Идея «Московских соло. Кунстхалле музыки» принадлежит композитору и художнику Ари Бенджамину Мейерсу. Суть проекта в том, чтобы вынести музыку за пределы концертных залов и освободить от форматов, которые накладывает индустрия. Так, место действия переносится из стадионов и клубов на рынки и торговые пространства — места со сложной и неоднородной средой и случайной аудиторией, далекой от современного искусства.

В так называемых «музыкальных интервенциях» принимают участие продавцы, сотрудники администрации торговых площадок, а курируют все это действо современные художники и музыканты, а также сотрудники фонда V-A-C Никита Рассказов и Андрей Паршиков. Концерты прошли на территории трех московских рынков: Ленинградского, Братиславского и Черемушкинского, а также в торговом центре «Тройка».

Черемушки

Художница Анастасия Толчнева поговорила с продавцами пяти торговых точек рынка и на основе их рассказов придумала музыкальную инсталляцию «Нетто». Это специальные весы, установленные в пяти прилавках, которые может активировать любой покупатель — для этого достаточно положить на них любой предмет, после чего заиграет композиция на дудуке (духовой язычковый инструмент). Толчнева создавала мелодии, вдохновляясь услышанными историями, поэтому звук конвертируется алгоритмом в зависимости от товара и его веса — будь это жужжание пчел в точке торговли медом или стук пересыпаемых орехов на прилавке торговца сухофруктами.

Братиславский рынок

Молодые участники группы «Созвездие Отрезок» устроили на Братиславском рынке музыкальный перформанс, к которому присоединился музыкант-любитель, заехавший пообедать пад-таем. С собой музыканты принесли контрабас и барабан, ксилофон и метроном, а еще — колокольчики, длительность звучания которых менялась в зависимости от обстановки и количества людей вокруг.

Ленинградский рынок

Ленинградский рынок — место особенное. Он существует с 1963 года, многие сотрудники работают здесь не одно десятилетие — и поэтому не слишком благожелательно относятся к «интервенциям» на свою территорию. Но в итоге и они попали под обаяние Антохи МС, устроившего на рынке «Музыкальную переменку». Участники перформанса под строки «Рынок, рынок, рынок, благодать! Рынок, рынок, рынок, посещает наша мать» станцевали под стук барабанов, бодро перемещаясь между прилавками со специями, зеленью и фруктами.

Торговый центр «Тройка»

Над музыкальной постановкой «Дальше только громкая связь» работали художник Виктор Алимпиев и композитор Алексей Коханов. По задумке участники перформанса обмениваются приветствиями с помощью мегафонов, передвигаясь по торговому центру, в том числе на траволаторах. «Полотна траволаторов пронизывают здание подобно молниям, и точно так же сам перформанс пронизывает тихий ритуал консюмеризма неожиданными звуками новой «громкой связи», — рассказал Коханов.

У Алимпиева и Коханова получилось, пожалуй, самое сильное вторжение в привычный ход вещей. Каждый второй посетитель, случайно ставший зрителем перформанса, реагировал на него. А значит, эффект «громкой связи» был достигнут.

Проект «Московское соло. Кунстхалле музыки» продлится до 15 сентября.