Кроссовки дня: последняя модель Off-White и Nike как итог сотрудничества с Вирджилом Абло, царем Мидасом от моды сегодня

Продолжаем рассказывать про кроссовочные релизы, за которыми стоит интересная история. На этой неделе Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», объясняет, чем хороша последняя совместная пара Off-White и Nike, — и подводит промежуточный итог сотрудничества спортивного бренда с Вирджилом Абло, который, как оказалось, умеет превращать любой предмет в золото.

Кроссовки дня: Off-White x Nike Air Max 90 (bright mango colorway)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой выбор для этой рубрики может показаться банальным — не нужно много храбрости, чтобы писать о самых хайповых кроссовках последних месяцев. Но новые Air Max 90 — особый случай. По всей видимости, это последняя модель, которую Nike и Вирджил Абло выпустят в рамках своего проекта «The Ten». Вот почему на этой неделе мы выбрали ее.

Сам Абло признался в любви к черно-белой расцветке, но нам больше нравится второй вариант из нового пака — bright mango. Как-никак скоро весна, и хочется уже чего-то светлого и цветного.

Вирджил Абло рыдает и обнимает Канье Уэста в финале показа своей первой коллекции для Louis Vuitton
Вирджил Абло рыдает и обнимает Канье Уэста в финале показа своей первой коллекции для Louis Vuitton
Laurent VU / SIPA / EAST NEWS

Поскольку речь о потенциально последней модели, хочется подвести какие-то итоги. Сама эта коллаборация — безусловный феномен. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что именно успех его кроссовочной коллаборации с Nike стал для Вирджила главной карьерной катапультой в мире большой моды. Вирджил после начала этого проекта получил пост в Louis Vuitton и попал в число 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, куда модные дизайнеры в принципе попадают не то чтобы часто. Текст про него для этой номинации напитал Такаши Мураками. Этот список достижений Абло последних лет можно продолжать долго.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему эта история стала такой популярной? Любая коллаборация — это объединение активов, материальных и репутационных. С точки зрения ценностей современной моды и современной культуры сотрудничество Nike и Абло в этом смысле практически безупречно, как пропорции витрувианского человека да Винчи. Плюс этот проект был очень грамотно представлен — чего стоит один мануал в 258 страниц с рассказом о работе над проектом, написанный знаменитым журналистом Гэри Уорнеттом, важным человеком для кроссовочной культуры (это был один из последних проектов Уорнетта, скончавшегося в 2017 году).

Книга Virgil Abloh x Nike «TEXTBOOK»
Книга Virgil Abloh x Nike «TEXTBOOK»

Среди других плюсов — интересный и в то же время очень понятный дизайн. Абло, с одной стороны, не переиначил всеми любимую классику до неузнаваемости, с другой — его вклад не был чисто номинальным, чтобы только оправдать имя на этикетке. А такое впечатление, к сожалению, оставляют многие совместные коллекции последних лет. Особенно в этом смысле хороша первая оригинальная коллекция The Ten Icons Reconstructed.

Но у любого успеха всегда есть часть, которую не объяснить рациональными аргументами. Даже когда все рецепты вроде бы известны, результаты в этом бизнесе по-прежнему бывают непредсказуемы. И в этом вся прелесть. Бывает, люди снимают идеальный фильм под «Оскар» — а он издевательски получает только несколько второстепенных статуэток, как образцовый вроде бы байопик «Человек на Луне». Или вовсе пролетает мимо всего. Так и любая коллаборация может в наше время оказаться в дисконте. Но Абло с Nike попали в яблочко. В поисках ответа на вопросы «Как?» и «Почему?» этот кейс в ближайшие годы будут препарировать десятки специалистов из индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вирджил Абло с парой из коллекции The Ten Icons Reconstructed
Вирджил Абло с парой из коллекции The Ten Icons Reconstructed

Феномен Абло породил уже немало споров, и они вряд ли утихнут в ближайшее время. Это тема для отдельного текста, и влезать в этот спор сейчас не хочется. Но люди, которые безапелляционно заявляют, что Вирджил, дескать, не настоящий дизайнер, забывают, что у этой профессии много определений — потому что задачи у дизайнеров бывают самыми разными. Да, суть работы Абло как дизайнера не та же самая, что, например, у Тинкера Хэтфилда (что любопытно, оба по образованию архитекторы). Но он в индустрии спортивной обуви точно не один такой. То, что сделал Абло с кроссовками Nike, ближе к кастомизации. Неслучайно кастомайзеры быстро опознали в Абло своего, а саму эту коллаборацию часто называют первым кастомом, запущенным в настоящее серийное производство. Автору текста приходилось слышать это мнение, например, от Maggi, одного из самых известных российских кастомайзеров с репутацией за рубежом.

