Кроссовки дня: новая коллекция Karhu, идеального бренда для всех, кому надоел хайп вокруг кроссовок

Продолжаем рассказывать про отдельные релизы кроссовок, которые стоят внимания. В этот раз Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», знакомит с брендом Karhu (если вы о нем раньше не слышали) и объясняет, почему это идеальная марка для всех, кто устал от затянувшейся истерики вокруг спортивной обуви.

Кроссовки дня: вся коллекция Monthless финской марки Karhu

Коллекция Monthless
Коллекция Monthless
Karhu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У современного рынка модных кроссовок для города есть одна особенность. Хотя новых релизов выходит даже больше, чем может переварить воображение, набор тех, кто постоянно на слуху, очень ограничен. В результате в информационной повестке — от независимых страничек в соцсетях до новостной ленты Hypebeast и Highsnobiety — более-менее один и тот же набор кроссовок. И безусловный король тут Nike вместе со своим саб-брендом Jordan. Посмотрите любые списки самых интересных релизов недели — поймете, о чем речь. Сложно понять, где тут курица, а где яйцо: все хотят ограниченный круг вещей, потому что авторитетные отборщики только про него и пишут? Или все пишут только про ограниченный круг вещей, потому что все хотят в основном их? Поиск чего-то оригинального, чего ни у кого в твоей тусовке нет, все больше уходит в мифологию сникерхедов предыдущих поколений и звучит как история о старых временах из серии «когда основатель нашего рода ходил убивать дракона».

Но все же иногда рынок наступает на антитела определенной категории потребителей: их любимая мозоль — желание не быть как все. В такие моменты и оказываются востребованы бренды категории, которую можно назвать «анти-хайп-детокс».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С историями, в которые принято заворачивать привлекательные для современного модника вещи, тут всё в порядке. Karhu — это уважаемый и очень старый бренд спортивных товаров. Он существовал и одевал олимпийцев уже тогда, когда Ади и Руди Дасслеры еще работали на одной обувной фабрике и имели общий бизнес, а не возглавляли непримиримых конкурентов adidas и Puma (это эпохальное для мирового спорта разделение произошло только после Второй мировой войны). Сегодня значительная часть их современного обувного ассортимента в сегменте кроссовок для города — это переиздание или адаптация их же ретросилуэтов. Есть совсем лаконичное ретро-ретро (модель Albatross), есть более массивные модели в духе 1980-1990-х. Откровенно модных ugly dad shoes нет совсем.

Президент Финляндии Урхо Кекконен в кроссовках Karhu, 1966 год
Президент Финляндии Урхо Кекконен в кроссовках Karhu, 1966 год
Karhu

Отдельная и очень симпатичная история, которую финский бренд делает последние годы, — это тематические коллекции, посвященные какому-нибудь феномену северной природы или северной жизни. Удивительная способность поэтично относиться к весьма специфическим условиям климата и превращать их в источник вдохновения и экспортный продукт — это фирменная фишка знаменитого финского дизайна. Которую в данном случае умудрились перенести и на кроссовки. Вот, например, описание коллекции, посвященной финскому зимнему небу: «Зимой темнота наступает рано, высоко в небе проступают приглушенные оттенки синего и зеленого, а горизонт светится желтым и оранжевым, пока солнце садится за линией деревьев». Хочется надеть эти кроссовки, взять детектив Ю Несбе, завести себе что-то из скандинавских сериалов («Мост», «Фортитьюд», «Убийство») и начать уже жить по сису (это финский хюгге).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Канье Уэст в кроссовках Karhu
Legion Media
Legion Media

Monthless Pack — как раз такая история. Эта коллекция посвящена февралю — он в пресс-материалах описывается как месяц, который «часто недооценивают, но никогда не забывают». Что, видимо, стоит понимать так: февраль — не тот месяц года, которого ждут с большим нетерпением, но массу эмоций самого разного толка он всем гарантированно дарит. Российскому человеку тут, безусловно, есть на каком основании солидаризироваться с финнами. Но ближайшее похожее из российской дизайн-практики, что приходит в голову, — это коллекция кроссовок про бетонный забор от Puma и «Аутло». В Monthless Pack четыре модели: SYNCHRON CLASSIC, ARIA и два варианта FUSION 2.0. В смысле силуэта все они в духе негромких 1980–1990-х — ровно то, на что сейчас есть большой спрос.

Модель Karhu 1940 года
Модель Karhu 1940 года
Karhu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо коллекций про февраль и финское ночное небо у бренда в этой серии были мини-коллекции, посвященные, например, зиме в Скандинавии и дарам финского леса (ягодам, грибам и т. д.). Все это выполнено из очень красивых материалов и завернуто в истории с непроизносимыми финскими словами вроде jokamiehenoikeus (это из истории про леса и ягоды, переводится как «право каждого человека»). Можно не сомневаться, что финны в курсе, какая часть их культуры хорошо продается на экспорт, и совершенно сознательно на этом играют.

Модель Albatross 1982 года
Модель Albatross 1982 года
Karhu


Такими интересными историями в последние годы мог похвастаться и ASICS, который свою нынешнюю славу на рынке необычных городских кроссовок создал как раз на том, что сработал как более человечная альтернатива гигантам, улетевшим в выси экстремальной лимитированности и таких же цен. Но учитывая, что теперь Karhu помогают те же люди, которые помогали японскому бренду, всё объяснимо.

Реклама Karhu, 1984 год
Реклама Karhu, 1984 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это уже давно не бренд-маргинал. Тематические коллекции продаются во многих правильных местах: среди прочих британские Footpatrol и Dover Street Market, европейские Sneakersnstuff, немецкие 43einhalb Sneaker Store и asphaltgold, азиатский Atmos и тому подобные места. Еще Karhu делали коллаборации, например, со знаменитым голландским магазином Patta. Но с Россией бизнес как-то не пошел, и в итоге сейчас этих финнов сюда мало кто привозит. Особенно те самые красивые сезонные коллекции про северную природу, которые попадают в лучшие нишевые магазины мира (они самые дорогие, но в данном случае цена вопроса не превышает €135–150). Энтузиастов, которые личным примером просвещали бы общественность, как это происходит в случае с Saucony и ее российскими коллекционерами, у Karhu в России пока тоже нет. Но в этом есть и некоторые плюсы: с лимитированностью и непохожестью у тех, кто носит эти кроссовки в России, будет все в порядке.