскетбола и команды «Нью-Йорк Никс» (судя по его поведению, самый преданный из всех). Он не пропускает ни одного матча, всегда сидит в первом ряду, периодически выскакивает на поле, раздает игрокам наставления, а они их покорно принимают к сведению. Оранжевый (цвет эмблемы «Никс») — его самый любимый цвет.

Когда Спайк на трибуне, на нем, как правило, есть что-то оранжевое (и это не всегда командный мерч), но не только там. В его гардеробе огромное количество оранжевых вещей — от носков и кроссовок до курток, костюмов и шляп. Например, в день нью-йоркской премьеры фильма «Чирак» (2015) «Никс» не играли, а Спайк был в оранжевой ветровке и с оранжевыми шнурками в ботинках. Кстати, модную нынче techwear-одежду режиссер носил уже тогда.

Очки

У Спайка плохое зрение, и очки он носит с молодости, не снимая. Ли предпочитает закругленные оправы, иногда выбирает классическую форму Mayfaier. Очков у него великое множество — цветные, однотонные, в роговой оправе, с обычными стеклами и с тонированными. Спайк постоянно меняет их в зависимости от того, подбирая под одежду: раз уж зрение подводит, нужно использовать все возможности вынужденного аксессуара.

Классные кроссовки

Спайк Ли был сникерхедом еще в 1980-е (а может, и раньше). В 1990-е он снял серию телевизионных рекламных роликов для Nike Jordan с Майклом Джорданом и самим собой — они сделали Спайка по‑настоящему знаменитым и узнаваемым. Не удивительно, что Спайк носит исключительно Nike, любит кастомизированные пары и мимо хайповых моделей не проходит, а не так давно (в рамках промо-тура «Черного клановца») пристрастился к «разнопаркам» — один кроссовок красный, второй синий или белый и черный, как на каннской премьере. Протест против неравенства.

Мерч собственных фильмов

Спайк продвигает свое кино (а значит, и свои идеи) так же, как это делают политики во время предвыборной кампании. Во‑первых, он выпускает специальный мерч (а часть остальных его вещей превращается в мерч, посредством шевронов). Так произошло с этой джинсовкой — справа эмблема «Черного клановца», слева буква X, очевидно, отсылающая к «Малкольму Икс». На кепке — тоже символика «Клановца».

Бархатные костюмы

Ли редко надевает костюмы, но если уж делает это, то обязательно выбирает что-то роскошное: в ход идут парча, шитье, атлас и бархат. Последний встречается чаще всего. Премия «Оскар» — чем не повод надеть бархатный костюм с «обломовским» халатом вместо смокинга и шляпу? При этом на ногах у Спайка не лаковые туфли, а кроссовки, а над галстуком видны его любимые бусы. Кто еще мог так прийти на красную дорожку? Никто. Это и называется «стиль».

Головные уборы

С ними Ли, как и с очками, не расстается. Шляпа, кепка, фуражка, восьмиклинка, берет, шапка-бини, что угодно — неотъемлемая часть не просто образа, а самого Спайка. Вот зимний вариант — ярко-синяя ушанка в тон очкам (или очки в тон ушанке).

Стритвир с незапамятных времен

Как уже было сказано, Спайк себе не изменяет. Сейчас он одевается ровно так же, как одевался на съемках фильма «Делай как надо» в конце 1980-х: толстовки, треники, кепки и шапки с шевронами, кроссовки, рюкзаки и поясные сумки. Кто-то скажет, что негоже уважаемому режиссеру в свои «за 60» носить то же, что подростки-хайпбисты. Но Спайк Ли есть Спайк Ли: его стиль — часть его личности. Оденься так Стивен Содерберг, все бы удивились, а Спайк в этих пуховиках и хайповых кроссовках более чем органичен.