Кроссовки дня: ASICS X Vivienne Westwood Gel-Kayano 5 OG

Коллаборации между признанными художниками из мира «большой моды» и спортивными брендами создаются по разным причинам. Кто-то хочет выйти на новую аудиторию или поработать с непривычными объектами, кто-то — добавить себе символических очков в глазах покупателей, а кто-то действует про принципу банального «все побежали — и я побежал». Последних, кажется, становится всё больше, и это грустно. Но сегодняшний повод для разговора, наоборот, радостный.

В совместной коллекции брендов ASICS и Vivienne Westwood, которая будет порциями выходить весь этот год, нет авангардных экспериментов с формой, как у Йоджи Ямамото в его линейке Y-3 или у Maison Margiela c их distressed sneakers. Во всяком случае пока (на данный момент показали три модели из пяти запланированных). По большому счету это такой носибельный сувенир для всех уважающих Вивьен Вествуд, ее творческое наследие и историю контркультурной моды в целом — в дизайне каждой пары есть отсылки к какой-то важной коллекции из прошлого. Ничего обидного в определении «сувенир» в данном случае нет, такие вещи тоже имеют право на существование. Тем более что сами эти кроссовки не так просты, как про них можно подумать с первого взгляда.

Например, яркие кроссовки Gel-Kayano 5 OG: от Вествуд помимо логотипа в виде державы на пятке им достался ее фирменный орнамент под названием Squiggle (очень вольно можно перевести как «загогулина») — искать его нужно на язычке и внутренней обшивке. Сейчас бренд Vivienne Westwood ставит его куда угодно, от носков и трусов до обоев, и это может сбить с толку. Но суть в том, что впервые такой орнамент использовали в нашумевшей «пиратской» коллекции 1981 года, которую Вествуд еще делала совместно с Малькольмом Маклареном. Как говорят, прототип Squiggle был позаимствован с африканского шарфа, который подарил Макларену дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак. Пиратская коллекция — это славный для дизайнера период после панка, когда ее вдохновляли романтизм и эксперименты с историческим костюмом. Орнамент Squiggle есть и на второй модели из этой коллаборации, красно-белых GEL-Mai Knit с асимметричной шнуровкой.

По большому счету в случае с Kayano 5 команда Вествуд просто раскрасила готовую модель ASICS. Цветовое решение кроссовок (пурпурно-бордовый со вставками оранжевого и голубого) тоже можно считать оммажем той «пиратской» коллекции, поскольку она была в буквальном смысле очень яркой и запомнилась в том числе из-за расцветки.

То, что в этой обуви нет никаких экспериментов с формой или силуэтом, — на самом деле не сюрприз. Вествуд делает кроссовки под собственным брендом не первый год — и, судя по этим вещам, формотворчество в работе с обувью спортивного типа ее, в принципе, не особенно интересует. Все силуэты обычно очень стандартные. Есть и на удивление консервативные варианты, например модель Leather Derby Trainers: если закрыть глаза на лого с державой, то фамилия Вествуд, кажется, будет в числе последних, которая могла бы прийти в голову применительно к этой обуви. Зона экспериментов Вивьен и ее команды на кроссовках, когда они в принципе бывают, — это принты как в собственных коллекциях, так и в коллаборациях.

Буквально в прошлом году выходила ее очередная коллаборация с Vans на базе модели Sk8-Hi под названием Anglomania (как оммаж едва ли не самой известной широкой публике коллекции дизайнера), сделанная специально для японского рынка и ровно по тому же принципу: готовая форма спортивной обуви плюс фирменный принт дизайнера под названием Piccadilly Circus. Так же с точки зрения дизайна была сделана и их первая совместная работа 2016 года (тоже эксклюзивно для Японии), когда вышли классические слипоны Vans с принтом anarchy stripe и лого дизайнера на одном из кедов.

Судя по тому, что уже показали, по этому принципу будет построена вся коллаборация с японским брендом. В обозримом будущем должны выйти еще одни кроссовки ASICS и Vivienne Westwood — модель GEL-Saga (дату их выхода пока не назвали), не менее интересная, чем первые две. А в смысле работы с отсылками к истории, возможно, самая интересная из всех.

Возможно, вы уже видели эти кроссовки с маленьким крылатым Эротом на пятке. Это фрагмент картины Франсуа Буше «Похищение Европы», а сами кроссовки — оммаж еще одной знаменитой коллекции Вествуд 1990 года под названием «Портрет» (осень-зима 1990/1991) и некоторым другим ее работам разных лет. В комплект к кроссовкам идут два комплекта стелек. На первом снова Эроты с лентой с того же «Похищения». На втором — фрагмент картины Буше «Дафнис и Хлоя». Это, конечно, не просто красоты ради. Обе картины — из знаменитого лондонского Собрания Уоллеса (The Wallace Collection), одного из любимых музеев Вествуд, куда она ходит за вдохновением уже не один десяток лет. В коллекции «Портрет» дизайнер использовала фрагмент с главными героями «Дафниса и Хлои» для оформления одного из своих корсетов, шелковых платков и даже галстука. «Похищение Европы» тоже не раз появлялась на вещах бренда Вествуд.

Например, в 2017 году на футболках в линейке Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood с явно политическим подтекстом (помимо картины на вещах был номер европейской службы экстренной помощи). Говорят, Андреас Кронталер, супруг и творческий партнер Вествуд последние 25 лет, любит спортивную обувь ASICS, так что выбор второй картины тут тоже не случаен.

Тут, правда, возникает вопрос, считает ли та публика, которая интересуется дорогими хайповыми кроссовками, все эти отсылки к истории моды? Вполне может быть, что нет. В конце концов, streetwear и подиумная мода, даже такая, как у Вивьен Вествуд, долго развивались в параллельных вселенных. Например, фотографии модели Gel Saga появились на всех нишевых ресурсах, которые пишут про кроссовки, но главную изюминку в основном описывали общими словами вроде «какая-то мифологическая сцена» или «ангелочек в окружении каких-то нимф» — и без объяснений, как связаны «ангелочки», мифологические сцены и Вествуд. На Highsnobiety сцену с путти назвали «искусством Ренессанса», и в комментариях под этой статьей пользователи увлеченно зарубились на тему, должны ли авторы портала отличать Возрождение от рококо, к которому вообще-то принадлежит Буше и его картины.

Но не зря же про Вивьен Вествуд, имея в виду как раз ее манеру работать с историей искусства, говорят, что она создает не просто одежду, а красивый способ просвещать и образовывать людей (это красивое определение принадлежит известному дилеру модного винтажа Джонни Валенсии). Тут она и ее команда в очередной раз с блеском это продемонстрировала.

Какие еще причины захотеть эту коллаборацию? Например, это самые бюджетные из кроссовок от Вествуд: £185 (плюс доставка в Россию, в случае с официальным сайтом дизайнера это €30). Кроссовки из собственной обувной линейки бренда стоят обычно минимум на £100−200 дороже. Возвращаясь к тому, с чего мы начали этот разговор: для простых смертных коллаборация большого дизайнера со спортивным брендом — это кусочек «большой моды» по сходной цене.