Кроссовки дня: «джорданы» из страусиной кожи за $3500 как знак победы кастомизации

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах, за которыми стоит история. Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», рассказывает про американского парня Доминика Чемброна, который однажды решил переделывать кроссовки — и продает их теперь по несколько тысяч долларов за пару.

Кроссовки дня: F&F Purple Cactus Jack Air Jordan 4

фото из открытых источников / theshoesurgeon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Насколько неприличную сумму вы готовы потратить на кроссовки: просто неприличную или вопиюще непристойную? Если вы, как герой Ричарда Гира в фильме «Красотка», склоняетесь ко второму ответу, красивый вариант расстаться с несколькими тысячами долларов — новые «джорданы» от знаменитого кастомайзера Shoe Surgeon, которые он сделал ограниченно серийными.

F&F в названии означает Friends & Family, буквально «для друзей и семьи» — так принято обозначать ограниченный тираж кроссовок, не предназначенный для свободной продажи в магазинах. Название больше не стоит понимать совсем буквально: многие такие релизы последних лет быстро оказываются не только у родственников и близких своих авторов. Но суть более-менее сохраняется: такие кроссовки более редкие и потому выше ценятся на вторичном рынке коллекционной спортивной обуви.

Учитывая, что в данном случае речь идет о паре от кастомайзера (так называют людей, которые покупают готовую вещь и переделывают ее. — Правила жизни), то есть от мастера ручного труда и малых производственных объемов, получается немножко «масло масляное» — лимитированная лимитка. Но кастомайзеры сегодня — новые звезды дизайнерского цеха. Больше не стоит воспринимать их как людей, которые работают только по частным заказам и каждый их продукт существует в единственном экземпляре. Вирджил Абло, будучи дизайнером, работал с кроссовками Nike фактически как кастомайзер. В целом все больше кастомайзеров демонстрируют интерес к серийным проектам — собственным или сделанным в партнерстве. И Shoe Surgeon — один из главных примеров этого тренда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Доминик Чемброн
Доминик Чемброн
фото из открытых источников / theshoesurgeon

Скрывающийся под этим псевдонимом американец Доминик Чемброн давно в этом бизнесе и застал времена, когда людям с тягой к креативному переосмыслению кроссовок приходилось зарабатывать на жизнь ремонтом обуви, а не ее кастомизацией — на последнюю еще не существовало такого спроса у платежеспособных клиентов. Когда юридический статус кастомайзеров был под вопросом и они, как авторы литературных фанфиков, ходили под угрозой судебных исков со стороны авторов оригинальных продуктов. Идея, что кастомизированные кроссовки можно просто продавать, долго казалась странной.

Но времена изменились, и жажда «изюминки» превратилась в один из главных запросов со стороны покупателей модных кроссовок.

Одни из кроссовок Shoe Surgeon (на базе Nike)
Одни из кроссовок Shoe Surgeon (на базе Nike)
фото из открытых источников / theshoesurgeon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня Чемброн — сам по себе полноценная звезда. Он был одним из первых кастомайзеров, которых официально привлек к сотрудничеству Nike, — и это стало знаком, что маргинальную когда-то культуру признали большие бренды. В 2017 году он выпустил капсульную коллекцию кроссовок вместе с Farfetch — тоже не бюджетную (например, полная стоимость модели Y3 Mira sneakers составляла $2419, и это была не самая дорогая пара). Издания уровня Hypebeast анонсируют его новые творения наравне с новыми релизами крупных брендов, и для него там есть собственный хештег. Среди его клиентов Трэвис Скотт, Джастин Бибер и другие знаменитости. Сам Shoe Surgeon говорит, что единственное ограничение, которое у него есть в работе, — это бюджет, на который готов клиент. А в остальном он может сделать с обувью все, что угодно.

Помимо работы над частными заказами Shoe Surgeon периодически проводит школу кастомайзинга (стоит такое обучение в районе $3000 с человека за курс длиной в несколько дней).

Доминик Чемброн и Трэвис Скотт
Доминик Чемброн и Трэвис Скотт
фото из открытых источников / theshoesurgeon

У него на сайте есть собственный небольшой интернет-магазин, где можно выбрать себе что-то вроде серийного кастома. На момент написания текста там предлагалось десять вариантов по цене от $1500 до $5000. В основном это «джорданы», почти везде используется экзотическая кожа. Также есть, например, Yeezy 350 V2 под названием «Красный декабрь» с верхом из крокодила за $4000 (судя по названию, это оммаж кроссовкам рэпера еще времен его сотрудничества с Nike под названием «Красный октябрь», которые сегодня — коллекционная редкость).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пурпурная версия «кактусов» — новинка этого ассортимента. Это вариант дизайна, который первоначально был сделан на основе тех же четвертых «джорданов» в естественном для суккулентов зеленом цвете. Верх кроссовок — это кожа страуса. Ее узнаваемая фактура (шишечки на поверхности кожи — это места, где когда-то росли перья) — главный спецэффект этой модели, который и отвечает за визуальное сходство с растением. В цену ($3500) входит стоимость базовой пары «джорданов» нужного размера. Срок исполнения заказа — 8–12 недель. Вернуть или обменять покупку нельзя.

Джастин Бибер в кроссовках Shoe Surgeon
Джастин Бибер в кроссовках Shoe Surgeon
Dominique Charriau / WireImage / Getty Images

Тут бы еще сказать вот о чем. Эта сторона работы Shoe Surgeon — иллюстрация того, какой путь прошла кастомизация кроссовок, превратившаяся из субкультурной практики в еще одно предложение на рынке luxury-сервиса. Это немного грустно, поскольку сводит понимание кастомизации в основном к апгрейду кроссовок с помощью вопиюще дорогих материалов и деталей, довольно бессмысленному с практической точки зрения. Как установка мониторов в диски колес и другая дичь в знаменитой когда-то программе MTV «Тачка на прокачку». С точки зрения экологии и защиты природы эти эксперименты с экзотической кожей — тоже вещь весьма неоднозначная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам Доминик, надо отдать ему должное, прекрасно все понимает. В 2017 году в интервью лондонскому журналу Crepe city он говорил: «Обращаясь к кастомизации, люди хотят нечто уникальное, и это ощущение часто приходит вместе с высоким ценником. Например, я использую экзотическую змеиную кожу, только когда заказчики об этом просят. Они хотят дорогие кроссовки, и такие вещи всегда добавляют паре эту ценность. Я бы предпочел делать кроссовки из переработанных материалов, но на деле сказать это проще, чем сделать».

Так что кроссовки из кожи страуса за $3500 — это диагноз не современного художника, а скорее современного покупателя.