Кроссовки дня: беговые adidas Futurecraft.Loop, которые можно полностью переработать

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах, за которыми стоит история. В этот раз Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», рассказывает о кроссовках будущего — полностью перерабатываемых беговых adidas Futurecraft.Loop, — а также рассуждает о том, готовы ли мы к экологически ответственной моде.
Кроссовки дня: беговые adidas Futurecraft.Loop, которые можно полностью переработать

Этот выпуск не совсем обычный: речь пойдет не о кроссовках, которые можно купить сейчас или в ближайшем (или хотя бы просто обозримом) будущем. Модель Futurecraft.Loop в adidas планируют выпустить на рынок не раньше 2021 года, и сроки вполне могут сдвинуться еще сильнее. Пока речь идет только о рабочем прототипе, и тем не менее этот проект стоит того, чтобы поговорить о нем уже сейчас.

Сначала про сами кроссовки. Это низкая модель с подошвой boost и легким, почти полупрозрачным верхом (во всяком случае так кажется после просмотра видео). Дизайн — обычный для тех моделей adidas, которые формально предназначены для бега, но явно сделаны с прицелом и на обычных городских модников. Выбор цвета для прототипа вряд ли случаен: белый в западной культуре — традиционный цвет высокотехнологичного будущего. Вспомните, как обычно выглядят интерьеры космических станций или лабораторий в большинстве научно-фантастических фильмов, а эти кроссовки, конечно, важный имиджевый проект про будущее. И проект, кстати, не первый: в 2016 году компания представила прототип кроссовок adidas Futurecraft Biofabric, верх которых сделан из полностью биоразлагаемого волокна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Futurecraft Biofabric
adidas Futurecraft Biofabric
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

adidas, как и многие другие большие компании, сегодня активно работают с идеей sustainability. На русском для этого пока нет одного устойчивого термина, но речь идет об экологически ответственной моде. Уже несколько лет бренд сотрудничает с американской организацией Parley for the Oceans, которая занимается очищением океана от пластика: из него делают волокна, которые идут на производство одежды и спортивной обуви, — в 2019 году adidas планирует выпустить около 11 миллионов таких кроссовок. Кроме того, у adidas есть программа Take Back: прием ненужных вещей у населения и отправка того, что можно, в повторную продажу, на благотворительность или переработку. Правда, работает она пока только в нескольких городах мира.

Подобные проекты есть и у других брендов. Например, Nike выпускает материал Flyleather — вид искусственной кожи, которая выглядит как натуральная, но производится химическим путем с использованием обрезков настоящей кожи, оставшихся от других производств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае с большими корпорациями проблема sustainability и ответственного потребления — это всегда непростой разговор, где понятны как аргументы скептиков о попытке марок усидеть на двух стульях и обелить бизнес, так и очевидная польза от подобных проектов, когда их озвучивают популярные бренды с доступом к огромной аудитории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот, возвращаясь к кроссовкам дня: adidas Futurecraft.Loop — это попытка сделать так, чтобы старые кроссовки не становились мусором. Все части сделаны из полностью перерабатываемого термопластичного полиуретана и без традиционного для спортивной обуви клея (который обычно к перерабатываемым материалам как раз не относится). Подразумевается, что, износив пару, человек сможет сдать ее обратно в adidas, где кроссовок помоют, разберут и переработают в материалы для новой пары. Это полностью замкнутый и безотходный цикл жизни вещи, отсюда и название модели (loop переводится как «петля»). На видео с Highsnobiety Futurecraft.Loop упакованы в сумку-мешок (тоже, вероятно, перерабатываемую), так что, возможно, у этих кроссовок не будет коробки, что тоже имеет смысл с точки зрения экологии (экономим бумагу, сохраняем деревья).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это только прототип. До запуска в серийное производство adidas проведет тестирование небольшой партии с участием 200 отобранных по всему миру послов-экспертов. Так что полевые испытания новым кроссовкам только предстоят, и их результаты могут повлиять и на дизайн модели, и на технологию, и на перспективы массового производства.

В любом случае говорить о том, что мы все в обозримом будущем будем носить перерабатываемые или биоразлагаемые кроссовки или одежду, напечатанную на 3D-принтерах, — точно рано. На один экологичный релиз у брендов выходит десятки обычных, и пока все подобные проекты — выступления скорее показательные, хоть и важные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переводу разработок в по-настоящему массовый масштаб много что мешает. Например, цена самой технологии и конечного продукта пока довольно высокая. Потенциальные покупатели таких кроссовок должны быть одновременно сознательными (на деле, а не на словах) и при деньгах, но много ли таких? Как справедливо заметил по поводу запуска Futurecraft.Loop один из интернет-комментаторов, вряд ли экоактивисты часто покупают кроссовки стоимостью заметно выше $100, а те, кто покупает, обычно смотрят на другие вещи — например, на хайповость модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой важный вопрос — смогут ли экотехнологии предложить что-то тем покупателям, которым хочется не белого с черным и серо-голубым, а ярких синтетических цветов или премиального крокодила со страусом? Возможно, многое изменится, когда экологичные кроссовки вместо эксклюзивных кастомов будут регулярно надевать на сцену Канье Уэст, Джей-Зи, Джастин Бибер и другие властители умов: все-таки спортивную обувь давно продают не технологии сами по себе, а истории, которые за ней стоят. Но пока это — утопия.

В любом случае усилий одних только компаний все равно будет недостаточно — меняться придется и самим покупателям. Пока большинство будет придерживаться традиционной модели потребления, в которой успех в жизни символизирует большое количество вещей и «премиальность» материалов, такие проекты не взлетят по-настоящему. Это касается и «новых денег», и «старых»: многие даже в странах первого мира по-прежнему хотят жить и потреблять как при бабушках-дедушках, у которых были настоящие кожаные сумки и обувь как символ статуса. Что уж говорить о тех, кто видел таких дедушек только в журналах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероятно, понадобится не одно поколение, прежде чем такие вещи, как экокожа или волокна из пластика, перестанут ассоциироваться с понижением качества жизни и нелюбимыми материалами вроде дерматина или полиэстера. В России, где по понятным причинам вещевая травма особенно сильна, это хорошо заметно. Неслучайно слово «дерматин» в разговорном русском легко, буквально смягчением одной согласной, трансформируется в куда более обидный оценочный термин, который до сих пор в ходу. Наверняка у всех есть знакомые, которые говорят: наносились обуви из искусственной кожи в бедные голодные времена, спасибо, больше не хотим. Как скоро таких людей удастся убедить купить недешевые кроссовки вроде Futurecraft.Loop или Flyleather?

Наконец, даже обувь из перерабатываемых материалов не испаряется по щелчку. Удастся ли организовать во многих странах инфраструктуру для ее переработки? А если нет, кто будет платить за вывоз использованных вещей туда, где ее построят? Об этой прозаической проблеме обычно не пишут в модных обзорах, но об нее разбилась уже не одна красивая идея.