«The Ten» берут в кавычки не только потому, что это название проекта, но и потому, что «десятка» в итоге разрослась почти до 30 моделей. Как и любая коллекция такого размера, она местами была неровной. И это объяснимо. В искусстве и дизайне есть такой парадокс: не все удачные декоративные приемы оказываются универсальными. Это становится особенно заметным, когда такой прием начинают использовать везде, от стен до столовой посуды и принта на салфетках. Где-то он смотрится более или менее удачно, а для некоторых вещей совсем не подходит. К тому же такие приемы быстро приедаются, как знаменитый «удар бича» в искусстве модерна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Air Jordan I (расцветка Chicago), созданные Вирджилом Абло для Nike
Air Jordan I (расцветка Chicago), созданные Вирджилом Абло для Nike

На каких-то моделях фирменные приемы Абло смотрелись как родные. Всеобщий фаворит — первый вариант Air Jordan I (расцветка Chicago), лучшие кроссовки 2017 года по версии Highsnobiety и фигурант многих других списков. Туда же можно отнести, например, Converse Chuck Taylor All-Star. Air Max 90 — тоже скорее из первой категории удачных экспериментов. Были и менее удачные с точки зрения цельности образа вещи. Но все они продавались феноменально&

Converse Chuck Taylor All-Star x Off-White
Converse Chuck Taylor All-Star x Off-White

Отдельным бизнесом стала продажа узнаваемых шнурков с надписью Shoelaces и оранжевых стяжек: их можно приобрести на площадках вроде eBay по ценам от пары сотен до пары тысяч рублей — и поиграть в Вирджила на дому. Скорее всего, большинство — подделки, но настоящие, говорят, в продаже тоже бывают: вроде бы есть такая категория состоятельных любителей кроссовок, которые самые опознаваемые элементы с творений Вирджила снимают, демонстрируя собственный антихайповый настрой. Иногда с помощью этих запчастей делают ироничные кастомы с манифестами против хайпа — очень удачный пример был у кастомайзера Дэна Русова. С похожими целями — иронично высказаться о современной моде — люди сознательно покупают поддельные Balenciaga с ошибкой в написании бренда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одна из моделей The Ten
Одна из моделей The Ten

Многие приемы, использованные в «The Ten», уже вовсю цитируются (хотя не все они, понятно, уникальное изобретение Вирджила): яркие, вроде бы технические ярлычки, которые на самом деле часть «фишки», развернутые текстовые дополнения прямо на вещах, DIY-эстетика и надписи как бы от руки. Есть мнение, что Converse Chuck Taylor All-Star запустили моду на прозрачный верх в кроссовках (как в Nike React Element). Люди стали чаще и смелее писать что-то на подошвах своих дорогих кроссовок, благо все, что для этого нужно, — это маркер.

Найти своего Вирджила — теперь мечта многих больших брендов. В окружении человека-оркестра Канье Уэста еще много способных людей, о ком-то мы наверняка еще услышим, но именно пример Абло поощрил к выходу на первые роли и многих других. Недавно, например, создатель незабвенных Balenciaga Triple S дизайнер обуви Давид Турнэр-Босьель запустил собственный бренд кроссовок Shoes 53045 (первые модели оказались не слишком впечатляющими и оригинальными, но посмотрим, что будет дальше).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единственное, о чем приходится сожалеть, — Абло и Nike так и не выпустили хотя бы одну народную модель, за которую бы не пришлось драться с ресейлерами. Впрочем, в то, что Абло и Nike с завершением проекта «The Ten» прекратят свое сотрудничество, никто не верит. Куриц, несущих золотые яйца, по-прежнему не бьют. И возможно, народные кроссовки мы еще тоже увидим.