Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах, за которыми стоит история. Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», разбирает совместный запуск New Balance и легендарного магазина Bodega, к которому прилагается большой текст-манифест с критикой современных сникерхедов, и объясняет, почему к этому манифесту нельзя относиться без доли скепсиса.

Кроссовки дня: Bodega x New Balance 997S «No Days Off»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свою совместную пару кроссовок известный американский магазин Bodega и спортивный бренд New Balance собрали на базе беговой модели New Balance 997S, которая впервые вышла на рынок в начале 1990-х. Такая пара, как говорят, была в коллекции бывшего президента США Билла Клинтона — да не простая, а кастомизированная брендом специально для него вышивкой «Мистер президент». Для Клинтона «ньюбики» выполняли важную политическую функцию: президент любил джоггинг, но часто бегал в обуви японского бренда Asics. Многим это казалось непатриотичным, и время от времени Клинтон переобувался в New Balance разных моделей.

Билл Клинтон на пробежке в кроссовках New Balance
Билл Клинтон на пробежке в кроссовках New Balance
Brad Markel / Keystone / CNP / Getty Images

Для коллаборации силуэт немного доработали и сделали более модным: Sneaker news даже сравнил его с Yeezy 700. Понятно, что эти кроссовки уже не для пробежек по утрам. Неслучайно для работы над большим материалом, посвященным их выпуску, Bodega позвали дизайнера и мультимедиахудожника Джейкоба Рочестера: это прозрачный намек на то, что в этой обуви можно и в пир, и в мир, и в какой-нибудь креативный кластер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джейкоб Рочестр
Джейкоб Рочестр

Сами кроссовки довольно любопытные: три главных цвета — белый, серый, черный — и немного ярких акцентов. Это точно не самые бросающиеся в глаза кроссовки сезона, но на это создатели пошли специально. В конце концов, именно простые серые «ньюбики» (правда, другой модели) обессмертил своей привязанностью к ним покойный Стив Джобс.

Для тех, кому захочется креатива, к паре от Bodega прилагаются три комплекта шнурков: белые, черные и оранжевые, которые, судя по фото, заметно меняют облик кроссовок — от совсем базового с черными до более модного с оранжевыми.

Но самое важное: помимо дополнительных шнурков к этим кроссовкам прилагается целый манифест. Это примечательный документ, похожий не на обычные поэтические пресс-релизы с описанием новых коллекций в жанре «песнь о легендарном силуэте». У Bodega и New Balance получилось, скорее, эссе по культурологии. В первых абзацах, например, поднимается вопрос о культурных пузырях-фильтрах, которые склонны создавать вокруг себя люди эпохи соцсетей, и проблеме жизни внутри такого пузыря. Еще там есть очень точные замечания о том, как работают субкультуры и их правила. Кроссовочная культура, говорят нам авторы коллаборации, оказалась особенно расположена к формированию таких «пузырей» — и это проблема.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Магазин Bodega
Магазин Bodega

Подобных рассуждений в интернете немало. Почему стоит обратить внимание именно на эти? Bodega — очень уважаемый проект с историей. Он существует с середины 2000-х: сейчас это два офлайновых магазина в Бостоне и Лос-Анджелесе и онлайн-магазин с красивым блогом. Он давно имеет статус Nike Tier Zero — самую высокую степень признания, которую может получить магазин от этого бренда (а вместе с ней и право на эксклюзивные релизы). Их коллаборации очень высоко ценятся среди сникерхедов и коллекционеров со стажем. Появление таких магазинов, как Bodega, ознаменовало важный для кроссовочной культуры этап — и во многом именно они сделали ее такой, как сейчас. Теперь проект высказывается по поводу нынешнего состояния культуры — с помощью этой коллаборации. Как нетрудно догадаться, размышления эти не самые радужные и местами критические.

Например, у авторов вызывает вопросы сегмент лимитированных коллекционных кроссовок, куда автоматически попадает почти любая их коллаборация. Этот сегмент, говорит нам Bodega с интонацией классической русской литературы, почти никогда не имеет в виду обычного человека, предпочитая обращаться к сникергикам или коллекционерам-толстосумам. Туда все чаще попадает обувь, которую надевают по особым поводам, а поэтому ее уже не обязательно делать очень удобной. Материалы там часто слишком вычурные и непрактичные для активных телодвижений. И такие кроссовки почти никогда не достаются тем, у кого в гардеробе всего две-три заношенные до упора пары: для таких простых Джонов и Вась мы, мол, и сделали свои необычные лимитированные кроссовки в этот раз (за $160).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этим и объясняется выбор 997-х «нью бэлансов» — модели, известной своим удобством, для своего времени одной из самых технологичных на рынке. Три вида шнурков — тоже, вероятно, как намек на прошлое сникер-культуры, где игры со шнурками были одним из самых ранних видов кастомизации — и одним из немногих доступных небогатым любителям кроссовок. На играх со шнурками стоит вся ранняя история обуви американского хип-хопа, например.

Авторы манифеста также призывают отказаться от музейного отношения к их кроссовкам: «Носите их в дождь, пусть на них попадает грязь». И подкалывают сникерхедов, которые надевают пластиковые чехлы поверх своих кроссовок (манифест прямо называет их комическим типажом).

Стив Джобс в кроссовках New Balance
Стив Джобс в кроссовках New Balance
Andreas Rentz / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но как бы красиво это все ни звучало, от новых реалий никуда не деться даже Bodega. Эти кроссовки сначала эксклюзивно будут продаваться через приложение (с 4 апреля), а в офлайн-магазинах, в связи с ожидаемым высоким спросом, право покупки будут разыгрывать через лотерею-раффл. Это придает всей затее несколько ироничный оттенок: посмотрим, сколько пар в итоге уйдут в руки простых Джонов и Вась, о которых так красиво говорит манифест, — скорее всего, немного, да и сайт во время старта онлайн-продаж также, скорее всего, будут штурмовать совсем другие люди. Будут ли они — или их клиенты — носить эти кроссовки в дождь? Или поставят на полку как нормальный коллекционный релиз, чтобы носить их по большим сникерхедским праздникам?

Таково настоящее кроссовочной культуры, нравится это ветеранам движения или нет. Несколько связанных с ним вопросов любопытный манифест от Bodega оставляет открытыми. Есть ли в этой культуре место простым Джонам, Васям или Пьерам? Или они — не более чем неизбитая тема для новой коллаборации? На самом деле, это еще один большой открытый вопрос.