В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этой неделе вспоминаем кораблестроение в Российской империи и Ивана Шишкина. Как они связаны? А вот как.
Читать в полной версии«Корабельная роща» — одна из последних картин Ивана Ивановича Шишкина. На ней изображена реальная роща так называемой корабельной сосны в селе Нижнее Афанасово. Мы точно это знаем, так как Шишкин сам сделал надпись на рисунке к картине: «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги». В Большом и Нижнем Афанасово с XVIII века велась заготовка сосен для строительства судов: сосновый ствол использовался для мачт кораблей. На первый взгляд, это обычный пейзаж, но полотна художника-передвижника нельзя понимать буквально — в них заключен определенный символизм. Объясняем какой.
Что означало изображение корабельной рощи для современников Шишкина в 1898 году?
Корабельная сосна со времен Петра I находилась под охраной государства. В 1703 году император объявил заповедными все деревья, необходимые для кораблестроения. Это был, как сейчас бы сказали, стратегический объект. Государь заботился о качестве флота, а значит, и о достаточном количестве корабельной сосны. Лесозаготовка была настолько важна, что после первых указов Петра I на эту тему последующие десятки лет четверть всех принимаемых природоохранных нормативных документов была посвящена лесу.
Корабельные леса выделялись во всех редакциях лесных уставов и относились к разряду государственных лесов до 1876 года. Все подходы по работе с лесом тщательно регламентировались. Например, мачтовым считалось дерево, из которого можно было получить бревно длиной не менее 19,5 м и диаметром в отрубе 30,5 см. Чтобы получить качественный продукт на выходе, за лесом нужно было определенным образом ухаживать. Кто этим занимался? Конечно, крестьяне.
Российское крестьянство после отмены крепостного права в 1861 году было неоднородным и вплоть до начала XX века состояло из категорий, имевших существенные различия в пределах даже одного региона. В аграрном секторе доминировали государственные крестьяне. В середине XIX века они составляли до 40% населения страны и появились, как и корабельные рощи, благодаря Петру I — из незакрепощенных слоев сельского населения, всегда, по сути, были свободными, хотя и прикрепленными к земле.
От этой категории крестьянства в казну поступала примерно треть всех доходов, поэтому государство всячески способствовало улучшению их положения. У них было больше прав, чем у других крестьян, включая право переходить в другие сословия, переселяться на новое место, заключать брак с лицами из других сословий, заниматься торговлей и предпринимательством, отхожими промыслами
Взамен на эти свободы государственные крестьяне были обязаны обрабатывать землю, ухаживать за лесами, выполнять все сопутствующие повинности и, конечно, выплачивать пошлины — куда более существенные, чем у помещичьих и удельных крестьян.
Большое и Нижнее Афанасово, рядом с которыми находилась изображенная на картине роща, как раз были селами государственных крестьян. Если разбирающийся в корабельной сосне человек присмотрится к деревьям кисти Шишкина, то поймет, что им примерно по 80−90 лет, а значит, о них заботилось не одно поколение крестьян. Судя по тому, в каком отличном состоянии находится лес, какие ровные стволы у деревьев, можно точно сказать, что жители Афанасово прекрасно владели своим ремеслом.
Теперь посмотрим на картину глазами современников Шишкина, знавших и про статус государственных крестьян, и про особое положение корабельного леса.
После расцвета промышленного капитализма объекты, подобные корабельной роще, начали исчезать. Корабли строили из металла, и с 1876 года в лесном уставе в разряде государственных лесов перестали выделяться корабельные. То, над чем ответственно трудились поколения свободных государственных крестьян, начало приходить в упадок.
Напомню, что передвижники выступали за либеральные ценности и свободы, выступали против монархии. Волна энтузиазма, вызванная крестьянскими реформами, выливалась в сюжеты картин, посвященные крестьянам, их тяжелому ручному труду, угнетению, но одновременно с этим и их важности в национальном масштабе. Так и Шишкин в своей «Корабельной роще» показывает не просто красивый и знакомый ему с детства пейзаж (Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии), а памятник тому, что может создать не искалеченный годами закрепощения человек.