На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы
Вторая половина XIX века: дебаты о «рациональном костюме»
О том, когда именно появился велосипед, есть множество разных мнений — похоже, поначалу велосипед изобретали не один раз. Но важнее то, что к середине XIX века он распространился достаточно широко, чтобы любители катаний задумались о специальной одежде для велосипедных прогулок. Поначалу велосипед был увлечением эксцентричных аристократов, и катались на нем в соответствующей социальному положению повседневной одежде. Но становилось очевидно, что наряды того времени мало подходили для колесных новшеств.
Технические характеристики велосипедов улучшались, увеличивалась возможная скорость, и ездить в тесных сюртуках и шляпах-колетках (которые, конечно, норовили слететь) стало невозможно. К началу 1870-х годов начали разрабатываться специальные костюмы для езды на велосипеде — это были вещи более легкие и хорошо вентилируемые, не стесняющие движений, достаточно прочные, как правило, сидящие по фигуре куртки и бриджи, высокие гольфы, защищающие голени (иногда на щиколотки и икры делали даже специальные кожаные накладки. На голове велосипедисты носили кепи, на ногах — низкие ботинки, а на поясе — кушак, который одновременно предохранял внутренности от сотрясений (об амортизации в велосипедах XIX века говорить не приходится) и имел карманы для часов и мелочи.
Вот как о требованиях к костюму велосипедистов писал член правления Московского общества велосипедистов-любителей Юлий Блок в 1892 году: «...Имеется возможность рекомендовать вполне рациональную одежду благодаря опыту тысяч велосипедистов, которые исследовали этот вопрос за последние десять лет. Удовольствие и полезное влияние на здоровье вполне достигаются велосипедной ездой только при рациональном и подходящем костюме. Велосипедная езда обыкновенно сопровождается обильным выделением испарины. На основании этого необходимо при выборе костюма для езды соображаться с требованиями гигиены, что имеет весьма важное значение. Главная задача одежды состоит в том, что она должна защищать от простуды, т. е. предохранять тело от быстрого охлаждения, не затрудняя при этом движения членов. Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием воздуха, причем костюм должен быть практичен и удобен. Ввиду этих требований вся одежда, верхняя и нижняя, должна быть обязательно из чистой шерсти или фланели без всяких примесей».
От отсутствия специальной одежды для езды на велосипеде во второй половине XIX века особенно страдали женщины: длинные подолы платьев норовили зацепиться за движущиеся части велосипеда и привести к аварии. Тем не менее приличия были сильнее — вплоть до последних десятилетий XIX века велосипедистки громоздились на жесткое седло во всех слоях юбок и подъюбников.
К началу 1880-х годов недовольство женщин этим положением дошло до критической точки, и в обиход начал входить «дамский рациональный костюм»: вместо юбок женщины надевали шаровары длиной немного ниже колен, плотные чулки и легкие башмаки, сверху же полагался укороченный приталенный жакет. Несмотря на все доводы разума, общество с трудом принимало такой наряд, многие считали его вопиюще неприличным. Кстати, во многих городах России дамская езда на велосипеде была официально запрещена вплоть до последнего пятилетия XIX века — именно из-за наряда. Австрийская писательница Роза Майредер писала: «Велосипед сделал для эмансипации женщин куда больше, чем вся история женского движения». Поэтому во многом благодаря массовому увлечению катаниями общественность в городах привыкла к образу женщины в чем-то, кроме платья, и рациональный костюм постепенно стал нормой.
Начало XX века: первая спецформа
В 1896 году велоспорт включили в программу Олимпийских игр, а значит, спортсменам уже требовалась специальная форма для велогонок. Тогда появились велосипедные трико — их вязали из тонкой шерстяной пряжи, чтобы одежда максимально прилегала к телу и не парусила на большой скорости. Шерсть, как уже было сказано, имела ряд преимуществ: намокая, она все равно продолжала согревать и одинаково хорошо спасала и от переохлаждения на ветру, и он перегрева при интенсивной работе мышц.
Была только одна проблема: намокая, шерстяной трикотаж становился жестче и сильно натирал кожу в местах соприкосновений с поверхностями — страдала в первую очередь та часть тела, что оказывалась на велосипедном седле. Производители велосипедных трико остроумно решили эту проблему, снабдив шорты кожаными или замшевыми накладками на этом месте.
Середина XX века: кожа, шелк и лайкра
Правильный фасон — то есть плотно облегающая тело одежда — был найден, поэтому середина века в развитии велоформы была посвящена поиску идеального материала. Например, в тридцатых и сороковых годах производители велоодежды экспериментировали с оленьей кожей — она была тоньше и мягче овечьей, и из нее шили те самые седалищные накладки на велосипедные шорты. Они предотвращали трение ног спортсмена о сиденье, но проблему отведения влаги не очень решали, равно как и не помогали в амортизации.
В пятидесятых итальянский портной Армандо Кастелли, сын Маурицио Кастелли, основателя бренда Castelli (созданный в 1876 году, бренд существует по сей день и специализируется на одежде для велоспорта и триатлона), представил велосипедную форму из шелка. Этот материал был куда легче кожи и лучше «дышал», а еще его было легче окрашивать в яркие цвета и печатать на нем спонсорские логотипы — с ростом всеобщего интереса к велогонкам это оказалось как нельзя кстати.
Наконец, шестидесятые ознаменовались в текстильной промышленности созданием и взрывным развитием новой синтетики. В 1959 году компания DuPont (ей же принадлежат разработки в том числе нейлона и неопрена) выпустила на рынок новый материал — лайкру, которую тут же стали использовать для спортивной одежды — изначально лыжной и плавательной, а затем и велосипедной.
1980-е — современность: триумф новых материалов
Лайкра помогла спортсменам идеально посадить велосипедки на тело. Дело в том, что у любых шорт есть пояс — будь то вариант с застежкой или эластичная резинка, при позе сидя он так или иначе впивается в живот. Чтобы этого избежать, велосипедисты стали носить шорты с подтяжками. Лайкра позволила оптимизировать эти велосипедки — с начала 1980-х производители велоодежды стали выпускать цельные комбинезоны с эластичными бретелями. Замшевые седалища сменились вставками из технологичной японской микрофибры. В паховой области появились подушечки, которые вставлялись в костюм — они добавляли амортизации в зоне ягодиц и бедер.
Компания Castelli, которая в сороковых экспериментировала с окрашиванием шелковых костюмов, внедрила метод сублимационной печати — это позволило отказаться от аппликаций, ведь до этого большинство крупных логотипов нашивали на велосипедные футболки, а в деле высоких скоростей важна максимальная гладкость, каждый выпуклый шов играет роль.
Поразительно, но женский велоспорт оказался в олимпийской программе только в 1984-м — почти век спустя после мужского. Зато спортсменкам досталась уже передовая униформа, которая отличалась от мужской только анатомическими особенностями кроя. Сейчас эволюция велосипедной одежды идет по пути внедрения все более сложных технологичных материалов, но революции пока не предвидится.