Кроссовки дня: Off-White x Nike Air Max 90 (bright mango colorway)

Такой выбор для этой рубрики может показаться банальным — не нужно много храбрости, чтобы писать о самых хайповых кроссовках последних месяцев. Но новые Air Max 90 — особый случай. По всей видимости, это последняя модель, которую Nike и Вирджил Абло выпустят в рамках своего проекта «The Ten». Вот почему на этой неделе мы выбрали ее.

Сам Абло признался в любви к черно-белой расцветке, но нам больше нравится второй вариант из нового пака — bright mango. Как-никак скоро весна, и хочется уже чего-то светлого и цветного.

Поскольку речь о потенциально последней модели, хочется подвести какие-то итоги. Сама эта коллаборация — безусловный феномен. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что именно успех его кроссовочной коллаборации с Nike стал для Вирджила главной карьерной катапультой в мире большой моды. Вирджил после начала этого проекта получил пост в Louis Vuitton и попал в число 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, куда модные дизайнеры в принципе попадают не то чтобы часто. Текст про него для этой номинации напитал Такаши Мураками. Этот список достижений Абло последних лет можно продолжать долго.

Почему эта история стала такой популярной? Любая коллаборация — это объединение активов, материальных и репутационных. С точки зрения ценностей современной моды и современной культуры сотрудничество Nike и Абло в этом смысле практически безупречно, как пропорции витрувианского человека да Винчи. Плюс этот проект был очень грамотно представлен — чего стоит один мануал в 258 страниц с рассказом о работе над проектом, написанный знаменитым журналистом Гэри Уорнеттом, важным человеком для кроссовочной культуры (это был один из последних проектов Уорнетта, скончавшегося в 2017 году).

Среди других плюсов — интересный и в то же время очень понятный дизайн. Абло, с одной стороны, не переиначил всеми любимую классику до неузнаваемости, с другой — его вклад не был чисто номинальным, чтобы только оправдать имя на этикетке. А такое впечатление, к сожалению, оставляют многие совместные коллекции последних лет. Особенно в этом смысле хороша первая оригинальная коллекция The Ten Icons Reconstructed.

Но у любого успеха всегда есть часть, которую не объяснить рациональными аргументами. Даже когда все рецепты вроде бы известны, результаты в этом бизнесе по‑прежнему бывают непредсказуемы. И в этом вся прелесть. Бывает, люди снимают идеальный фильм под «Оскар» — а он издевательски получает только несколько второстепенных статуэток, как образцовый вроде бы байопик «Человек на Луне». Или вовсе пролетает мимо всего. Так и любая коллаборация может в наше время оказаться в дисконте. Но Абло с Nike попали в яблочко. В поисках ответа на вопросы «Как?» и «Почему?» этот кейс в ближайшие годы будут препарировать десятки специалистов из индустрии.

Феномен Абло породил уже немало споров, и они вряд ли утихнут в ближайшее время. Это тема для отдельного текста, и влезать в этот спор сейчас не хочется. Но люди, которые безапелляционно заявляют, что Вирджил, дескать, не настоящий дизайнер, забывают, что у этой профессии много определений — потому что задачи у дизайнеров бывают самыми разными. Да, суть работы Абло как дизайнера не та же самая, что, например, у Тинкера Хэтфилда (что любопытно, оба по образованию архитекторы). Но он в индустрии спортивной обуви точно не один такой. То, что сделал Абло с кроссовками Nike, ближе к кастомизации. Неслучайно кастомайзеры быстро опознали в Абло своего, а саму эту коллаборацию часто называют первым кастомом, запущенным в настоящее серийное производство. Автору текста приходилось слышать это мнение, например, от Maggi, одного из самых известных российских кастомайзеров с репутацией за рубежом.

«The Ten» берут в кавычки не только потому, что это название проекта, но и потому, что «десятка» в итоге разрослась почти до 30 моделей. Как и любая коллекция такого размера, она местами была неровной. И это объяснимо. В искусстве и дизайне есть такой парадокс: не все удачные декоративные приемы оказываются универсальными. Это становится особенно заметным, когда такой прием начинают использовать везде, от стен до столовой посуды и принта на салфетках. Где-то он смотрится более или менее удачно, а для некоторых вещей совсем не подходит. К тому же такие приемы быстро приедаются, как знаменитый «удар бича» в искусстве модерна.

На каких-то моделях фирменные приемы Абло смотрелись как родные. Всеобщий фаворит — первый вариант Air Jordan I (расцветка Chicago), лучшие кроссовки 2017 года по версии Highsnobiety и фигурант многих других списков. Туда же можно отнести, например, Converse Chuck Taylor All-Star. Air Max 90 — тоже скорее из первой категории удачных экспериментов. Были и менее удачные с точки зрения цельности образа вещи. Но все они продавались феноменально&

Отдельным бизнесом стала продажа узнаваемых шнурков с надписью Shoelaces и оранжевых стяжек: их можно приобрести на площадках вроде eBay по ценам от пары сотен до пары тысяч рублей — и поиграть в Вирджила на дому. Скорее всего, большинство — подделки, но настоящие, говорят, в продаже тоже бывают: вроде бы есть такая категория состоятельных любителей кроссовок, которые самые опознаваемые элементы с творений Вирджила снимают, демонстрируя собственный антихайповый настрой. Иногда с помощью этих запчастей делают ироничные кастомы с манифестами против хайпа — очень удачный пример был у кастомайзера Дэна Русова. С похожими целями — иронично высказаться о современной моде — люди сознательно покупают поддельные Balenciaga с ошибкой в написании бренда.

Многие приемы, использованные в «The Ten», уже вовсю цитируются (хотя не все они, понятно, уникальное изобретение Вирджила): яркие, вроде бы технические ярлычки, которые на самом деле часть «фишки», развернутые текстовые дополнения прямо на вещах, DIY-эстетика и надписи как бы от руки. Есть мнение, что Converse Chuck Taylor All-Star запустили моду на прозрачный верх в кроссовках (как в Nike React Element). Люди стали чаще и смелее писать что-то на подошвах своих дорогих кроссовок, благо все, что для этого нужно, — это маркер.

Найти своего Вирджила — теперь мечта многих больших брендов. В окружении человека-оркестра Канье Уэста еще много способных людей, о ком-то мы наверняка еще услышим, но именно пример Абло поощрил к выходу на первые роли и многих других. Недавно, например, создатель незабвенных Balenciaga Triple S дизайнер обуви Давид Турнэр-Босьель запустил собственный бренд кроссовок Shoes 53045 (первые модели оказались не слишком впечатляющими и оригинальными, но посмотрим, что будет дальше).

Единственное, о чем приходится сожалеть, — Абло и Nike так и не выпустили хотя бы одну народную модель, за которую бы не пришлось драться с ресейлерами. Впрочем, в то, что Абло и Nike с завершением проекта «The Ten» прекратят свое сотрудничество, никто не верит. Куриц, несущих золотые яйца, по‑прежнему не бьют. И возможно, народные кроссовки мы еще тоже увидим.