На изящном: «Корабельная роща» Шишкина и государственные крестьяне

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этой неделе вспоминаем кораблестроение в Российской империи и Ивана Шишкина. Как они связаны? А вот как.

«Корабельная роща» — одна из последних картин Ивана Ивановича Шишкина. На ней изображена реальная роща так называемой корабельной сосны в селе Нижнее Афанасово. Мы точно это знаем, так как Шишкин сам сделал надпись на рисунке к картине: «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги». В Большом и Нижнем Афанасово с XVIII века велась заготовка сосен для строительства судов: сосновый ствол использовался для мачт кораблей. На первый взгляд, это обычный пейзаж, но полотна художника-передвижника нельзя понимать буквально — в них заключен определенный символизм. Объясняем какой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что означало изображение корабельной рощи для современников Шишкина в 1898 году?

Корабельная сосна со времен Петра I находилась под охраной государства. В 1703 году император объявил заповедными все деревья, необходимые для кораблестроения. Это был, как сейчас бы сказали, стратегический объект. Государь заботился о качестве флота, а значит, и о достаточном количестве корабельной сосны. Лесозаготовка была настолько важна, что после первых указов Петра I на эту тему последующие десятки лет четверть всех принимаемых природоохранных нормативных документов была посвящена лесу.

Корабельные леса выделялись во всех редакциях лесных уставов и относились к разряду государственных лесов до 1876 года. Все подходы по работе с лесом тщательно регламентировались. Например, мачтовым считалось дерево, из которого можно было получить бревно длиной не менее 19,5 м и диаметром в отрубе 30,5 см. Чтобы получить качественный продукт на выходе, за лесом нужно было определенным образом ухаживать. Кто этим занимался? Конечно, крестьяне.

Иван Шишкин, 1898, «Корабельная роща», Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Шишкин, 1898, «Корабельная роща», Русский музей, Санкт-Петербург
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российское крестьянство после отмены крепостного права в 1861 году было неоднородным и вплоть до начала XX века состояло из категорий, имевших существенные различия в пределах даже одного региона. В аграрном секторе доминировали государственные крестьяне. В середине XIX века они составляли до 40% населения страны и появились, как и корабельные рощи, благодаря Петру I — из незакрепощенных слоев сельского населения, всегда, по сути, были свободными, хотя и прикрепленными к земле.

От этой категории крестьянства в казну поступала примерно треть всех доходов, поэтому государство всячески способствовало улучшению их положения. У них было больше прав, чем у других крестьян, включая право переходить в другие сословия, переселяться на новое место, заключать брак с лицами из других сословий, заниматься торговлей и предпринимательством, отхожими промыслами и т. д. Они имели право владеть и пользоваться землей и лесами; движимым и недвижимым имуществом. Государственные крестьяне могли продавать свое имущество, закладывать, менять, передавать по наследству. Им разрешалось вступать в договорные отношения: в подряды с казной, купцами и промышленниками, брать взаймы. В общем, с точки зрения свобод их жизнь была на порядок качественнее остальных разрядов крестьянства.

Взамен на эти свободы государственные крестьяне были обязаны обрабатывать землю, ухаживать за лесами, выполнять все сопутствующие повинности и, конечно, выплачивать пошлины — куда более существенные, чем у помещичьих и удельных крестьян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большое и Нижнее Афанасово, рядом с которыми находилась изображенная на картине роща, как раз были селами государственных крестьян. Если разбирающийся в корабельной сосне человек присмотрится к деревьям кисти Шишкина, то поймет, что им примерно по 80–90 лет, а значит, о них заботилось не одно поколение крестьян. Судя по тому, в каком отличном состоянии находится лес, какие ровные стволы у деревьев, можно точно сказать, что жители Афанасово прекрасно владели своим ремеслом.

Теперь посмотрим на картину глазами современников Шишкина, знавших и про статус государственных крестьян, и про особое положение корабельного леса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После расцвета промышленного капитализма объекты, подобные корабельной роще, начали исчезать. Корабли строили из металла, и с 1876 года в лесном уставе в разряде государственных лесов перестали выделяться корабельные. То, над чем ответственно трудились поколения свободных государственных крестьян, начало приходить в упадок.

Напомню, что передвижники выступали за либеральные ценности и свободы, выступали против монархии. Волна энтузиазма, вызванная крестьянскими реформами, выливалась в сюжеты картин, посвященные крестьянам, их тяжелому ручному труду, угнетению, но одновременно с этим и их важности в национальном масштабе. Так и Шишкин в своей «Корабельной роще» показывает не просто красивый и знакомый ему с детства пейзаж (Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии), а памятник тому, что может создать не искалеченный годами закрепощения человек.