«Яндекс» и два крупнейших российских кредитных бюро (БКИ) запустили проект по оценке заемщиков-физлиц. Они будут оценивать кредитоспособность заемщиков, вычисляя скоринговый балл (рейтинг кредитоспособности заемщика), опираясь в том числе и на данные, которые собирает «Яндекс». Об этом проекте РБК рассказали два источника на рынке.

Информацию подтвердили представители «Яндекса» и Объединенного кредитного бюро (ОКБ). В бюро кредитных историй «Эквифакс» отказались давать комментарий, но сотрудничество с компанией подтвердил сам «Яндекс».

Совместный проект «Яндекса» и ОКБ называется «Интернет-скоринг бюро». Согласно презентации, которая есть в распоряжении РБК, для оценки платежеспособности партнеры «смешивают» скоринг. У кредитного бюро есть данные о кредитах, запросах на кредиты, платежах человека и его кредитной нагрузке. «Яндекс», в свою очередь, владеет статистическими данными о своих пользователях. Поисковик вычисляет балл на основе своей аналитики, позже этот результат добавляется к оценке БКИ, банк получает общий результат.

«Яндекс» не раскрывает, какие именно данные используются для построения скоринговой модели. Источник, близкий к одному из участников проекта, пояснил, что кредитное бюро передает «Яндексу» в зашифрованном виде два идентификатора клиента: адрес электронной почты и мобильный телефон. На основе этих данных система строит модель и выдает некий процент. При этом «Яндекс» не может понять, по какому человеку получил запрос, и не передает данные клиентов кому-либо.

В «Яндексе» отметили, что все данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре компании, а для анализа учитывается более 1 тысячи разноплановых факторов. По итогам анализа партнер получает только одно число — результат оценки.

Компания подчеркнула, что результат оценки не является руководством к действию и не влияет на скоринговый балл, присвоенный кредитным бюро. «Он носит только рекомендательный характер и передается для использования только в маркетинговых целях», — заявили в «Яндексе».

Опрошенные РБК эксперты при этом отмечают, скоринговый балл, даже полученный на основе обезличенных данных, все равно повышает возможности банков оценивать потенциальных заемщиков. Однако, как отметил управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин, это не страхует компании от исков и репутационного риска.

«Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике «Яндекса» бары, клиент может это посчитать поводом для иска», — добавил Кочерин.

Новую модель оценки заемщиков сейчас тестируют несколько российских банков, сообщил РБК гендиректор ОКБ Артур Александрович. Их точное количество не раскрывается, однако среди участников нет Сбербанка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В московских аптеках начали продавать лекарства в кредит Кредитные истории Законопроект об ограничении иностранного капитала в «значимых IT-компаниях» отзовут из Госдумы. Решение озвучили сразу после реструктуризации «Яндекса»