Кроссовки дня: adidas Y-3 4D Runner Red

16 лет назад великий дизайнер Йоджи Ямамото заскучал и решил делать спортивную коллаборацию. Так родился один из первых проектов, объединивших авангардного дизайнера (и большого художника) и крупную спортивную компанию — бренд Y-3.

Более длинная версия этой истории такова: 16 лет назад великий дизайнер Йоджи Ямамото подустал от моды. Он решил, что «ушел слишком далеко от улиц» (так он сам говорит в интервью), это тупик, надо что-то делать. В поисках выхода Ямамото обратился к кроссовочной культуре — конечно, совершенно неслучайно.

В Японии это исторически важный феномен для местной молодежной моды и культуры одежды: в XX веке страна долго была главной производственной базой для крупных спортивных компаний (потом делать там обувь стало слишком дорого и производства перевели в другие страны Азии). Более того, именно в Японии раньше всех начали любить и собирать винтажные кроссовки — еще тогда, когда остальной мир, включая Америку, и помыслить о таком не мог (Екатерина писала об этом в своей книге «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви». — Правила жизни). Для местного рынка с его специфическими потребностями давно стали делать специальные коллекции. Именно поэтому сегодня многие популярные коллабораторы в индустрии спортивной моды — японцы, японские бренды или магазины.

Плюс, Ямамото привлек феномен деловых людей, носивших на улицах крупных мегаполисов кроссовки с костюмами.

Со слов дизайнера, дальше история развивалась так. Он сам позвонил в Nike, где ему сказали что-то вроде: «Спасибо, мистер Ямамото, но в моду мы не хотим, только спорт, только хардкор». На этом месте сегодня должен звучать громкий закадровый хохот, как в сериалах-ситкомах. Тогда Йоджи позвонил в adidas — и там согласились.

Про Y-3 написано немало дифирамбов. Общепринятым является тезис, что этот бренд опередил свое время по многим вопросам. Очевидно и то, что сотрудничество Ямамото с adidas задало стандарт подобных коллабораций на годы вперед, предложив идеальный рецепт: большая спортивная компания плюс авангардный или субкультурный дизайнер. Участие каждой из сторон никогда не было простой формальностью ради более высокой цены или заголовков. Известно, например, что у Ямамото были мысли закрыть проект, когда ему показалось, что этот баланс был нарушен — причем нарушен в его пользу, и в коллекции стало слишком мало спорта.

Считается, что именно обувь все эти годы обеспечивала бренду коммерческий успех. При этом поразительным образом кроссовки Y-3 никогда не были откровенно хайповыми и не становились хрестоматийным воплощением какого-нибудь кроссовочного тренда, который бы уходил в мемы и анекдоты, как Yeezy или Balenciaga Triple S. То, что делал Ямамото, было как будто параллельно всем этим процессам. Хотя в экспериментах Йоджи со спортивной обувью можно найти все самое важное, что случалось с кроссовками в последние годы (и часто раньше, чем у других): кроссовки-носки, массивные и очень массивные подошвы, обувь, которая в самых неожиданных местах надувалась пузырями или наростами и много чего еще.

В конце концов, она всегда была очень дорогой для коллаборации со спортивной маркой: цены на Y-3 ближе к категории чисто кутюрных кроссовок, хотя сейчас вся интересная спортивная обувь стремительно дорожает, и это уже не так заметно. Многие модели выходили очень лимитированными тиражами — к сожалению, это относится и к кроссовкам 4D Runner Red, о которых мы рассказываем сегодня.

Эти кроссовки — хороший пример того, как adidas и Ямамото находят баланс между спортом и эстетикой авангардной моды. Модель с подошвой 4D была в коллекции Y-3 еще в прошлом году, но новый красный вариант — намного более эффектный, чем предыдущие. Это спортивная обувь, которая не прикидывается чем-то другим — но очень красивая в деталях. Особенно изящно Ямамото и сотоварищи превратили в эффектный декоративный прием то, что обычно в спортивной обуви для города мешает и даже раздражает: сложную шнуровку и брендинг с тремя контрастными полосками, которые тут разместили в неожиданном месте. Сразу понятно, что именно тут делал дизайнер-художник и зачем он вообще нужен. В качестве вишенки на торте — автограф Йоджи на «фасаде» кроссовка.

Верх от Ямамото здесь поставили на инновационную подошву 4D. Вы наверняка слышали смелые прогнозы, что скоро всю нашу одежду мы будем печатать на 3D принтерах под свои личные потребности.

Пока от исполнения этих планов в широком масштабе мир ещё очень далек и совершенно не факт, что он к этому когда-нибудь действительно придет (если кратко, есть много чисто технических сложностей). Но эта подошва, придуманная для adidas калифорнийской фирмой Carbon из Силиконовой долины, — одна из первых прикидок, как это может выглядеть, вышедшая на более-менее широкий рынок.