В Париже начался показ 700-часового фильма про физика Льва Ландау, который уже называют «культурным феноменом»

Производство проекта длилось 13 лет. Съемки ― три года. Все это время около 300 актеров жили в специально построенном павильоне в Харькове, где все было максимально приближенно к условиям в СССР. Практически все сцены насилия и секса актеры не играли, а проживали в действительности.
В Париже начался показ 700-часового фильма про физика Льва Ландау, который уже называют «культурным феноменом»
CHRISTOPHE PETIT TESSON / EPA-EFE / Vostock Photo

24 января в Париже стартовал проект «Дау» Ильи Хржановского, который начинался как байопик о советском физике Льве Ландау, а в итоге обернулся 700-часовым арт-перформансом на тему тоталитаризма и власти СССР. В «Дау» входят 13 фильмов и сериалов разной продолжительности, а также различные конференции, концерты и выставки. Показ будет проходить в трех пространствах Парижа — театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сценарий проекта написал российский писатель Владимир Сорокин, известный такими остросоциальными романами, как «Голубое сало» и «Лед». Режиссером выступил Илья Хржановский ― российский постановщик, сценарист и продюсер, член Европейской академии киноискусств и Гильдии кинорежиссеров России. Он начал работу над проектом в 2006 году, съемки стартовали в 2008-ом и продолжались три года.

Специально для проекта в Харькове построили специальный павильон, где воссоздали несколько советских улиц, физико-технический институт, где работал Ландау, а также столовую. На протяжении почти трех лет актеры (а их было около 300) здесь практически жили. При этом Хржановского не раз критиковали за то, что он часто подвергал актеров опасности и унижениям, чтобы доподлинно передать атмосферу советского времени.

В общей сложности на производство проекта ушло тринадцать лет. По словам Альбины Ковалевой, продюсера Би-би-си, участвовавшей в съемках, за это время «Дау» превратился не просто в фильм, а в культурный феномен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она также рассказала, что режиссер намеренно ставил участников в беспокойные ситуации и усиливал чувство клаустрофобии за счет неровных лестниц и угнетающе темных коридоров.

В 2011 году после завершения съемок «Коммерсантъ» писал о том, как разрушили декорации фильма. По сюжету в институт ворвалась группа неонацистов, которые разгромили здание и убили всех сотрудников, среди которых было много евреев. В съемках участвовали члены банды Максима Марцинкевича (Тесак). А после разрушения декораций прошла рейв-вечеринка, на которую были приглашены нью-йоркский диджей Spooky и канадская певица Peaches.

После первых отзывов в соцсетях возникли дискуссии об этичности фильма. Французская Le Monde писала, что все сцены секса и насилия были настоящими. Например, в сцене, где КГБ мучает девушку Наташу, актриса не имитирует, а действительно засовывает себе в вагину бутылку (кинокритик «Медузы» Антон Долин отмечает, что ее сыграла женщина, применяющая БДСМ-практики и давшая согласие на съемки).

Как объяснила литературный критик Анна Наринская, в проекте все же есть граница между реальность и актерской игрой. «Когда в Дау секс, испражнения и драки — это всё взаправду. А когда смерть и инцест — нет», — написала Наринская в «Новой газете».

Показы в Париже длятся по 24 часа. Перед просмотром зрители должны сдать смартфоны, заполнить анкету о себе и пройти через разговор со священнослужителем.